Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 марта 2017 г. N 5.1-01/669
по проекту федерального закона N 28735-7 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", принятому Государственной Думой 24 марта 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона (N 28735-7) внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 ноября 2016 года.
Федеральным законом предусматривается присоединение Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, открытой для подписания в городе Монреале 28 мая 1999 года.
Согласно статье 1 Конвенции она применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятием. Международной перевозкой в Конвенции называется всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не считается в соответствии с Конвенцией международной перевозкой.
Конвенцией определены документация и обязанности сторон договора перевозки, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и груза; ответственность перевозчика и размеры компенсации за вред; правила, регулирующие смешанные перевозки.
Конвенцией предусмотрена возможность использования вместо авиагрузовой накладной любых других документов, сохраняющих запись о предстоящей перевозке (статья 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира, только при условии, что соответствующее происшествие произошло на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке. В отношении вреда, причиненного согласно указанному пункту и не превышающего 100 000 специальных прав заимствования на каждого пассажира, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность (пункт 1 статьи 21). При этом перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный согласно пункту 1 статьи 17 Конвенции, в той мере, в какой вред превышает на каждого пассажира 100 000 специальных прав заимствования, если он докажет, что: такой вред не был причинен из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия перевозчика, или его служащих, или агентов; или такой вред причинен исключительно из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия третьей стороны (пункт 2 статьи 21).
Статьей 19 Конвенции установлено, что перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. Согласно пункту 1 статьи 22 ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 4150 специальных прав заимствования. Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры.
Согласно статье 55 Конвенции она имеет преимущественную силу перед ранее заключёнными международными договорами, регулирующими осуществление международных воздушных перевозок, в том числе перед Варшавской конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 года, в которой участвует Российская Федерация.
Российская Федерация ратифицирует Конвенцию с оговоркой, возможность заявления которой предусмотрена статьёй 57 Конвенции. Названной оговоркой предусматривается, что Российская Федерация оставляет за собой право не применять положения Конвенции в отношении международных воздушных перевозок, выполняемых Российской Федерацией в некоммерческих целях в связи с осуществлением ее функций и обязанностей в качестве суверенного государства; перевозки лиц, груза и багажа, осуществляемой для своих военных властей, на воздушных судах, зарегистрированных в Российской Федерации или арендованных ею, которые полностью зарезервированы этими властями или от их имени.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Конвенция и Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации. Конвенция согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" решение о присоединении Российской Федерации к Конвенции подлежит принятию в форме федерального закона, поскольку в части, касающейся норм об ответственности перевозчика, а также оформления документов, необходимых для осуществления грузовых перевозок, Конвенция содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством (в частности, Воздушным кодексом Российской Федерации), и потребует внесения в него изменений.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 7 апреля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической Политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.