Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 марта 2017 г. N 03-07-13/1/16496
Вопрос: 1. ООО, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - "Общество") импортирует товары (в частности, производства Республики Польша) на территорию Российской Федерации (государства - участника ЕАЭС), осуществляет таможенные процедуры таможенного декларирования на территории Российской Федерации, уплачивает налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
2. Далее, в отношении этих товаров Общество:
- вывозит указанные товары, ранее прошедшие процедуру таможенного оформления на территории Российской Федерации и выпущенные в свободное обращение, на территорию Республики Беларусь по договору ответственного хранения, заключённого с компанией - резидентом Республики Беларусь;
- осуществляет реализацию указанных товаров, ранее размещённых по договору ответственного хранения на складе на территории Республики Беларусь, с этого склада в адрес контрагентов - организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.
3. При этом Общество не зарегистрировано в какой-либо форме на территории Республики Беларусь.
Позиция Общества относительно применения налога на добавленную стоимость в описанном выше случае состоит в следующем:
Применение налога на добавленную стоимость во взаимной торговле Российской Федерации и государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющемся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно пункту 3 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации установлен нормами статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Правильно ли мы понимаем, что в описанном выше случае (в том числе согласно разъяснениям Минфина России N 03-07-13/1/74489 от 18.12.2015; N 03-07-13/01-02 от 10.01.2013; а также разъяснению ФНС России N ЕД-4-3/5912@ от 10.04.2012) местом реализации товаров является территория Российской Федерации, и операции по реализации товаров со склада ответственного хранения на территории Республики Беларусь признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации, а также - что по данным операциям применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 20 раздела III Протокола, в том числе заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
В части позиции Общества относительно применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 21 апреля 1995 г.; далее - "Соглашение") полагаем следующее:
В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
В соответствии со ст. 5 Соглашения, термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве. Также указанной статьёй приведён ряд примеров ситуаций, приводящих к образованию постоянного представительства.
В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2 ст. 306 НК РФ) указано, что к образованию постоянного представительства иностранной организации приводит деятельность такой организации на территории Российской Федерации, связанная с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов.
Таким образом, правильно ли мы понимаем, что в результате системного толкования изложенных выше положений законодательства, а также учитывая тот факт, что Общество реализует принадлежащие ему товары на территории Республики Беларусь, размещённые на складе по договору ответственного хранения (то есть указанный склад, находящийся на территории Республики Беларусь, не арендуется Обществом и не находится в собственности Общества), указанная деятельность Общества не приводит к образованию постоянного представительства в Республике Беларусь для целей налогообложения доходов?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения налога на добавленную стоимость российской организацией в отношении товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь по договору ответственного хранения и в дальнейшем реализуемых на территории Республики Беларусь белорусскому хозяйствующему субъекту сообщает, что позиция Департамента, изложенная в письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 10 января 2013 г. N 03-07-13/01-02 и от 18 декабря 2015 г. N 03-07-13/1/74489, упоминаемых в обращении, не изменилась.
Что касается вопроса об образовании постоянного представительства российской организации на территории Республики Беларусь для целей налогообложения доходов, то в соответствии со статьей 7 Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (далее - Соглашение) прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этом постоянному представительству.
Под постоянным представительством согласно статье 5 Соглашения понимается постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве.
Вместе с тем отмечаем, что по вопросу образования постоянного представительства в Республике Беларусь в соответствии с белорусским налоговым законодательством следует обратиться в соответствующий компетентный орган Республики Беларусь.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об образовании постоянного представительства российской организации на территории Республики Беларусь. Во внимание принимаются положения Соглашения об избежании двойного налогообложения от 21 апреля 1995 г.
Указано, что прибыль предприятия одного государства может облагаться налогом только в этом государстве, если предприятие не занимается деятельностью в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Прибыль может облагаться налогом в этом другом государстве в части, которая относится к представительству.
По вопросу образования постоянного представительства в Белоруссии следует обратиться в соответствующий компетентный орган Республики.
Дополнительно разъяснено, какими рекомендациями можно пользоваться при применении НДС в отношении товаров, вывезенных в Белоруссию по договору ответственного хранения и в дальнейшем реализуемых на территории Республики.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 марта 2017 г. N 03-07-13/1/16496
Текст письма официально опубликован не был