Предписание Счетной палаты РФ от 18 мая 2016 г. N ПП 01-28/02/2-04
По результатам контрольного мероприятия "Проверка законности, эффективности и целевого использования средств федерального бюджета, направленных в 2011 - 2014 годах на реформирование и функционирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" в адрес Министерства обороны Российской Федерации направлено представление Счетной палаты Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. N ПР 02-17/02-04ДСП (далее - представление), срок исполнения которого в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 4 декабря 2015 г. N 56К (1067) продлен до 1 марта 2016 года.
Анализ информации, направленной Минобороны России по результатам выполнения представления (письма от 6 ноября 2015 г. N 211/1395дсп, от 29 февраля 2016 г. N 205/1015дсп), показал, что Минобороны России не выполнены или выполнены частично следующие требования Счетной палаты Российской Федерации:
1. Не разработаны ведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы деятельности финансово-экономических органов. В частности, деятельность управлений финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации (далее - УФО МО РФ) и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") регламентируется в основном положениями бюджетного законодательства Российской Федерации, учредительными документами участников бюджетного процесса, а также временными инструкциями (порядками, правилами), не утвержденными правовыми актами Минобороны России (пункт 1 представления).
2. Не утвержден порядок финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) в особый период, не проведены организационные, информационно-технические и иные мероприятия по обеспечению реализации указанного порядка, в том числе с использованием технологий национальной платежной системы (пункт 2 представления).
Данное требование установлено в представлении, поскольку специальное ПО "Алушта" (далее - СПО "Алушта"), используемое для обеспечения основной части личного состава Вооруженных Сил денежным довольствием через ФКУ "ЕРЦ МО РФ", исключает возможность автономной работы, что в случае ведения военных действий не позволит обеспечить ввод данных для производства расчетов по денежному довольствию. При этом осуществление расчетов с военнослужащими по денежному довольствию посредством электронных баз данных и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры международных платежей систем Visa и MasterCard создает предпосылки для несанкционированного доступа к личным данным военнослужащих, анализа информации о численном составе Вооруженных Сил и угрозы блокировки расчетов. Нормативно-правовая база по организации финансового обеспечения Вооруженных Сил в особый период отсутствует.
3. Не обеспечена надлежащая регистрация в налоговых органах юридических лиц (их обособленных подразделений), подведомственных Минобороны России (пункт 3 представления). В частности, регистрация УФО МО РФ осуществлялась по месту нахождения воинских частей (организаций) как своих обособленных подразделений, что не соответствовало организационной структуре УФО МО РФ и являлось представлением недостоверных сведений в налоговые органы. Кроме того, УФО МО РФ осуществляли перечисление сумм НДФЛ в бюджеты по месту нахождения указанных воинских частей и организаций, фактически не являвшихся их обособленными подразделениями, что нарушает требования пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в целях обеспечения уплаты сумм НДФЛ, удержанных с денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, по местам дислокации воинских частей (организаций) Минобороны России открыты налоговые обязательства в территориальных органах ФНС России в порядке, предусмотренном для других видов налогов (например, водного налога, налога на игорный бизнес, налога на имущество), что не соответствует статье 226 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок исчисления и уплаты НДФЛ (пункт 3 представления).
4. Не определены центральные финансово-экономические органы военного управления Минобороны России, ответственные за планирование, координацию и контроль деятельности финансовых органов Минобороны России, что не позволяет обеспечить качественное выполнение задач финансового планирования и использование бюджетных средств (пункт 4 представления).
Согласно положениям о ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и ФКУ "УФО МО РФ", утвержденным Министром обороны Российской Федерации, учреждения находятся в ведомственном подчинении Минобороны России и взаимоотношения учреждения с органами военного управления осуществляются в порядке, установленном в Минобороны России.
Вместе с тем в ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и ФКУ "УФО МО РФ" в 2011 - 2014 годах не поступали правовые акты Минобороны России и другие документы, устанавливающие (определяющие) подчиненность (нахождение в ведении) учреждения центральным финансово-экономическим органам военного управления Минобороны России в общем либо в отдельности по определенным вопросам деятельности, а также иным центральным органам военного управления Минобороны России (в необходимых случаях),
Таким образом, не были определены центральные финансово-экономические органы военного управления Минобороны России, ответственные за управление деятельностью ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и ФКУ "УФО МО РФ" как одного из ключевых элементов системы финансового обеспечения Вооруженных Сил и, соответственно, за планирование и результаты деятельности учреждения.
