Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 марта 2017 г. N 5.1-01/667
на проект федерального закона N 22157-7 "О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов",
принятый Государственной Думой 24 марта 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 8 ноября 2016 года (N 22157-7).
Названный в Федеральном законе Женевский акт был принят 2 июля 1999 года и подписан Российской Федерацией на Дипломатической конференции в городе Женеве 6 июля 1999 года. В соответствии с Женевским актом Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов от 6 ноября 1925 года переименовано в Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов.
Статьями 20 и 21 (1) Женевского акта предусмотрено, что Договаривающиеся стороны являются участниками Гаагского союза и членами Гаагской Ассамблеи (Россия ранее не являлась участником Гаагского союза). Согласно статье 1, раскрывающей термины Женевского акта, термин Гаагский союз означает союз, учреждённый Гаагским соглашением о международном депонировании промышленных образцов от 6 ноября 1925 года и сохранённый в силе актами: Акт Гаагского соглашения от 2 июня 1934 года; Акт Гаагского соглашения от 28 ноября 1960 года; Дополнительный акт к Акту Гаагского соглашения от 2 июня 1934 года, подписанный 18 ноября 1961 года; Дополняющий акт Гаагского соглашения от 14 июля 1967 года.
Согласно статье 24 Женевского акта порядок его применения регулирует Общая инструкция к Акту 1999 года и Акту 1960 года Гаагского соглашения (действует с 1 января 2014 года). В случае расхождения между положениями Женевского акта и положениями Инструкции, применяются положения Женевского акта (статья 24 (3)).
Женевским актом среди прочего регулируются вопросы, касающиеся: подачи заявки на международную регистрацию промышленного образца; действия международной регистрации, признания её недействительной и внесения изменений в Международный реестр; функций ведомства Договаривающейся стороны при международной регистрации (ведомством является орган, которому Договаривающаяся сторона поручила предоставление охраны на промышленные образцы, имеющей действие на её территории); уплаты пошлин за указание государства, на которое распространяется международная регистрация промышленных образцов; функционирования органов Гаагского союза (Ассамблея, Международное бюро ВОИС) и т.д.
В соответствии со статьей 29 Женевского акта оговорки к Женевскому акту не допускаются. Положениями Женевского акта и Инструкцией предусмотрена возможность сделать заявления.
Российская Федерация ратифицирует Женевский акт с рядом заявлений.
1. Российская Федерация делает заявление в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Женевского акта, которым предусмотрено, что любая Договаривающаяся сторона, Ведомство которой является Ведомством, проводящим экспертизу, может в заявлении, направленном Генеральному директору ВОИС, уведомить его о том, что в связи с любой международной заявкой, в которой оно указано, и в связи с продлением любой международной регистрации, осуществленной в результате подачи такой международной заявки, предписанная пошлина за указание заменяется индивидуальной пошлиной за указание, размер которой указывается в заявлении и может быть изменен в последующих заявлениях.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Женевского акта заявляет, что в связи с любой международной заявкой, в которой указана Российская Федерация, и в связи с продлением любой международной регистрации, осуществленной в результате подачи такой международной заявки, предписанная пошлина за указание заменяется на индивидуальные пошлины за указание Российской Федерации в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца.
2. Российская Федерация делает заявление в соответствии с пунктом 1 (b) статьи 11 Женевского акта, которым предусмотрено, что если законодательство Договаривающейся стороны не предусматривает отсрочку публикации сведений о промышленном образце, Договаривающаяся сторона в заявлении, направляемом Генеральному директору ВОИС, уведомляет об этом факте.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 (b) статьи 11 Женевского акта заявляет, что ее законодательство не предусматривает отсрочки публикации сведений о промышленном образце.
Порядок публикации сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец установлен статьей 1394 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Пунктом 2 статьи 12 Женевского акта предусмотрено, что Ведомство в уведомлении об отказе сообщает Международному бюро ВОИС об отказе в признании действия международной регистрации в течение предписанного срока. Пунктом 1 (b) правила 18 Инструкции предусмотрено, что Договаривающаяся сторона, Ведомство которой является Ведомством, проводящим экспертизу, может в заявлении уведомить Генерального директора ВОИС о том, что, когда это указано в соответствии с Женевский актом, срок в шесть месяцев, упомянутый в подпункте (а), заменяется сроком в 12 месяцев.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Женевского акта и пунктом 1 (b) правила 18 Инструкции к Женевскому акту заявляет, что срок для подготовки уведомления об отказе в предоставлении охраны на территории Российской Федерации составляет 12 месяцев.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Женевского акта любая Договаривающаяся сторона, законодательство которой на момент, когда она становится стороной Женевского акта, требует, чтобы промышленные образцы, являющиеся объектом одной и той же заявки, отвечали, в частности, требованию единства замысла, в заявлении, направленном Генеральному директору ВОИС, может уведомить его об этом.
