1. Лекарственные препараты с одинаковыми МНН, разными дозировками следует относить к взаимозаменяемым, если существует возможность их кратного сопоставления.
ФАС России рассмотрена жалоба заявителя с доводом на то, что заказчик неправомерно объединил в один объект закупки (один лот) поставку дозировок или 20 мг/мл, или 40 мг/мл МНН "Глатирамера ацетат", что ограничивает количество участников закупки.
Согласно положениям ВОЗ под МНН понимаются фармацевтические субстанции или активные фармацевтические ингредиенты, имеющие уникальные общепризнанные наименования. Поскольку МНН отражает свойства фармацевтической субстанции или активного фармацевтического ингредиента, все лекарственные средства, имеющие одинаковое МНН, должны быть эквивалентными. Таким образом, МНН лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика. При этом различные дозировки лекарственных препаратов следует считать взаимозаменяемыми, если существует возможность их кратного сопоставления. Разные лекарственные формы могут иметь одинаковые пути введения и быть сопоставимыми по терапевтическому эффекту. Таким образом, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, взаимозаменяемыми лекарственными формами, взаимозаменяемыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к взаимозаменяемым препаратам.
Учитывая изложенное, Заказчиком должен быть обеспечен равный доступ участникам закупок, предлагающим к поставке лекарственные препараты с МНН "Глатирамера ацетат" в дозировке как 20 мг/мл, так и 40 мг/мл с учетом кратности дозировок и режима дозирования лекарственных препаратов, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.03.2017 N К-141/17
(номер извещения 0195100000217000038)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно объединившего в один объект закупки поставку лекарственного препарата раствор для подкожного введения с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Глатирамера ацетат" дозировкой 20 мг/мл и 40 мг/мл, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 24.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 958 531 488 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 21.03.2017.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно объединено в один объект закупки поставку лекарственного препарата раствор для подкожного введения с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Глатирамера ацетат" дозировкой 20 мг/мл и 40 мг/мл, что ограничивает количество участников закупки, что подтверждается постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-120703/16 от 28.12.2016.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка лекарственного препарата Глатирамера ацетат раствор для подкожного введения 20 мг/мл и/или 40 мг/мл. Пунктом 1.3 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Количество поставляемого товара: 31 951 049,60 мг".
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что закупка лекарственного препарата с МНН "Глатирамера ацетат" в лекарственной форме "раствор для подкожного применения" и дозировке 20 мг/мл и/или 40 мг/мл осуществляется в соответствии с потребностью Заказчика.
Также представители Заказчика сообщили, что в соответствии с государственным реестром лекарственных средств под МНН "Глатирамера ацетат" компанией "Тева Фармацевтические предприятия Лтд." зарегистрированы лекарственный препарат с торговым наименованием "Копаксон-Тева" в лекарственной форме "раствор для подкожного применения" и дозировке 20 мг/мл и лекарственный препарат с торговым наименованием "Копаксон 40" в лекарственной форме "раствор для подкожного применения" и дозировке 40 мг/мл. При этом лекарственные препараты "Копаксон-Тева" и "Копаксон 40" имеют одинаковые МНН, лекарственные формы, а также сопоставимы по составу вспомогательных веществ. При этом документация об Аукционе дает возможность поставки лекарственного препарата как в дозировке 20 мг/мл, так и 40 мг/мл.
При этом представители Заказчика отметили, что в государственный реестр лекарственных средств в дозировке 40 мг/мл внесен только препарат производства "Тева Фармацевтические предприятия Лтд.".
В силу пункта 16 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного средства - это наименование действующего вещества фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Согласно положениям ВОЗ под МНН понимаются фармацевтические субстанции или активные фармацевтические ингредиенты, имеющие уникальные общепризнанные наименования. Поскольку МНН отражает свойства фармацевтической субстанции или активного фармацевтического ингредиента, все лекарственные средства, имеющие одинаковое МНН, должны быть эквивалентными. Следовательно, МНН лекарственного препарата указывает на фармацевтическую субстанцию (действующее вещество), которая содержится в соответствующем лекарственном препарате и определяет его эффективность. Таким образом, МНН лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика.
