1. Введение и общие положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2347ГС по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации (далее - Перечень поручений).
Методические рекомендации описывают принципы и порядок внедрения в субъектах Российской Федерации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации (далее - целевые модели) и формирование критериев оценки достижения показателей, установленных в целевых моделях, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Настоящие рекомендации формируются для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также для организаций, имеющих отношение к процессу внедрения целевых моделей.
Методические рекомендации разработаны с учетом:
методических рекомендаций по формированию целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденных Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым от 14 декабря 2016 г. N 9555п-П13;
постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";
методических рекомендаций по применению проектного управления при решении задач улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, утвержденных протоколом заседания Рейтингового комитета по формированию "Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации" от 8 сентября 2015 г. N 8;
внедрения методов проектного управления и создания единого набора инструментов ("дорожных карт"), а также действующих организационных структур (региональных проектных офисов), сформированных в субъектах Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июля 2015 г. N Пр-1366 (далее - региональный проектный офис).
2. Основные принципы внедрения целевых моделей
2.1. Целевая модель - совокупность обязательных целевых показателей (сроки, стоимость, количество процедур и др.) по ключевым факторам, наиболее влияющим на улучшение инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации.
2.2. Основными принципами внедрения целевых моделей являются:
обеспечение достижения конечного результата - реализация мероприятий должна приводить к достижению запланированных эффектов и проверяться на основе измерения целевых показателей;
личная ответственность - назначение и контроль ответственности отдельных должностных лиц за результаты и сроки реализации мероприятий с применением мер ответственности и поощрения;
эффективное межведомственное и меж организационное взаимодействие - особые механизмы координации действий заинтересованных государственных органов и организаций;
системность - комплексный подход к планированию и реализации мероприятий "дорожных карт" по внедрению целевых моделей, анализ и проверка полноты учета всех необходимых мероприятий для достижения целевых показателей.
2.3. Цель внедрения целевых моделей - обеспечить достижение целевых значений показателей (сроки, стоимость, количество процедур и др.), установленных в целевых моделях, по ключевым факторам, влияющим на улучшение инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации по приоритетному направлению, к которому относится целевая модель (далее - целевые значения).
3. Участники процесса внедрения целевых моделей и их задачи
3.1. Рабочие группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевых моделей, сформированные и утвержденные федеральными органами исполнительной власти в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Перечня поручений (далее - федеральные рабочие группы).
Основные задачи:
мониторинг и контроль за внедрением целевых моделей в субъектах Российской Федерации;
выявление лучших практик внедрения целевых моделей;
координация лиц, ответственных за внедрение целевых моделей в рамках региональных проектных офисов;
решение системных проблем, возникающих в ходе внедрения целевых моделей;
формирование рекомендаций по внедрению соответствующих целевых моделей;
подготовка предложений по корректировке целевых моделей и разработке новых целевых моделей;
проверка информации о ходе внедрения целевых моделей и оценка достижения текущих значений, фиксируемых субъектами Российской Федерации в рамках работы региональных проектных офисов по достижению целевых значений (далее - текущие значения).
3.2. Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
Основные задачи:
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за мониторинг внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации (далее - ответственные федеральные органы исполнительной власти);
взаимодействие с региональными проектными офисами по внедрению целевых моделей;
обеспечение эффективного применения механизмов мониторинга и контроля за достижением целевых значений;
подготовка сводной информации и докладов о ходе внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации;
представление в Правительство Российской Федерации предложений о внесении изменений в целевые модели.
3.3. Ответственные федеральные органы исполнительной власти.
Основные задачи:
обеспечение участия представителей ресурсоснабжающих, теплоснабжающих и сетевых организаций, территориальных органов в соответствии с компетенцией в работе региональных проектных офисов;
мониторинг внедрения целевых моделей по профильному направлению;
проведение семинаров-совещаний, в том числе в формате видео-конференцсвязи#, для лиц, ответственных за внедрение целевых моделей в региональных проектных офисах;
направление согласованных с Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" предложений о необходимости корректировки целевых моделей в Минэкономразвития России.
3.4. Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - Агентство).
Основные задачи:
координация деятельности основных участников процесса внедрения целевых моделей;
создание и техническая поддержка информационной системы "Region-ID" (далее - система "Region-ID");
обеспечение использования системы "Region-ID" участниками процесса внедрения целевых моделей, в том числе сотрудниками региональных проектных офисов;
методическая и информационная поддержка при внедрении целевых моделей в пределах своей компетенции;
формирование, обеспечение и координация деятельности региональных экспертных групп по мониторингу и контролю за внедрением целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации (далее - региональные экспертные группы);
участие в организации обучения, в том числе дистанционном, и повышении квалификации руководителей и сотрудников региональных проектных офисов;
проведение "контрольных закупок" с целью оценки результатов внедрения целевых моделей (при необходимости).
