Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.Ю. Федорова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Ю. Федоров, осужденный приговором суда по уголовному делу, возбужденному 5 ноября 2014 года, по пункту "б" части второй статьи 199 УК Российской Федерации за уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, оспаривает конституционность части третьей его статьи 76.1, которая устанавливает особенности освобождения от уголовной ответственности по делам о совершенных до 1 января 2015 года преступлениях, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 этого Кодекса, а также конституционность пункта 1 части 1 и пункта 1 части 8 статьи 4 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми определены гарантии, предоставляемые лицам, освобождаемым от ответственности.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 6 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают круг лиц, имеющих право на освобождение от уголовной ответственности, в зависимости от наличия у них имущества и от деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовного дела.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Федеральный законодатель, реализуя принадлежащие ему полномочия, правомочен как устанавливать в законе ответственность за правонарушения, так и устранять ее, а также определять, какие меры государственного принуждения подлежат использованию в качестве средств реагирования на те или иные деяния и при каких условиях возможен отказ от их применения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 860-О-О, от 16 июля 2013 года N 1226-О и от 29 марта 2016 года N 634-О).
Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами (статья 1).
Указанным Федеральным законом статья 76.1 УК Российской Федерации была дополнена частью третьей, согласно которой лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 этого Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с указанным Федеральным законом, и если такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации; в этом случае не применяются положения частей первой и второй статьи 76.1 УК Российской Федерации в части возмещения ущерба, перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода.
В силу взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 и пункта 1 части 8 статьи 4 указанного Федерального закона декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 76.1 УК Российской Федерации, при условии, если совершенные деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации; данная гарантия предоставляется, если на дату представления декларации в отношении лица не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления.
Тем самым приведенные законоположения предусматривают строго определенные условия освобождения от уголовной ответственности за ограниченный круг преступлений.
При этом установление неодинаковых условий для освобождения от уголовного преследования лиц, совершивших разные преступления, направлено на достижение конституционно значимых целей дифференциации уголовной ответственности и наказания, усиления их исправительного воздействия, предупреждения новых преступлений и тем самым - защиты личности, общества и государства от преступных посягательств (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 года N 1225-О и N 1226-О, от 25 февраля 2016 года N 287-О).
Таким образом, оспариваемые законоположения не могут расцениваться в качестве нарушающих права заявителя в обозначенном им аспекте, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорова Игоря Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 459-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорова Игоря Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 8 статьи 4 Федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)