Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
Пример расчета грузоподъемности ледовой переправы
Исходные данные:
Радарограмма продольного прохода георадара по оси прямого направления ледовой переправы Копачево - Ичково - Ступино через р. Северная Двина в Архангельской области записана 12 февраля 2015 г. георадаром "ОКО-2" с контактным антенным блоком АБ-1700. Контрольный промер по лунке показал, что толщина льда равна 80 см. Усиление льда выполнялось намораживанием - льдодождеванием. Частых оттепелей и появления воды на поверхности льда не наблюдалось. Визуально трещины и шуговой лед не зафиксированы.
Требуется:
Определить грузоподъемность данной ледовой переправы для гусеничной и колесной техники на примере радарограммы продольного прохода георадара по оси прямого направления при средней температуре воздуха минус 5°С.
Результаты расчета:
Обработку радарограммы выполняют в соответствии с методическими рекомендациями [2]. На радарограмме выделяют три границы: верхняя показывает подошву снегового льда, средняя - подошву намороженного льда и нижняя - подошву естественного льда. Шуговой лед не был зафиксирован.
По радарограмме по длине продольного профиля от 30 до 840 м выполняют расчеты толщины льда с шагом через 10 м (см. таблицу Б.1). По данным таблицы Б.1 устанавливают, что толщина снегового льда изменяется от 7 до 14 см, намороженного льда от 14 до 35 см, естественного льда от 35 до 53 см. На участках, приближенных к берегу (на продольном профиле расстояния 30, 840 м), зафиксированы толщина снегового льда изменяется от 9 до 10 см, намороженного льда - от 14 до 23 см, естественного льда - от 36 до 40 см. На участке профиля 20 и 850 м вморожены береговые щиты, поэтому соответствующие им значения толщины льда в таблице Б.1 не включены.
Детальный анализ радарограммы в увеличенном масштабе по сравнению с рисунком Б.1 показал, что в намороженном слое льда на участках радарограммы 60, 63, 75, 144, 156, 172, 186, 249, 296, 414, 682, 690, 828 и 844 м по профилю; а также в естественном слое льда на участках радарограммы 30, 35, 708 и 844 м по профилю зафиксированы вертикальные трещины.
Таблица Б.1 - Толщина льда
Расстояние от исходного берега, м |
Толщина снегового льда, см |
Толщина намороженного льда, см |
Толщина естественного льда, см |
Общая толщина льда от поверхности проезжей части переправы, см |
30 |
9 |
23 |
40 |
72 |
40 |
7 |
34 |
36 |
77 |
50 |
7 |
35 |
36 |
78 |
60 |
8 |
32 |
35 |
75 |
70 |
9 |
29 |
36 |
74 |
80 |
10 |
30 |
37 |
77 |
90 |
9 |
31 |
37 |
77 |
100 |
9 |
32 |
36 |
77 |
110 |
9 |
30 |
40 |
79 |
120 |
9 |
32 |
39 |
80 |
130 |
9 |
33 |
39 |
81 |
140 |
8 |
31 |
40 |
79 |
150 |
7 |
32 |
42 |
81 |
160 |
7 |
34 |
43 |
84 |
170 |
8 |
32 |
44 |
84 |
180 |
9 |
29 |
44 |
82 |
190 |
10 |
26 |
48 |
84 |
200 |
11 |
32 |
43 |
86 |
210 |
10 |
31 |
42 |
83 |
220 |
10 |
25 |
43 |
78 |
230 |
10 |
24 |
42 |
76 |
240 |
8 |
27 |
42 |
77 |
250 |
8 |
29 |
41 |
78 |
260 |
8 |
31 |
40 |
79 |
270 |
9 |
31 |
39 |
79 |
280 |
8 |
31 |
38 |
77 |
290 |
7 |
31 |
38 |
76 |
300 |
8 |
30 |
40 |
78 |
310 |
9 |
28 |
41 |
78 |
320 |
8 |
27 |
44 |
79 |
330 |
8 |
27 |
44 |
79 |
340 |
7 |
27 |
44 |
78 |
350 |
9 |
25 |
44 |
78 |
360 |
9 |
26 |
42 |
77 |
370 |
9 |
27 |
42 |
78 |
380 |
9 |
27 |
44 |
80 |
390 |
10 |
26 |
44 |
80 |
400 |
9 |
25 |
47 |
81 |
410 |
8 |
26 |
49 |
83 |
420 |
8 |
26 |
49 |
83 |
430 |
8 |
26 |
47 |
81 |
440 |
10 |
26 |
46 |
82 |
450 |
10 |
23 |
47 |
80 |
460 |
11 |
21 |
49 |
81 |
470 |
12 |
19 |
52 |
83 |
480 |
11 |
20 |
52 |
83 |
490 |
11 |
21 |
48 |
80 |
500 |
10 |
22 |
53 |
85 |
510 |
10 |
22 |
51 |
83 |
520 |
11 |
20 |
51 |
82 |
530 |
11 |
19 |
53 |
83 |
540 |
11 |
19 |
51 |
81 |
550 |
12 |
20 |
47 |
79 |
560 |
14 |
21 |
45 |
80 |
570 |
14 |
22 |
44 |
80 |
580 |
14 |
22 |
46 |
82 |
590 |
13 |
20 |
48 |
81 |
600 |
12 |
20 |
47 |
79 |
610 |
11 |
20 |
48 |
79 |
620 |