3.5. Региональный проектный офис - организационная структура, сформированная в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июля 2015 г. N Пр-1366.
Основные задачи:
разработка и обеспечение утверждения "дорожных карт" по внедрению целевых моделей;
организация процесса внедрения целевых моделей в субъекте Российской Федерации, включая вовлечение ресурсоснабжающих и сетевых организаций, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
обеспечение достижения целевых значений;
своевременное внесение информации в систему "Region-ID";
фиксация изменений текущих показателей в процессе достижения целевых значений;
осуществление мониторинга и контроля за реализацией мероприятий "дорожных карт" по внедрению целевых моделей;
взаимодействие с федеральными рабочими группами и ответственными федеральными органами исполнительной власти по вопросам достижения целевых значений;
разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в рамках межведомственного взаимодействия при реализации "дорожных карт" по внедрению целевых моделей.
3.6. Ведущие деловые объединения (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Общероссийская общественная организация "Российский союз промышленников и предпринимателей" и Торгово-промышленная палата Российской Федерации).
Основные задачи:
обеспечение участия представителей в составе федеральных рабочих групп, а также представителей региональных отделений и представителей торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации соответственно в составы региональных экспертных групп для участия в мониторинге внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации;
предоставление рекомендательных писем, подтверждающих экспертную компетенцию и деловую репутацию кандидатов, в состав региональных экспертных групп.
3.7. Региональные экспертные группы - общественные совещательные органы, сформированные Агентством на добровольной основе в целях осуществления мониторинга и оценки внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации.
Основные задачи:
оценка достижения целевых значений при реализации "дорожных карт" по внедрению целевых моделей в субъектах Российской Федерации;
экспертиза и анализ нормативных правовых актов и иных документов, принятых в ходе внедрения целевых моделей;
формулирование актуальных проблем в ходе внедрения целевых моделей и предложение способов их решения;
внесение предложений при реализации мероприятий "дорожных карт" по внедрению целевых моделей;
своевременная и оперативная обратная связь в ходе внедрения целевых моделей.
3.8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС).
Основные задачи:
организация обучения, в том числе дистанционного с помощью системы "Region-ID", и повышение квалификации руководителей и сотрудников региональных проектных офисов;
создание условий для непрерывного повышения компетенций участников региональных проектных офисов.
4. Технологическая поддержка внедрения целевых моделей
4.1. Основным инструментом технологической поддержки внедрения целевых моделей является система "Region-ID".
4.2. Система "Region-ID" - специализированная автоматизированная система, размещаемая Агентством в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://region-id.ru, посредством которой осуществляется информационное взаимодействие участников внедрения целевых моделей в режиме реального времени, включая в том числе обмен документами, фиксацию результатов достижения целевых значений и оценки результатов региональными экспертными группами.
4.3. Основные функции системы "Region-ID":
информационное обеспечение процессов планирования, управления, реализации и контроля за проведением мероприятий "дорожных карт" по внедрению целевых моделей в субъектах Российской Федерации;
обеспечение возможности дистанционного обучения участников процесса внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации.
4.4. Правообладателем системы "Region-ID" является Агентство, техническое обеспечение и поддержка функционирования осуществляется Агентством.
5. Порядок, сроки и мониторинг внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации
5.1. Внедрение целевых моделей в субъектах Российской Федерации осуществляется региональными проектными офисами во взаимодействии с федеральными рабочими группами и ответственными федеральными органами исполнительной власти до конца 2017 года или в иные сроки, обозначенные в соответствующих целевых моделях.
5.2. В рамках внедрения целевых моделей региональными проектными офисами рекомендуется следующий порядок действий:
5.2.1. Назначить из числа сотрудников регионального проектного офиса лиц, ответственных за внедрение каждой целевой модели, и сформировать при необходимости в рамках регионального проектного офиса под руководством ответственного лица организационную структуру (рабочую группу) по внедрению соответствующей целевой модели (целевых моделей).
5.2.2. Назначить из числа сотрудников регионального проектного офиса лицо, ответственное за работу в системе "Region-ID", зарегистрировать указанное лицо, а также сотрудников регионального проектного офиса и лиц, ответственных за внедрение целевых моделей, а также ввести иную необходимую информацию о субъекте Российской Федерации в системе "Region-ID" в срок до 7 февраля 2017 года.
5.2.3. Ввести текущие значения по факторам целевых моделей в систему "Region-ID" в срок до 20 февраля 2017 г.
