Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1152090-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
При подготовке рассматриваемого законопроекта ко второму чтению его текст претерпел существенные изменения, позволяющие говорить об изменении концепции законопроекта.
Так, при внесении законопроекта ставилась задача устранить правовую неопределенность при реализации права инвалида на получение высшего образования за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты по программам бакалавриата и специалитета. По мнению авторов законопроекта, правовая неопределенность содержится в том, что, с одной стороны, инвалид может реализовать свое право, если согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы ему не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, а, с дугой стороны, в изменяемом Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" речь идет о возможности осваивать образовательные программы высшего образования. В этой связи предлагалось условием реализации права инвалида на прием в высшее учебное заведение установить отсутствие противопоказаний на обучение по выбранным инвалидом специальностям и (или) направлениям подготовки, утвержденных заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
В тексте законопроекта, подготовленном ко второму чтению, предлагается не только не упоминать о соответствующих образовательных программах, но и полностью исключить из изменяемой нормы полномочия федерального учреждения медико-социальной экспертизы по выдаче заключения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 5 июля 2001 г. N 11-П, принятие закона в первом чтении означает, что его концепция получила поддержку Государственной Думы и не может быть произвольно изменена. Деление процедуры рассмотрения проектов на чтения и собственно каждое из чтений имеют значение как для обеспечения поиска наиболее адекватных нормативных решений, так и для проверки соответствия их текстуально оформленного содержания подлинному волеизъявлению законодателя в соответствии с положениями статей 3 и 94 Конституции Российской Федерации. Принятие акта последовательно в каждом из трех чтений - при их различном назначении в едином нормотворческом процессе - является также гарантией учета исходной позиции субъектов законодательной инициативы, поскольку изменение концепции акта не может происходить на этапе внесения поправок к нему, чтобы имеющие принципиальное значение изменения не появлялись в результате случайных, не связанных с обсуждением концепции решений. Нарушение же требований к чтениям в законодательной процедуре, приводящее к искажению изначального волеизъявления и тем самым влияющее на судьбу акта в целом, свидетельствует о неконституционности такого акта не только по порядку принятия, но, в конечном счете, и по его содержанию.
Обращаем внимание, что помимо изменения концепции законопроекта, подготовленного ко второму чтению, предлагаемая норма противоречит части четвертой статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.
Замечания лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
По законопроекту имеются следующие замечания юридико-технического характера.
Проект федерального закона необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Внести в статью 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4354; 2016, N 1, ст. 78; N 27, ст. 4160) следующие изменения:
1) в части 5 слова ", которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях" исключить;
2) в пункте 2 части 7 слова ", которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях" исключить.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.