Письмо Минфина России от 1 марта 2017 г. N 02-07-10/11405
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по отдельным вопросам проведения инвентаризации имущества казны и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) субъект учета, исходя из особенностей его деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, вправе порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств установить в рамках своей учетной политики.
Таким образом, особенности порядка проведения инвентаризации устанавливается Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города с учетом действующего законодательства.
Проведение инвентаризации в учреждении осуществляется инвентаризационной комиссией учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (пункт 3 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
Требования к оформлению первичных учетных документов (регистров), составляемых при инвентаризациях, проводимых учреждениями (органами государственного сектора) установлены Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания N 52н).
Сведения о фактическом наличии инвентаризируемых объектов учета (в рассматриваемом случае - реестровых записей об объектах имущества муниципальной казны в Реестре муниципального имущества) записываются комиссией учреждения в Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по соответствующим объектам учета (например, в Инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам муниципальной казны), подписываемые председателем комиссии и членами комиссии.
В форме Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), утвержденной Методическими указаниями N 52н, предусмотрена графа 15 "Примечание", в которой указываются причины выявленных расхождений (недостачи, излишков) и (или) предложения по их устранению.
Согласно Методическим указаниям N 52н указанная Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) является основанием для составления и подписания инвентаризационной комиссией Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее - Акт (ф. 0504835). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к Акту (ф. 0504835) прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
С учетом изложенного, инвентаризационная комиссия при выявлении расхождений данных бухгалтерского учета об объектах, составляющих имущество казны, с данными реестра муниципальной собственности (далее - расхождения) устанавливает причины указанных расхождений по каждому отдельному случаю, которые отражаются в примечаниях при заполнении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости), и формирует предложения по их устранению.
Предложения об урегулировании (устранении) выявленных при инвентаризации расхождений данных реестра муниципального имущества и данных бухгалтерского (бюджетного) учета представляются на рассмотрение руководителю субъекта учета, принимающему окончательное решение по выявленным фактам расхождений (об уточняющих записях в реестре муниципальной собственности, об уточняющих записях в бухгалтерском (бюджетном) учете, об иных решениях) (пункт 5.4 Методических указаний N 49).
Следует обратить внимание, что инвентаризация будет являться завершенной при соответствующем оформлении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) и оформленных результатов инвентаризации Актом (ф. 0504835).
Согласно пункту 20 Инструкции N 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация (по завершению процедуры инвентаризации).
Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 20 Инструкции N 157н).
Основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корректировочных записей по результатам инвентаризации являются Инвентаризационные описи (сличительные ведомости), Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), Акт (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие корректировочные записи.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Законом о бухучете перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом. Это может быть прописано в его учетной политике.
Сведения о фактическом наличии инвентаризируемых объектов учета, в т. ч. реестровых записей об объектах имущества муниципальной казны в Реестре муниципального имущества записываются комиссией учреждения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по соответствующим объектам учета.
В форме такой описи по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) предусмотрена графа 15 "Примечание", в которой указываются причины выявленных расхождений (недостачи, излишков), предложения по их устранению.
Указанная опись является основанием для составления и подписания акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835). При выявлении расхождений к акту прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Предложения об урегулировании (устранении) расхождений данных реестра муниципального имущества и данных бухучета представляются на рассмотрение руководителю субъекта учета.
На основании описи, ведомости, акта и иных документов вносятся корректировочные записи по результатам инвентаризации.
Письмо Минфина России от 1 марта 2017 г. N 02-07-10/11405
Текст письма опубликован в журнале "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", май-июнь 2017 г., N 3