Не представлена информация о рассмотрении обоснованности численности и структуры УФО МО РФ с учетом объемов выполняемых ими задач и функций (пункт 4 представления).
При переходе на территориальный принцип финансового обеспечения войск (сил) численность УФО МО РФ на 6,3% превысила численность персонала расформированных финансово-экономических органов. Кроме того, с момента создания УФО МО РФ объем выполняемых ими работ сокращался, что связано с передачей в 2012 году в ФКУ "ЕРЦ МО РФ" расчетов по денежному довольствию военнослужащих, сокращением объемов исполняемых расходных обязательств и количества обслуживаемых воинских частей (подразделений).
5. Не в полном объеме обеспечен контроль финансовых органов Минобороны России за достоверностью используемой СПО "Алушта" (изделие 83т633) информации из базы данных при централизованных расчетах по денежному довольствию и иным выплатам военнослужащим и заработной плате гражданскому персоналу, что приводит к необоснованному вводу в указанную базу данных информации об установлении различных видов надбавок, а также к несвоевременному и (или) неполному получению денежного довольствия военнослужащими, к переплатам и неположенным выплатам денежного довольствия.
Проводимые Минобороны России мероприятия в рамках выполнения данного требования не обеспечивают контроль финансовых органов Минобороны России за достоверностью вводимой в СПО "Алушта" (изделие 83т633) информации, необходимой ФКУ "ЕРЦ МО РФ" для начисления денежного довольствия военнослужащим, в связи с отсутствием доступа ФКУ "ЕРЦ МО РФ" к оправдательным документам, являющимся основанием для начисления указанных выплат (пункт 6 представления).
6. Не в полной мере проведены мероприятия по завершению реорганизации и ликвидации юридических лиц, подведомственных Минобороны России, приведению правового положения и учредительных документов федеральных государственных учреждений в соответствие с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части указания в наименовании юридических лиц их организационно-правовой формы). Конкретная информация о количестве реорганизованных и ликвидированных юридических лиц, подведомственных Минобороны России, а также учреждений, чьи учредительные документы и правовое положение приведены в соответствие с указанными требованиями законодательства, Минобороны России не представлена (пункт 7 представления).
Не определен правовой статус воинских частей, в том числе ранее являвшихся юридическими лицами, что не позволяет Минобороны России в полном объеме выполнять требования налогового законодательства и законодательства в сфере уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (пункт 7 представления).
Не проведена сверка учетных данных Минобороны России о количестве юридических лиц в Вооруженных Силах с данными о количестве организаций-страхователей Вооруженных Сил, зарегистрированных в Фонде социального страхования Российской Федерации и Пенсионном фонде Российской Федерации, с целью приведения количества юридических лиц к единому значению (пункт 7 представления),
7. Не принято решение об использовании находящейся на базах и складах центров материально-технического обеспечения военных округов специализированной техники. Не в полном объеме проведена инвентаризация указанной техники, а также движимого и недвижимого имущества, находящегося на балансе территориальных управлений имущественных отношений Минобороны России, в том числе переданного в безвозмездное пользование специализированным сторонним организациям, и объектов незавершенного строительства, принятых федеральным казенным учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" от реорганизованных отделов (групп) финансирования капитального строительства. Не обеспечено закрепление движимого и недвижимого имущества, находящегося на балансе территориальных управлений имущественных отношений Минобороны России, в том числе за материально ответственными лицами специализированных сторонних организаций (ОАО "РЭУ", ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Славянка", АО "ГУ ЖКХ"), переданного им в безвозмездное пользование (пункт 8 представления).
Данные требования указаны в представлении, поскольку в ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2011 - 2012 годах Минобороны России закуплена специализированная техника в количестве 2 955 единиц, которая в течение более двух лет находится у грузополучателей - на базах и складах центров материально-технического обеспечения военных округов (флотов) и не используется по назначению. Кроме того, установлены факты непроведения инвентаризации имущества, в том числе при реорганизации квартирно-эксплуатационных органов, отделов финансирования капитального строительства, а также при передаче его в безвозмездное пользование специализированным сторонним организациям.