При этом различные дозировки лекарственных препаратов следует считать взаимозаменяемыми, если существует возможность их кратного сопоставления. Разные лекарственные формы могут иметь одинаковые пути введения и быть сопоставимыми по терапевтическому эффекту. Таким образом, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, взаимозаменяемыми лекарственными формами, взаимозаменяемыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам.
Учитывая изложенное, Заказчиком должен быть обеспечен равный доступ участникам закупок, предлагающим к поставке лекарственные препараты с МНН "Глатирамера ацетат" в дозировке как 20 мг/мл, так и 40 мг/мл с учетом кратности дозировок и режима дозирования лекарственных препаратов, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
В отношении ссылки Заявителя на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-120703/16 от 28.12.2016 отмечается, что постановление принято в отношении иного электронного аукциона с номером извещения 0195100000216000070.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу ООО "Т***" необоснованной.
2. Выявлен неправомерный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
ФАС России рассмотрена жалоба заявителя на положения документации о проведении открытого конкурса на развитие подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения.
На заседании Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что в объект закупки включена закупка товаров, включенных в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р - относимых к коду 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое". При этом на заседании представителями Заказчика, Уполномоченного органа представлены коммерческие предложения, из которых следует, что стоимость оборудования составляет свыше 500 млн. рублей.
Учитывая, что указанное оборудование должно закупаться путем проведения аукциона, действия заказчика, выбравшего открытый конкурс в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) нарушают требования части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе. Для устранения выявленного нарушения выдано предписание об аннулировании закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 20.02.2017 N К-123/17
(номер извещения 0129200005317000001)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Конкурсной документации в один объект закупки неправомерно объединены функционально и технологически не связанные между собой товары, работы и услуги.
2. В извещении о проведении Конкурса не указаны коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности товаров, работ и услуг, входящих в объект закупки.
3. В Конкурсной документации не указана стоимость отдельных товаров, работ и услуг, а также не указан порядок их оплаты.
4. В Конкурсной документации не установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 968).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.01.2017;
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
начальная (максимальная) цена контракта - 936 086 610,30 рублей;
на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 22.02.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации в один объект закупки неправомерно объединены функционально и технологически не связанные между собой товары, работы и услуги.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что предметом закупки в рамках Конкурса являются работы по модернизации и развитию подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения Комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области (далее - Подсистема), обеспечению работоспособности Подсистемы в течение срока службы комплексов фото-видеофиксации, демонтажу и утилизации комплексов фото-видеофиксации. В результате работ по модернизации и развитию Подсистема должна быть работоспособной, выполнять рабочие функции и параметры, которые установлены в Техническом задании Конкурсной документации. Целью выполнения работ должна стать модернизированная Подсистема, состоящая из технологически и функционально связанных между собой программных и аппаратных средств, обладающая рядом рабочих функций.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что работы и услуги, являющиеся объектом закупки технологически и функционально не связаны между собой, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
При этом согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
На Заседании Комиссии установлено, что в рамках государственного контракта предусмотрена закупка оборудования фото-видео фиксации. В том числе, на заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа представлены коммерческие предложения, из которых следует, что стоимость вышеуказанного оборудования, закупаемого в целях выполнения работ по государственному контракту составляет свыше 500 млн. рублей.
