В целях выполнения требований Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 3 марта 2014 года N 60 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), в соответствии со стандартами Приложения 3 к Конвенции о международной гражданской авиации приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 3 апреля 2017 года прилагаемый Инструктивный материал по специальным сообщениям AIREP.
2. ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" (Петрова М.В.), ФГБУ "ГАМЦ Росгидромета" (Мищенко Л.В.), ФГБУ "УГМС Республики Татарстан" (Захаров С.Д.), ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" (Криворучко Н.И.), ФГБУ "Забайкальское УГМС" (Ляшко О.Л.), ФГБУ "Якутское УГМС" (Кузьмич В.И.), ФГБУ "Колымское УГМС" (Климашевский А.В.), ФГБУ "Северное УГМС" (Пуканов С.И.):
2.1. Организовать:
2.1.1 изучение авиационными метеорологами Инструктивного материала по специальным сообщениям AIREP для использования в практической деятельности;
2.1.2 внесение в инструкции по метеорологическому обеспечению полетов изменения, связанные с введением Инструктивного материала по специальным сообщениям AIREP;
2.1.3 подготовку предложений для внесения изменений в инструкции по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), инструкции по производству полетов в районе аэроузла.
2.2. Обеспечить с 3 апреля 2017 года выпуск (распространение) информации в соответствии с Инструктивным материалом по специальным сообщениям AIREP.
3. ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" (Петрова М.В.) обеспечить распространение специальных сообщений AIREP в международный обмен авиаметеорологической информацией.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росгидромета М.Е. Яковенко.
Руководитель Росгидромета |
А.В. Фролов |
Инструктивный материал введен в действие с 3 апреля 2017 г.
Инструктивный материал
по специальным сообщениям AIREP
(утв. приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 2 февраля 2017 г. N 24)
Введение
Инструктивный материал по специальным сообщениям AIREP разработан в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил (ФАП) "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" (утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.03.2014 г. N 60) с учетом Приложения 3 к Конвенции о международной гражданской авиации "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" и документов Российской Федерации в области метеорологического обеспечения гражданской и экспериментальной авиации.
Инструктивный материал по специальным сообщениям AIREP предназначен для использования в практике метеорологического обеспечения полетов воздушных судов.
Инструктивный материал
по специальным сообщениям AIREP
1. Общие положения
1.1 С борта воздушного судна (ВС) проводятся следующие виды наблюдений:
- регулярные наблюдения на этапах набора высоты и полета по маршруту;
- специальные и другие нерегулярные наблюдения на любом этапе полета.
Данные наблюдений с борта ВС передаются через органы ОВД органам метеорологического слежения (ОМС), аэродромным метеорологическим органам.
1.2 Когда в ОМС поступает специальное сообщение о явлении/условии погоды, переданное с борта ВС посредством речевой связи, но явление, в отношении которого передано это сообщение, не требует выпуска SIGMET, ОМС формирует полученное специальное сообщение в виде AIREP Special в соответствии с установленными форматами (п. 2 далее) и рассылает его в соответствии с правилами рассылки сообщений SIGMET.
Примечание - При использовании AFTN рассылаемое сообщение AIREP Special (ARS) направляется также в адреса ВЦЗП Лондон, ВЦЗП Вашингтон и соответствующий VAAC (в отношении вулканической деятельности).
1.3 Сообщение AIREP Special действительно для распространения в течение 60 минут после передачи этих данных с борта ВС.
1.4 Специальные сообщения в отношении вулканической деятельности, предшествующей извержению, вулканическом извержении и/или облаке вулканического пепла, переданные с борта ВС посредством речевой связи, распространяются органами метеорологического слежения в виде AIREP Special в любом случае, независимо от выпуска сообщений SIGMET об облаке вулканического пепла, основанных на этих данных.
1.5 Специальные сообщения с борта ВС, включая сообщения о вулканической деятельности, предшествующей извержению, вулканическом извержении или облаке вулканического пепла, составляются и передаются в ОМС в соответствии с ФАП "Организация воздушного движения в Российской Федерации" (утв. приказом Минтранса России от 25 ноября 2011 г. N 293).
Примечание - Образец сообщения о вулканической деятельности при использовании формы VAR (приложение к настоящему Инструктивному материалу) приводится в Добавлении 1 к Правилам аэронавигационного обслуживания "Организация воздушного движения" (PANS-ATM, Doc. 4444 ICAO).
1.6 В том случае, если аэродромный метеорологический орган не выполняет функции органа метеорологического слежения, полученная от экипажей ВС заполненная форма VAR (копия VAR или содержащаяся в ней информация) незамедлительно передается органу метеорологического слежения, ответственному за обеспечение органов ОВД, в зоне которого отмечена вулканическая деятельность. Также незамедлительно передаются органу метеорологического слежения полученные от экипажей ВС специальные сообщения о явлении/условии погоды, в отношении которых выпускаются сообщения AIREP (п. 2.2).
