1. В составе документации о закупке заказчик должен утвердить инструкцию по заполнению заявки.
Заказчик провел электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку деревянных рамок.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в документации об Аукционе Заказчиком надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, а именно, согласно Техническому заданию документации об Аукционе установлена таблица "Сведения об объекте закупки" с соответствующими характеристиками товара, а также содержатся следующие разделы: "Общие требования", "Требования к безопасности", "упаковке, маркировке товара", "Требования к гарантийному сроку товара", "Требования к году изготовления товара", "Место поставки товара", "Сроки поставки товара".
В месте с тем, инструкция по заполнению заявки не позволяет определить правила, которыми необходимо руководствоваться при заполнении соответствующей заявки: требуется указание всех разделов, предусмотренных Техническим заданием документации об Аукционе либо указание значений в отношении только технических характеристик.
Таким образом, действия Заказчика, утвердившего конкурсную документацию, не соответствующей требованиям установленным действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.02.2017 г. по делу N К-338/16/АК019-17)
2. В извещении о проведении закупки заказчик должен указать условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относятся, в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, Заказчиком в извещении, Конкурсной документации не установлены требования к участникам Конкурса, предусмотренные Постановлением N 1457, что нарушает часть 3 статьи 49 Закона о контрактной систем
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям установленным действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.02.2017 г. по делу N К-515/16/АК061-17)
3. В обязанности членов комиссии входит указание в протоколе рассмотрения и оценки заявок достоверной информации из заявки участника закупки.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на развитие федеральной государственной информационной системы "Учет нотариальных контор" (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться, в том числе, следующая информация:
информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров.
Как следует из материалов настоящего дела, в приложении N 3 Квалификация участника закупки заявки ЗАО "А" отражены сведения о наличии опыта и деловой репутации, в том числе, о количестве контрактов, подтверждающих наличие опыта участника по успешному выполнению работ, соответствующих предмету закупки; об общей сумме, на которую выполнены указанные контракты; о количестве лет по успешному выполнению работ по предмету закупки, подтверждающих деловую репутацию участников закупки.
Вместе с тем, информация о ценовом предложении, опыте работы и деловой репутации ЗАО "А", отраженная в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 24.02.2016 N П1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки), не соответствует информации, содержащейся в приложении N 3 заявки ЗАО "А".
Учитывая изложенное, Протокол рассмотрения и оценки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Единой комиссии Заказчика, составившей Протокол рассмотрения и оценки, содержащий недостоверную информацию, нарушают часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения.
Согласно части 2.1 статьи 7.30 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2017 г. по делу N К-287/16/АК039-17)
4. Протокол вскрытия конвертов должен содержать сведения об условиях исполнения контракта, указанные в заявках на участие в конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 25.03.2016 NПВ1 (далее - Протокол вскрытия конвертов) в указанном протоколе отсутствуют сведения об условиях исполнения контракта, указанных в заявках на участие в Конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно отсутствует "Предложение о качестве работ" в соответствии с формой 3 раздела 5 Конкурсной документации.
Действия Единой комиссии, не внесшей в Протокол вскрытия конвертов сведения об условиях исполнения контракта, указанных в заявках на участие в Конкурсе нарушают часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе
Согласно части 2.1 статьи 7.30 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.02.2017 г. по делу N ВП-170/16/АК076-17)
5. В документации о закупке заказчик не должен устанавливать требования, приводящие к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком проведены электронные аукционы Организация доступа к услуге местной и внутризоновой телефонной связи для нужд заказчика (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как следует из материалов настоящих дел, Заказчиком в документациях об Аукционах установлены неправомерные требование к способу прокладки линии связи, а именно - по собственному волоконно-оптическому кабелю, находящемуся на балансе Заказчика до места установки оконечного (пользовательского) оборудования.
Пунктом 1 Технических заданий документаций об Аукционах установлены следующее требование: "Предоставление Заказчику доступа к услугам междугородной и международной телефонной связи (Услуги), с организацией 60 (шестидесяти) соединительных линий (2-х цифровых потоков Е1 (интерфейс G.703) по собственному волоконно-оптическому кабелю проложенному до мест установки оконечного (пользовательского) оборудования, расположенного в административных зданиях Государственного заказчика по адресам: г. Москва".
Согласно материалам настоящих дел установлено, что в зданиях Заказчика имеется собственный волоконно-оптический кабель, связывающий оконечное оборудование Заказчика и АТС местного оператора связи.
Указанное требование к схеме организации междугородной и международной телефонной связи ограничивает иных участников закупок в возможности исполнения указанных условий, кроме местного оператора связи, поскольку АТС указанного оператора уже связана волоконно-оптическим кабелем с оконечным оборудованием Заказчика.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность требований об оказании услуг связи, являющихся предметом Аукционов, путем присоединения к волоконно-оптическому кабелю, связывающему конечное оборудование Заказчика и АТС местного оператора связи, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной и содержит состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
Согласно части 4.1 статьи 7.30 КоАП, за включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.02.2017 г. по делу N АК097-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Сделаны следующие выводы.
В составе документации о закупке заказчик должен утвердить инструкцию по заполнению заявки. При этом она должна соответствовать установленным требованиям.
В извещении о закупке заказчик обязан указать условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, и работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, если таковые установлены в конкурсной документации.
Также отмечено, что в документации о закупке заказчик не может устанавливать требования, приводящие к ограничению количества участников.
Разъяснены обязанности членов комиссии по закупкам. Так, они должны указывать в протоколе рассмотрения и оценки заявок достоверную информацию из заявки участника.
Протокол вскрытия конвертов должен содержать сведения об условиях исполнения контракта, указанные в заявках на участие в конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.