Следовательно, в объект закупки включены товары, содержащиеся в Перечне и относимых к коду 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" (кроме кодов 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150), закупка которых осуществляется путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчику, Уполномоченному органу необходимо в извещении о проведении Конкурса, размещенном в ЕИС, указать в том числе коды по ОКПД2 45.20.21.222 "Услуги по ремонту и поверке контрольно-измерительных приборов", а также другие коды ОКПД2 входящие в объект закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении Конкурса Заказчиком, Уполномоченным органом установлен код по ОКПД2 63.99.10.190 - "Услуги информационные автоматизированные компьютерные прочие, не включенные в другие группировки".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что предметом Конкурса является выполнение работ по модернизации и развитию подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области, обеспечению работоспособности подсистемы в течение срока службы комплексов фото-видеофиксации, демонтажу и утилизации комплексов фото-видеофиксации, что относится к коду по ОКПД2 63.99.10.190, указанному в извещении о проведении Конкурса. При этом Закон о контрактной системе не содержит требований к указанию Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении всех кодов указанного классификатора, тождественных объекту закупки.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не указана стоимость отдельных товаров, работ и услуг, а также не указан порядок их оплаты в проекте государственного контракта Конкурсной документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 2.6.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлен порядок оплаты работ по обеспечению работоспособности подсистемы, который содержит следующие положения:
"Оплата работ по обеспечению работоспособности Подсистемы производится за отчетные периоды.
Отчетным периодом выполнения работ по обеспечению работоспособности Подсистемы является квартал. После выполнения работ по отчетному периоду Исполнитель передает Заказчику в срок до 5 (пяти) рабочих дней после окончания отчетного периода Акт сдачи-приемки работ по обеспечению работоспособности Подсистемы за соответствующий период. Срок подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки работ по обеспечению работоспособности Подсистемы за соответствующий период или предъявления мотивированного отказа до 5 (пяти) рабочих дней от даты получения Акта сдачи-приемки работ по обеспечению работоспособности Подсистемы за соответствующий период.
Если в соответствии с критерием, установленным ТЗ Подсистема признана работоспособной, то работа подлежит оплате в размере:
, где:
S - размер оплаты за выполнение работы;
Д - количество дней в отчетном периоде;
i - номер дня в отчетном периоде;
Ц - цена единицы работы, установленной в Графике выполнения работ;
N_i- количество работоспособных КФВФ, находящихся на обслуживании Исполнителя по данным СМ ПАМ".
График выполнения работ установлен в Приложении N 2 к проекту государственного контракта Конкурсной документации, и содержит незаполненные графы "Цена единицы работ", "Количество", "Стоимость работ".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные графы заполняются победителем Конкурса на стадии заключения контракта.
Вместе с тем, в Конкурсной документации не установлен порядок заполнения Приложения N 2 к проекту государственного контракта Конкурсной документации.
Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность победителем Конкурса на стадии заключения контракта указывать в проекте государственного контракта цену каждого этапа исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлен надлежащим образом порядок оплаты в части выполненной работы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оплаты выполненной работы, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства N 968 в части ограничения и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства N 968, вступившему в силу 30.09.2016, установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что объектом закупки в рамках государственного контракта является выполнение работ по модернизации и развитию подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области, обеспечению работоспособности подсистемы в течение срока службы комплексов фото-видеофиксации, демонтажу и утилизации комплексов фото-видеофиксации.
Таким образом, предметом закупки является выполнение работ с использованием товара, в связи с чем, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 968.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 30%;
2) Качественные, функциональные характеристики объекта закупки - значимость критерия: 50% (далее - Критерий N 2);
3) Квалификация участника конкурса, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 20%;
В рамках Критерия N 2 установлен показатель "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте".
В Конкурсной документации по показателю "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте" установлен, следующий порядок оценки:
"Оценивается наличие предоставления участником регламентов, содержащих подробное описание конкретных мероприятий, позволяющих обеспечить надёжную и безаварийную работу всех видов оборудования в течение времени выполнения контракта и гарантийного срока на выполненную работу, а также порядок взаимодействия Заказчика и Исполнителя в рамках выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Порядок оценки по критерию:
а) Участником представляются регламенты с описанием предложенных конкретных мероприятий, позволяющих обеспечить надёжную и безаварийную работу Подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области в течение времени выполнения контракта и гарантийного срока на выполненную работу.