Частью 1 статьи 1377 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявка на выдачу патента на промышленный образец (заявка на промышленный образец) должна относиться к одному промышленному образцу или к группе промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел (требование единства промышленного образца).
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Женевского акта заявляет, что промышленные образцы, являющиеся объектом одной и той же заявки, должны отвечать требованию единства замысла.
5. В соответствии с пунктом 2 (а) статьи 14 Женевского акта Договаривающаяся сторона может сделать заявление согласно Инструкции относительно сроков действия международной регистрации. В соответствии с пунктом 1 (с) (i) правила 18 Инструкции Договаривающаяся сторона может указать в заявлении, направленном Генеральному директору ВОИС, что международная регистрация имеет действие, начиная самое позднее с указанного в заявлении момента времени.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 (а) статьи 14 Женевского акта и пунктом 1 (с) (i) правила 18 Инструкции к Женевскому акту заявляет, что действие международной регистрации на территории Российской Федерации начинается со дня направления ее ведомством в Международное бюро ВОИС уведомления о предоставлении охраны.
6. Пунктом 2 статьи 16 Женевского акта предусмотрено, что внесение любой записи Международным бюро ВОИС в Международный реестр ВОИС имеет такое же действие, как в случае, если бы эта запись была внесена в реестр Ведомства каждой соответствующей Договаривающейся стороны за исключением того, что любая Договаривающаяся сторона в заявлении, направленном Генеральному директору ВОИС, может уведомить его о том, что запись о любом изменении владельца международной регистрации в отношении отдельных или всех указанных Договаривающихся сторон и в отношении отдельных или всех промышленных образцов, являющихся объектом международной регистрации, при условии, что новый владелец имеет право подавать международную заявку в соответствии со статьей 3 Женевского акта, не имеет действия в этой Договаривающейся стороне до получения ее Ведомством заявлений или документов, перечисленных в таком заявлении.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Женевского акта заявляет, что запись в Международном реестре об изменении владельца международной регистрации промышленного образца не будет иметь силы, пока ее ведомство не получит соответствующих документов о передаче права.
7. Пунктом 3 (с) статьи 17 Женевского акта предусмотрено, что каждая Договаривающаяся сторона в заявлении, направленном Генеральному директору ВОИС, уведомляет его о максимальном сроке охраны, предусмотренном ее законодательством.
Сроки действия исключительных прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец в Российской Федерации установлены статьей 1363 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 (с) статьи 17 Женевского акта заявляет, что срок действия исключительного права на промышленный образец составляет пять лет и может быть неоднократно продлен на пять лет по заявлению правообладателя, но в целом не более чем на двадцать пять лет, считая со дня подачи заявки на международную регистрацию.
8. Пунктом 4 правила 13 Инструкции установлено, что Договаривающаяся сторона, законодательство которой в то время, когда она становится стороной Женевского акта, требует проведения проверки на предмет соблюдения требований безопасности, может в заявлении уведомить Генерального директора ВОИС о том, что срок в один месяц заменяется сроком в шесть месяцев.
Положения о проверке на предмет соблюдения требований безопасности промышленных образцов содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну".
Согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона Российская Федерация в соответствии с пунктом 4 правила 13 Инструкции к Женевскому акту заявляет о том, что срок, составляющий один месяц, необходимый для отправки материалов международной заявки, поданной через ведомство Российской Федерации, заменяется на срок, составляющий шесть месяцев, необходимый для проведения проверки на предмет соблюдения требований безопасности.
Федеральный закон согласно его статье 2 вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Женевский акт и Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации. Женевский акт согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Женевский акт подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части международной регистрации промышленных образцов содержит иные правила, чем предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (в частности, в его статьях 1395 и 1396 не содержится указаний на международную регистрацию промышленных образцов) и потребует внесения в него изменений.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 7 апреля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.