2. Формат AIREP Special (ARS)
2.1 Заголовок для распространения специальных сообщений в виде AIREP (ARS). СССС
Указатель типа данных |
UА - для сообщений AIREP |
|
Указатели страны или территории |
RS - Европейская территория Российской Федерации RA - Азиатская территория Российской Федерации |
|
ii |
Номер бюллетеня |
60-69 - специальные сообщения с борта ВС о явлениях/условиях погоды, за исключением вулканического пепла 70-79 - специальные сообщения с борта ВС о вулканическом пепле |
СССС |
Индекс ICАО местоположения центра связи, рассылающего данное сообщение |
СССС |
2.2 Вторая строка специальных сообщений в виде AIREP Special (ARS).
М = включение обязательное
С = включение условное
Элемент сообщения |
Формат |
Пример |
Условное обозначение специального сообщения (М) |
ARS |
ARS |
Идентификация воздушного судна (М) |
идентификатор |
VA812 JNA006 BAGABCD |
Наблюдаемое явление (М) |
TS TSGR |
|
|
SEV TURB SEV ICE SEV MTW |
SEV TURB |
|
MOD TURB MOD ICE |
|
|
HVY SS |
|
|
VA CLD VA [MT nnnnnnnnnn] |
VA CLD VA MT SHEVELUCH |
Время наблюдения явления (UTC) (М) |
OBS AT nnnnZ |
OBS AT 1216Z |
Местоположение ВС по широте и долготе (С) |
NnnnnEnnnnn NnnnnWnnnnn |
N5606E16356 |
Эшелон полета или высота (С) |
FLnnn или FLnnn/nnn или nnnnM |
FL230 FL180/230 8100M |
Примечание - Идентификация воздушного судна представляет собой либо обозначение эксплуатанта (ВА) и регистрационный знак ВС (GABCD), либо номер рейса (VA812), сообщаемые в виде одного блока без интервала.
3. Примеры AIREP Special (ARS)
Пример 1
UARA71 RUPK 180800
ARS JNA006 VA MT SHEVELUCH OBS AT 0745Z N5639E16121 FL370/450=
Специальное сообщение передано с борта ВС JNA, номер рейса 006.
Извержения вулкана Шевелуч наблюдалось в 07:45 UTC.
Сообщение относится к местоположению ВС N5639 Е16121 на эшелоне 370, распространение вулканического пепла до эшелона 450=
Пример 2
UARS61 RUMA 110520
ARS VA812 TS OBS AT 0510Z N5751E11030 FL350=
Специальное сообщение передано с борта ВС VIASA, номер рейса 812.
Гроза наблюдалась в 05:10 UTC.
Сообщение относится к местоположению ВС N5751 Е11030 на эшелоне 350=
Пример 3
UARA61 RUHB 110415
ARS BAGABCD SEV TURB OBS AT 0355Z N4400E13520 FL380=
Специальное сообщение передано с борта ВС авиакомпании British Airways GABCD.
Сильная турбулентность отмечалась в 03:55 UTC.
Сообщение относится к местоположению ВС N4400 Е13520 на эшелоне 380=
Приложение
к Инструктивному материалу
по специальным сообщениям AIREP
Образцы VAR для использования
в качестве послеполетного донесения
VOLCANIC ACTIVITY REPORT (VAR)
OPERATOR: |
A/С IDENTIFICATION: (as indicated on flight plan) |
|||||||||
PILOT-IN-COMMAND: | ||||||||||
FROM: |
DATE. |
TIME; UTC: |
ARR AT: |
DATE: |
TIME; UTC: |
|||||
ADDRESSEE |
AIREP SPECIAL |
|||||||||
Items 1-8 are to be reported immediately to the ATS unit that yon are in contact with. | ||||||||||
1) AIRCRAFT IDENTIFICATION |
2) POSITION |
|||||||||
3) TIME |
4) FLIGHT LEVEL OR ALTITUDE |
|||||||||
5) VOLCANIC ACTIVITY OBSERVED AT (position or bearing and distance from aircraft) | ||||||||||
6) AIR TEMPERATURE |
7) SPOT WIND |
|||||||||
8) SUPPLEMENTARY INFORMATION (Brief description of activity especially vertical and lateral extent of ash cloud and, where possible, horizontal movement, rate of growth, etc.) |
|
|||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
After landing complete items 9-16 then fax form to: | ||||||||||
9) |
DENSITY OF ASH CLOUD |
(a) Wispy |
(b) Moderate dense |
(c) Very dense |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
10) |
COLOUR OF ASH CLOUD |
(a) White |
(b) Light grey |
(c) Dark grey |
||||||
|
(d) Black |
(e) Other ______ |
|
|
|
|||||
11) |
ERUPTION |
(a) Continuous |
(b) Intermittent |
(c) Not visible |
||||||
12) |
POSITION OF ACTIVITY |
(a) Summit |
(b) Side |
(c) Single |
||||||
|
(d) Multiple |
(e) Not observed |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
13) |
OTHER OBSERVED FEATURES OF ERUPTION |
(a) Lightning |
(b) Glow |
(c) Large rocks |
||||||
(d) Ash fallout |
(e) Mushroom cloud |
(f) All |
||||||||
14) |
EFFECT ON AIRCRAFT |