13 |
23 |
45 |
81 |
630 |
14 |
25 |
42 |
81 |
640 |
14 |
26 |
40 |
80 |
650 |
11 |
27 |
41 |
79 |
660 |
10 |
27 |
43 |
80 |
670 |
11 |
24 |
44 |
79 |
680 |
12 |
22 |
45 |
79 |
690 |
11 |
23 |
44 |
78 |
700 |
12 |
24 |
43 |
79 |
710 |
12 |
25 |
41 |
78 |
720 |
12 |
22 |
42 |
76 |
730 |
12 |
21 |
43 |
76 |
740 |
11 |
21 |
45 |
78 |
750 |
11 |
22 |
45 |
78 |
760 |
12 |
23 |
45 |
80 |
770 |
11 |
20 |
46 |
77 |
780 |
11 |
21 |
47 |
79 |
790 |
10 |
23 |
46 |
79 |
800 |
10 |
23 |
43 |
76 |
810 |
11 |
21 |
41 |
73 |
820 |
12 |
17 |
42 |
71 |
830 |
14 |
14 |
45 |
73 |
840 |
10 |
14 |
36 |
60 |
Если в намороженном слое трещины практически проходят чаще по всей толщине льда, то в естественном льде они определились только в нижней части (30 и 35 м на профиле) и в верхней части (708 и 844 м на профиле) (глубиной не более 1/2 от толщины естественного льда). Следовательно, имеют место несквозные вертикальные трещины.
По длине продольного профиля (см. таблицу Б.1) установлены самые минимальные толщины различных типов льда: снегового 7 см, намороженного - 14 см, естественного - 35 см.
При минимальной толщине снегового льда 7 см (40-50; 150-160; 290; 340 м на продольном профиле) толщина намороженного льда составляет от 27 до 35 см, а толщина естественного льда - от 36 см до 44 см. Таким образом, неблагоприятное сочетание толщин будет: снегового - 7 см, намороженного - 27 см, естественного - 36 см.
При минимальной толщине намороженного льда 14 см (830; 840 м на продольном профиле) толщина снегового льда будет равна 10 см, естественного льда - 36 см. Таким образом, неблагоприятное сочетание будет: снегового льда - 10 см, намороженного - 14 см, естественного - 36 см.
При минимальной толщине естественного льда 35 см (60 м на продольном профиле) толщина снегового льда будет равна 8 см, намороженного льда - 32 см. Таким образом, неблагоприятное сочетание будет: снегового льда - 8 см, намороженного - 32 см, естественного - 35 см.
При определении наиболее неблагоприятного сочетания учитывают, что наиболее прочным является естественный лед, менее прочным - намороженный лед, а снеговой лед при оценке грузоподъемности не учитывают.
Следовательно, сравнению подлежит сочетание:
- при минимальной толщине снегового льда: намороженный - 27 см, естественный - 36 см, суммарная толщина - 63 см;
- при минимальной толщине намороженного льда: намороженный лед - 14 см, естественный - 36 см, суммарная толщина - 50 см;
- при минимальной толщине естественного льда: намороженный - 32 см, естественный - 35 см, суммарная толщина - 67 см.
Так как толщина естественного льда изменяется только на 1 см, а намороженного льда на 18 см, то в качестве самого неблагоприятного сочетания следует принять сочетание: намороженный лед 14 см, естественный лед 36 см, по которому и определяется грузоподъемность ледовой переправы.
По формуле (2) расчетная толщина льда при и :
.
По таблице 6 и рисунку 4 при h=46 см допускаемая нагрузка на ледяной покров гусеничных транспортных средств 21 т. При наличии несквозных трещин в ледяном покрове, неравномерности в структуре льда, при температуре воздуха минус 5°С по табл. 8 поправочный коэффициент . В этом случае допустимая нагрузка гусеничных транспортных средств будет 21 т х 0,75 = 16 т.
По таблице 7 и рисунку 5 при h=46 см допускаемые нагрузки на ледяной покров при проезде по нему колесных автомобилей 14,5 т. При наличии несквозных трещин в ледяном покрове, неравномерности в структуре льда, при температуре воздуха минус 5°С по таблице 8 поправочный коэффициент . В этом случае допустимая нагрузка колесных автомобилей будет 14,5 т х 0,75 = 11 т.
<< Приложение А. Карточка инженерной разведки ледовой переправы |
||
Содержание Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.030-2016 "Методические рекомендации работ по оценке грузоподъемности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.