Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 марта 2017 г. N 5.1-01/665
на проект федерального закона N 1118027-6 "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей",
принятый Государственной Думой 22 марта 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 1118027-6) названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 июля 2016 года, принят в первом чтении 3 ноября 2016 года, во втором чтении - 7 марта 2017 года и в третьем чтении - 22 марта 2017 года.
Федеральный закон принят в целях исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова (далее - Постановление).
Федеральным законом устанавливается, что в случае обнаружения ошибки, которая была допущена при назначении пенсии за выслугу лет, следует устранять указанную ошибку в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения указанной ошибки, обнаруженной по истечении трех лет с даты назначения пенсии, являющейся его единственным источником дохода, пенсионный орган при условии отсутствия виновных действий пенсионера, приведших к неправомерному назначению пенсии, принимает решение о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки.
Указанная сумма выплачивается ежемесячно до возникновения у пенсионера права на получение пенсии в соответствии с настоящим Законом либо права на назначение любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением накопительной и социальной пенсии) и подлежит ежегодному увеличению (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение выплаты пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием права на нее либо приобретением права на другой вид пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Вместе с тем Конституционный Суд в указанном Постановлении указал на необходимость учета всех заслуживающих внимания обстоятельств (добросовестность действий приобретателя пенсии, продолжительность ее выплаты, продолжительность недостающего до нужной продолжительности выслуги периода времени, значимость пенсии для гражданина в качестве источника дохода, позволяющего поддерживать сложившийся уровень жизни, возможности возвращения гражданина на службу для приобретения недостающей выслуги и иных) прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета управомоченным органом стажа, необходимого для возникновения права на данную пенсию.
Федеральный закон в целом соответствует Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон регулирует вопросы по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "г" (установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности), "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 6 апреля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, Г.Н. Кареловой, Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.