8. В центральном аппарате Минобороны России не утвержден график документооборота, что является нарушением пункта 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. 157н (пункт 10 представления).
9. Не завершена работа по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" в части разработки нормативного акта Минобороны России, регулирующего вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (пункт 13 представления).
10. Не приняты меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущении нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, в использовании материальных и денежных средств, в нарушении налогового законодательства, порядка применения бюджетной классификации расходов бюджетов, при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности, а также других нарушений в сфере государственных закупок, бюджетного и гражданского законодательства (пункт 16 представления). Конкретная информация и копии документов, подтверждающие исполнение данного требования, не представлены.
С учетом изложенного и на основании статьи 27 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру обороны Российской Федерации предписывается:
1) разработать ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность управлений финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации";
2) разработать и утвердить порядок финансового обеспечения Вооруженных Сил в особый период, обеспечить проведение организационных, информационно-технических и иных мероприятий по обеспечению реализации указанного порядка, в том числе с использованием технологий национальной платежной системы;
3) обеспечить надлежащую регистрацию в налоговых органах юридических лиц (управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации, их обособленных подразделений), подведомственных Министерству;
4) определить центральные финансово-экономические органы военного управления Минобороны России, ответственные за планирование, координацию и контроль деятельности финансовых органов Министерства;
5) рассмотреть обоснованность численности и структуры управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации с учетом объемов выполняемых ими задач и функций;
6) обеспечить контроль финансовых органов за достоверностью ввода в СПО "Алушта" (изделие 83т633) информации, используемой ФКУ "ЕРЦ МО РФ" при централизованных расчетах по денежному довольствию и иным выплатам военнослужащим, на основе их доступа к обосновывающим (оправдательным) документам;
7) представить информацию об учреждениях, в отношении которых завершены процедуры их реорганизации и ликвидации, а также учреждений, учредительные документы и правовое положение которых приведены в соответствие с требованиями законодательных актов. Провести сверки учетных данных Минобороны России о количестве юридических лиц в Вооруженных Силах с данными о количестве организаций - страхователей Вооруженных Сил, зарегистрированных в Фонде социального страхования Российской Федерации и Пенсионном фонде Российской Федерации, с целью приведения количества юридических лиц к единому значению;
8) принять решение об использовании находящегося на базах и складах центров материально-технического обеспечения военных округов движимого имущества (техники). Провести инвентаризацию указанной техники, а также движимого и недвижимого имущества, находящегося на балансе территориальных управлений имущественных отношений Минобороны России, в том числе переданного в безвозмездное пользование специализированным сторонним организациям, и объектов незавершенного строительства, принятых федеральным казенным учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" от реорганизованных отделов (групп) финансирования капитального строительства. По результатам инвентаризации обеспечить закрепление имущества за материально ответственными лицами специализированных сторонних организаций;
9) разработать и утвердить единый график документооборота в центральных органах военного управления Минобороны России;
10) разработать и утвердить нормативный правовой акт Минобороны России, регулирующий вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
11) принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущении нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, в использовании материальных и денежных средств, в нарушении налогового законодательства, порядка применения бюджетной классификации расходов бюджетов, при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности, а также других нарушений в сфере государственных закупок, бюджетного и гражданского законодательства. Представить конкретную информацию о лицах, привлеченных к ответственности.
Также информирую, что в соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения предписания Коллегия Счетной палаты Российской Федерации может по согласованию с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам Минобороны России,
Кроме того, должностные лица Минобороны России могут быть привлечены к административной ответственности на основании части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания Счетной палаты Российской Федерации.
Предписание направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 апреля 2016 г. N 19К (1094).
В соответствии с частью 4.1 статьи 27 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру обороны Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, надлежит уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения предписания в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 15 января 2017 года.
Председатель |
Т.А. Голикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Счетной палаты РФ от 18 мая 2016 г. N ПП 01-28/02/2-04
Текст предписания официально опубликован не был