Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 марта 2017 г. N 5.1-01/660
по проекту федерального закона N 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 марта 2017 года"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 декабря 2016 года. Законопроект был принят в первом чтении 15 февраля 2017 года, во втором чтении - 17 марта 2017 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширено содержание.
Федеральным законом вносятся изменения в действующий порядок определения резидентства физических лиц в целях исчисления налога на доходы физических лиц. Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Федеральным законом указанная статья Налогового кодекса дополняется новым пунктом 4, устанавливающим, что в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, то такое физическое лицо, независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации, может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации.
Федеральным законом также устанавливается новый порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно. Согласно данному порядку налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход. Новый порядок отличается от действующего общего порядка определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, при котором налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых.
Кроме того, Федеральным законом доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно, освобождаются от налога на доходы физических лиц.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Предусмотренный частью 1 статьи 2 Федерального закона порядок его вступления в силу со дня официального опубликования не соответствует порядку вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренному абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса в отношении пункта 1 статьи 1 Федерального закона, вносящего изменения в статью 207 Налогового кодекса, поскольку акты законодательства о налогах должны вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в повышении инвестиционной привлекательности обращающихся облигаций российских организаций и притоке частных инвестиций в российскую экономику.
Принятие Федерального закона повлечет необходимость принятия Правительством Российской Федерации подзаконного нормативного правового акта, содержащего перечень мер ограничительного характера, при наличии которых физическое лицо может не признаваться налоговым резидентом Российской Федерации.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопроса федерального налога. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 6 апреля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.