Реализация предложений не должна снижать уровень необходимого функционирования Подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области в соответствии с ее целевым назначением.
Регламенты должны:
- не противоречить действующему законодательству, в том числе утвержденным и действующим нормативам, стандартам и правилам в области выполнения работ;
Оценке подлежит наличие следующих регламентов:
1. Регламент по обеспечению работоспособности Подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области.
Регламент должен содержать расшифровку каждого вида работ описанных ниже, в том числе в отношении применения материалов и технологий, направленных на поддержание технического состояния объекта, функциональные характеристики, которого соответствуют п.5.2.1 Технического задания.
2. Регламент по администрированию и техническому обслуживанию инфраструктуры обеспечивающей работоспособность периферийного оборудования Подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области.
Регламент должен содержать расшифровку каждого вида работ описанных ниже, в том числе в отношении применения материалов и/или технологий, направленных на поддержание технического состояния оборудования, описанного в п.5.2.2.3 Технического задания.
3. Регламент взаимодействия Заказчика и Исполнителя в рамках выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Регламент должен содержать как минимум следующие пункты:
- общие положения, в котором должны быть описаны: цель разработки регламента, назначение подсистемы в отношении которой проводятся работы в соответствии с контрактом;
- описание процедур взаимодействия Заказчика, Исполнителя, привлекаемых и уполномоченных организаций;
- описание порядка взаимодействия сторон"
Количество баллов рассчитывается по следующей шкале:
- в случае представления участником Регламента по обеспечению работоспособности Подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области, в полном объеме удовлетворяющего требованиям, установленным в подпункте 1 пункта а) порядка оценки показателя "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте" - 30 баллов;
- в случае не представления (частичного не представления) участником Регламента по обеспечению работоспособности Подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области, в полном объеме удовлетворяющего требованиям, установленным в подпункте 1 пункта а) порядка оценки показателя "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте" - 0 баллов;
- в случае представления участником Регламента по администрированию и техническому обслуживанию инфраструктуры обеспечивающей работоспособность периферийного оборудования Подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области., в полном объеме удовлетворяющего требованиям, установленным в подпункте 2 пункта а) порядка оценки показателя "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте" - 30 баллов;
- в случае не представления (частичного не представления) участником Регламента по администрированию и техническому обслуживанию инфраструктуры обеспечивающей работоспособность периферийного оборудования Подсистемы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения комплексной информационной системы видеонаблюдения Волгоградской области, в полном объеме удовлетворяющего требованиям, установленным в подпункте 2 пункта а) порядка оценки показателя "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте" - 0 баллов;
- в случае представления участником Регламента взаимодействия Заказчика и Исполнителя в рамках выполнения работ, предусмотренных контрактом, в полном объеме удовлетворяющего требованиям, установленным в подпункте 3 пункта а) порядка оценки показателя "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте" - 40 баллов;
- в случае не представления (частичного не представления) участником Регламента взаимодействия Заказчика и Исполнителя в рамках выполнения работ, предусмотренных контрактом, в полном объеме удовлетворяющего требованиям, установленным в подпункте 3 пункта а) порядка оценки показателя "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте" - 0 баллов;
Регламенты принимаются к оценке комиссией при условии их соответствия требованиям, установленным в пункте а).
В случае отсутствия в предложенных регламентах вышеуказанных сведений в полном объеме, участнику закупки по данному критерию (показателю) присваивается ноль баллов".
При этом вышеуказанные регламенты по выполнению работ, являющиеся предметом оценки заявок участников закупки фактически являются требованием к выполнению работ в рамках государственного контракта в соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации, а следовательно, частью описания объекта закупки.