5.2.4. Сравнить текущие значения по факторам целевых моделей субъекта Российской Федерации с целевыми значениями, выявить разрывы между текущими значениями субъекта Российской Федерации и целевыми значениями и определить задачи по достижению целевых значений.
5.2.5. Разработать и утвердить в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Перечня поручений "дорожную карту" ("дорожные карты"), направленную на решение задач и своевременное достижение целевых значений по каждой целевой модели, и в срок до 1 марта 2017 г. в целях организации мониторинга и оценки внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации разместить указанную "дорожную карту" ("дорожные карты") в системе "Region-ID" по типовой форме (форма в приложении).
5.2.6. Обеспечить своевременную реализацию мероприятий "дорожных карт", а также ежемесячное обновление в системе "Region-ID" информации об изменениях текущих значений, достижении целевых значений и реализации мероприятий "дорожных карт". Указанная информация должна подтверждаться документами, нормативными правовыми актами, ссылками на документы или ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иными фактами, позволяющими оценить изменения текущих значений.
5.2.7. Обновить в сроки к 1 сентября и к 1 декабря 2017 г. в системе "Region-ID" информацию, указанную в пункте 5.2.6 настоящих методических рекомендаций, в целях подготовки сводных докладов Президенту Российской Федерации о ходе внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации.
5.2.8. В случае недостижения целевых значений в обозначенные в "дорожных картах" сроки или неподтверждения федеральными рабочими группами информации о достижении целевых значений и текущих значений разрабатывать дополнительные мероприятия, обновлять указанные "дорожные карты" в соответствующей части, а также вносить соответствующую информацию об изменениях в систему "Region-ID".
5.3. Члены региональных экспертных групп в специальной форме в системе "Region-ID" осуществляют своевременную оценку зафиксированных региональными проектными офисами текущих значений по факторам целевых моделей и иную информацию, указанную в пункте 5.2.6 настоящих методических рекомендаций.
5.4. Федеральные рабочие группы в том числе на основе мнений членов региональных экспертных групп осуществляют при необходимости проверку информации о ходе внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации и дают оценку достижения целевых значений, указанных субъектами Российской Федерации.
5.5. В рамках проведения независимой оценки достижения субъектами Российской Федерации целевых значений Агентством может быть проведена "контрольная закупка" по методу тайного покупателя.
6. Критерии оценки достижения целевых значений
6.1. Критерии оценки достижения целевых значений описаны в разделе "Показатели, характеризующие степень достижения результата" утверждаемых целевых моделей.
6.2. Критериями оценки достижения целевых значений также являются:
выполнение в установленные сроки работ (с указанием текущих значений) по достижению целевых значений и подтверждение данного факта соответствующими документами (нормативные правовые акты, ссылки на документы или ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и др.) с внесением необходимой информации в систему "Region-ID";
результаты "контрольной закупки" (при необходимости);
оценка членов региональных экспертных групп;
результаты рассмотрения информации о достижении региональным проектным офисом целевых значений на заседании соответствующей федеральной рабочей группы.
7. Система мотивации участников региональных проектных офисов
Система мотивации участников является наиболее эффективным способом достижения результата и повышения производительности труда при внедрении целевых моделей. Система мотивации ориентирована на повышение качества работы при внедрении целевых моделей и может быть направлена на поощрение как команды в целом, так и отдельных ее участников.
Рекомендуемая система мотивации может включать следующие элементы:
создание регионального премиального фонда для стимулирования деятельности по внедрению целевых моделей;
награждение почетной грамотой или благодарностью высших должностных лиц субъектов Российской Федерации или руководителей федеральных органов исполнительной власти;
должностной рост государственных и муниципальных служащих при активном участии в работе региональных проектных офисов;
включение участников региональных проектных офисов в кадровый резерв федеральных и (или) региональных органов исполнительной власти;
формирование и развитие специальных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для сотрудников региональных проектных офисов;
участие сотрудников региональных проектных офисов в обучении и повышении квалификации в рамках специальной образовательной программы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Первый заместитель Председателя |
И. Шувалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлены методические рекомендации по внедрению в регионах целевых моделей и формированию критериев оценки достижения показателей, установленных в целевых моделях, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Целевая модель - это совокупность обязательных целевых показателей (сроки, стоимость, количество процедур и др.) по ключевым факторам, наиболее влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионе.
Определены участники процесса внедрения целевых моделей и их задачи. Предусмотрена технологическая поддержка внедрения целевых моделей. Установлены критерии оценки достижения целевых значений.
Методические рекомендации по внедрению в субъектах Российской Федерации целевых моделей и формированию критериев оценки достижения показателей, установленных в целевых моделях, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (утв. Правительством РФ 31 января 2017 г. N 717п-П13)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был