(a) Communication |
(b) Navigation systems |
(c) Engines |
||||||
(d) Pitot static |
(e) Windscreen |
(f) Windows |
||||||||
|
|
(g) All |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
15) |
OTHER EFFECTS |
|
(a) Turbulence |
(b) St. Elmo's Fire |
(c) Other fumes |
|||||
|
|
(d) Ash deposits |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16) |
OTHER INFORMATION (Any information considered useful.) |
СООБЩЕНИЕ О ВУЛКАНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (VAR)
ЭКСПЛУАТАНТ: |
ИДЕНТИФИКАЦИЯ B.C. (как указано в плане полета): |
||||||||||||
КОМАНДИР ВОЗДУШНОГО СУДНА: | |||||||||||||
ВЫЛЕТ ИЗ: |
ДАТА: |
ВРЕМЯ. UTC: |
ПРИБЫТИЕ В: |
ДАТА: |
ВРЕМЯ. UTC: |
||||||||
АДРЕСАТ |
AIREP SPECIAL |
||||||||||||
Пункты 1- 8 должны передаваться незамедлительно в орган ОВД, с которым поддерживается связь. | |||||||||||||
1) |
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНДЕКС ВОЗДУШНОГО СУДНА |
2) |
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ |
||||||||||
3) |
ВРЕМЯ |
4) |
ЭШЕЛОН ИЛИ АБСОЛЮТНАЯ ВЫСОТА ПОЛЕТА |
||||||||||
5) |
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕЧЕНА (местоположение или пеленг, предполагаемый эшелон облака пепла и расстояние от воздушного судна) |
||||||||||||
6) |
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА |
7) |
ВЕТЕР В ДАННОЙ ТОЧКЕ |
||||||||||
8) |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
Прочее |
|
|
|||||||||
|
|
||||||||||||
Обнаружено присутствие |
Да |
Нет |
|
||||||||||
Обнаружен пепел |
Да |
Нет |
|
||||||||||
|
(Краткое описание вулканической деятельности, включая распространение облака вулканического пепла в вертикальном и поперечном направлениях и, по возможности, его движение в горизонтальной плоскости, скорость нарастания и т. д.) |
||||||||||||
После посадки заполнить пункты 9-16 и передать форму по факсу: (номер факса предоставляется метеорологическим полномочный органом в соответствии с местными договоренностями между метеорологическим полномочным органом и соответствующим эксплуатантом) | |||||||||||||
9) |
ПЛОТНОСТЬ ОБЛАКА ПЕПЛА |
а) Малая |
b) Умеренная |
с) Большая |
|||||||||
10) |
ЦВЕТ ОБЛАКА ПЕПЛА |
а) Белый |
b) Светло-серый |
с) Темно-серый |
|||||||||
d) Черный |
е) Иной _______ |
|
|
||||||||||
11) |
ИЗВЕРЖЕНИЕ |
а) Непрерывное |
b) Периодическое |
с) Невидимое |
|||||||||
12) |
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОЧАГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
а) Вершина |
b) Склон |
c) Один кратер |
|||||||||
d) Несколько кратеров |
е) Не наблюдается |
|
|
||||||||||
13) |
ПРОЧИЕ НАБЛЮДАЕМЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗВЕРЖЕНИЯ |
а) Молнии |
b) Свечение |
с) Большие камни |
|||||||||
d) Выпадение пепла |
е) Грибообразное облако |
f) Все перечисленные |
|||||||||||
14) |
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА |
а) Средства связи |
b) Навигационные системы |
c) Двигатели |
|||||||||
d) Приемник статич. давл. |
e) Лобовое стекло |
f) Окна |
|||||||||||
15) |
ПРОЧИЕ ЯВЛЕНИЯ |
а)Турбулентность |
b) Огни св. Эльмо |
с) Другие виды дыма |
|||||||||
16) |
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ (Любая информация, которая считается полезной) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 3 апреля 2017 г. вводится в действие инструктивный материал по специальным сообщениям AIREP. Он предназначен для использования в практике метеорологического обеспечения полетов воздушных судов.
В нем приводятся требования к составлению и передаче специальных сообщений о явлении/условии погоды, переданных с борта воздушного судна посредством речевой связи, в случае, когда явление, в отношении которого передано это сообщение, не требует выпуска SIGMET. Определен формат сообщений. Приведены их примеры.
Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 2 февраля 2017 г. N 24 "Об утверждении и введении в действие Инструктивного материала по специальным сообщениям AIREP"
Инструктивный материал, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 3 апреля 2017 г.
Текст приказа официально опубликован не был