Вместе с тем, согласно Закону о контрактной системе требования к выполняемой работе устанавливает Заказчик в документации закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не надлежащим образом установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе в рамках показателя "Предложения по эффективности проработки регламентов выполнения работ на объекте" нестоимостного Критерия N 2, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ф***" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оплаты выполненной работы.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 24, части 13 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Выявлены избыточные требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев жалобу на положения документации об электронном аукционе, установила, что заказчик предъявил избыточные требования к содержанию первых частей заявок участников электронного аукциона. Выдано предписание о том, чтобы аукционная комиссия не учитывала при рассмотрении заявок требования, признанные нарушающими положения Закона о контрактной системе.
Дополнительно следует отметить, что Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев 09.02.2017 в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, с особенностями, определенными статьей 217.1 КАС РФ, отказал в удовлетворении иска о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, содержащего позицию о том, что избыточные требования к содержанию заявок могут приводить к ограничению в доступе к участию в закупке (административное дело N АКПИ16-1287).
Решение Комиссии ФАС России по делу от 01.03.2017 N К-135/17
(номер извещения 0173200001416001415)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний и технологии производства, компонентного состава товаров.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфер закупок www.zakupki.gov.ru - 15.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 062 990 060 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок участников закупки 07.03.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний и технологии производства, компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об Аукционе" документации об Аукционе установлены требования к содержанию заявки.
В указанном разделе документации об Аукционе установлены следующие характеристики товаров, в том числе, (в настоящем решении указываются примеры положений документации): "По позиции 20 "Кирпич керамический" - отклонение единичного значения средней плотности (для одного образца из пяти), отклонение от перпендикулярности смежных граней изделий, предел прочности при изгибе средний для пяти образцов; по позиции 22 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые для верхних слоев покрытий" - сдвигоустойчивость сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, глубина проникания иглы при 25°С, прочность на растяжение при расколе при температуре 0°С, по позиции 14 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные" - трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, глубина проникания иглы при 25°С, содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, по позиции 28 "Провода самонесущие изолированные" Стойкость изоляции к продавливанию при воздействии температуры °С в течение 4 ч.
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (не ограничиваясь приведенными в решении примерами). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, в инструкции по заполнению первых частей заявок, содержащейся в документации об Аукционе, установлено: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений".
Комиссия приходит к выводу, что указанное положение инструкции не позволяет однозначно установить в отношении каких именно показателей товаров участнику закупки в заявке на участие в Аукционе необходимо указать диапазон значений, а также указанное положение противоречит иным положениям инструкции, устанавливающим необходимость указания диапазона значений.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В извещении о проведении Аукциона установлено: "сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: "не более 18 (восемнадцати) месяцев с даты заключения контракта".
Пунктом 4 Информационной карты документации об Аукционе установлен срок выполнения работ: не более 18 (восемнадцати) месяцев с даты заключения контракта.
В пункте 4.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Дата окончания Работ - не более 18 (восемнадцати) с даты начала Работ (п. 4.2)".
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Вместе с тем, в пункте 4.3 проекта контракта документации об Аукционе отсутствует указание на единицу измерения времени исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что срок выполнения работ, установленный в извещении о проведении Аукциона, противоречит сроку выполнения работ, указанному в проекте контракта документации об Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Д***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе -аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок не учитывать требования документации, признанные нарушающими требования Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с 44-ФЗ за апрель 2017 г.
Лекарственные препараты с одинаковыми МНН, разными дозировками следует относить к взаимозаменяемым, если существует возможность их кратного сопоставления.
Кроме того, были выявлены неправомерные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, было решено провести открытый конкурс на развитие подсистемы контроля и выявления нарушений ПДД. Указанное оборудование должно закупаться путем проведения аукциона. Поэтому выбор открытого конкурса в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) нарушает требования 44-ФЗ.
Был рассмотрен случай, когда в проекте контракта не установлен надлежащим образом порядок оплаты в части выполненной работы.
В другой рассматриваемой ситуации предметом закупки являлось выполнение работ с использованием товара. Заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации не были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Были выявлены избыточные требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.