Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 марта 2017 г. N 5.1-01/662
по проекту федерального закона N 48913-7 "О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 марта 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 48913-7 "О внесении изменений в статьи 169 и 251 Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 8 декабря 2016 года. Законопроект был принят в первом чтении 27 января 2017 года, во втором чтении - 10 февраля 2017 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование.
Федеральным законом в статью 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) вносятся изменения, согласно которым в счете-фактуре должен указываться идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) при наличии такого идентификатора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, позволяющий налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Счет-фактура является строго формализованным документом, содержание которого определено пунктами 5, 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса. Отсутствие в данном документе сведений, перечисленных в указанных пунктах для соответствующего вида счета-фактуры, является основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом.
Присвоение государственному контракту уникального идентификатора предусмотрено статьей 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" в отношении, государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа. Кроме этого, идентификатор государственного контракта присваивается также контрактам, источником финансового обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета, бюджетные инвестиции и иные источники бюджетного финансирования, перечисленные в статье 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", предусматривающей казначейское сопровождение бюджетных средств, выделяемых на оплату указанных контрактов. Присвоение идентификатора государственного контракта в этих случаях предусмотрено Правилами казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1552.
Федеральным законом пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса также дополняется новым подпунктом 3.5, предусматривающим включение в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходов в виде имущества (за исключением субсидий), полученного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, управляющей компанией, являющейся акционерным обществом, сто процентов акций которой принадлежит Российской Федерации и деятельность которой предусмотрена Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства. Замечаний по нему не имеется.
Предусмотренный частью 1 статьи 2 Федерального закона порядок его вступления в силу со дня официального опубликования соответствует порядку вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренному абзацем пятым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в том, что налоговые органы будут обладать информацией о фактических сроках исполнения государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа, а также тех государственных контрактов, в отношении которых статьей 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" предусмотрено казначейское сопровождение средств бюджетного финансирования. Это касается, в частности, всех случаев бюджетного субсидирования и предоставления бюджетных инвестиций, а также оплаты контрактов, заключаемых для обеспечения федеральных нужд на сумму более 100 000 рублей. Таким образом, Федеральный закон направлен на усиление контроля целевого использования средств федерального бюджета, перечисляемых бюджетополучателям для оплаты государственных контрактов, поскольку счета-фактуры, как правило, выставляются только после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Реализация положений Федерального закона также может повлечь уменьшение доходов федерального и региональных бюджетов.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость";
приказ ФНС России от 4 марта 2015 года N ММВ-7-6/93@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме" (применяется до 30 июня 2017 года).
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопроса федеральных налогов. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 6 апреля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.