Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Н
Оценка экономической эффективности обеспыливания автомобильных дорог с переходным типом покрытия с использованием битумной эмульсии
Расчет экономической эффективности обеспыливания автомобильных дорог с переходным типом покрытия с использованием битумной эмульсии сделан на примере федеральной трассы А-331 "Вилюй".
Наиболее значимыми эффектами обеспыливания автомобильных дорог с переходным типом покрытия с использованием битумной эмульсии будут являться социально-экономические эффекты за счет снижения количества ДТП, от сокращения затрат на перевозку грузов и пассажиров в результате улучшения дорожных условий и сокращения потерь времени пребывания пассажиров в пути.
Методические подходы к оценке эффектов от изменения себестоимости перевозок грузов и пассажиров и изменения затрат времени в пути, изложенные в [5], требуют наличия данных о составе потока по маркам транспортных средств. В таблице Н.1 представлены данные, полученные в ходе обследования транспортных потоков на трассе А-331.
Таблица Н.1 - Состав и структура движения на дороге
Вид транспортных средств |
Основные марки автомобилей |
Доля в потоке, % |
Легковые автомобили: |
|
|
1-й группы |
ВАЗ (2101-2112) |
3 |
2-й группы |
Лада Приора, Лада Калина, ГАЗ 3105 |
5 |
3-й группы |
Ford, Nissan ,Toyota, Volvo, Volkswagen, BMV, Mercedes |
38 |
4-й группы |
Mitsubishi Pajero, Grand Cherokee, УАЗ |
30 |
Грузовые автомобили |
ГАЗ (33021, 3302), КАМАЗ-53215 |
22 |
Автобусы |
ПАЗ (3205, 3206) |
2 |
Итого |
100 |
Показатели себестоимости пробега автотранспортных средств по выбранным маркам транспортных средств представлены в таблице Н.2. Источник: [5, табл. Г.1 Приложения Г].
Таблица Н.2 - Показатели себестоимости пробега автотранспортных средств, приведенные к ценам декабря 2013 года
Марка транспортных средств |
Переменные расходы, руб./км |
В том числе |
Постоянные затраты, руб./час |
В том числе |
|||||
затраты на топливо |
затраты на смазочные материалы |
затраты на износ шин |
затраты на ТО и ЭР |
амортизация |
накладные расходы |
заработная плата водителя |
|||
ВАЗ-2110 |
3,52 |
2,59 |
0,18 |
0,19 |
0,56 |
169,1 |
24,92 |
26,13 |
118,05 |
ГАЗ-3105 |
6,6 |
4,73 |
1,19 |
0,16 |
0,52 |
167,88 |
23,51 |
26,32 |
118,05 |
Toyota Lexus |
7,8 |
4,66 |
1,19 |
0,38 |
1,57 |
235,20 |
78,35 |
38,62 |
118,05 |
Mitsubishi Pajero |
11,87 |
6,76 |
1,72 |
0,38 |
3,01 |
321,75 |
148,86 |
54,84 |
118,05 |
КАМАЗ-53215 |
18,47 |
11,65 |
1,91 |
2,04 |
1,9 |
340,16 |
124,01 |
50,69 |
165,46 |
ПАЗ-3205 |
12,07 |
8,13 |
2,07 |
0,3 |
1,57 |
253,55 |
94,49 |
41,01 |
118,05 |
Алгоритм расчёта суммарной себестоимости пробега с учётом скорости движения по данным таблиц Н.1 и Н.2 представлен в таблице Н.3.
В расчёте рекомендуется учитывать среднюю скорость движения, которая определяется как средневзвешенная из допустимых скоростей движения на участках, принятых согласно схеме организации движения, установленной из условий обеспечения безопасности дорожного движения.
Средняя скорость рассчитывается по формуле (Н.1):
,
(Н.1)
где N - количество характерных участков автомобильной дороги с различным скоростным режимом, установленным согласно схеме организации дорожного движения, разработанной из условия обеспечения безопасности движения;
- длина i-го участка;
- скорость движения на i-м участке.
Наблюдения, проведенные на опытно-экспериментальных участках, показали, что скорость движения автомобильного транспорта на необработанных битумной эмульсией участках автомобильной дороги А-331 "Вилюй", из-за плохой видимости составляет порядка 30 км/ч, тогда как на участках автомобильной дороги после проведения работ по обеспыливанию - 80 км/ч. Эти данные были учтены при расчете суммарной себестоимости пробега автомобильного транспорта с учетом скорости движения и представлены в таблице Н.3.
Таблица Н.3 - Алгоритм расчёта суммарной себестоимости пробега с учётом скорости движения
N п/п |
Марка а/м |
Переменные расходы, руб./км |
Постоянные затраты, руб./час |
Постоянные затраты в расчёте на 1 км с учётом скорости движения |
Себестоимость пробега транспортных средств с учётом скорости движения, руб./км |
Структура потока, авт./сутки |
Суммарная себестоимость пробега с учётом скорости движения, руб./км |
|||
30 км/ч, (4)/30 |
80 км/ч, (4)/80 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
ВАЗ-2110 |
3,52 |
169,1 |
5,64 |
2,11 |
9,16 |
5,63 |
24 |
219,76 |
135,21 |
2 |
ГАЗ-3105 |
6,6 |
167,88 |
5,60 |
2,10 |
12,20 |
8,70 |
40 |
487,84 |
347,94 |
3 |
Toyota Lexus |
7,8 |
235,02 |
7,83 |
2,94 |
15,63 |
10,74 |
306 |
4784,00 |
3285,75 |
4 |
MitsubishiPajero |
11,87 |
321,75 |
10,73 |
4,02 |
22,60 |
15,89 |
242 |
5467,99 |
3845,83 |
5 |
КАМАЗ -53215 |
18,47 |
340,16 |
11,34 |
4,25 |
29,81 |
22,72 |
178 |
5305,94 |
4044,52 |
6 |
ПАЗ - 3205 |
12,07 |
235,55 |
7,85 |
2,94 |
19,92 |
15,01 |
16 |
318,75 |
240,23 |
Итого: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
806 |
16584,28 |
11899,48 |
С учётом структуры потока (таблица Н.1) суммарная себестоимость пробега составляет 16584,28 руб. на км при скорости движения 30 км/ч и 11899,48 руб. на км при скорости движения 80 км/ч.
На основании полученных данных с учётом протяжённости участка, содержащегося с обеспыливанием, и продолжительности летнего содержания выполняется расчёт эффекта от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров.
При расчётах была проведена корректировка данных на величину индекса потребительских цен для приведения стоимостных показателей к текущему уровню цен.
Эффект от сокращения времени пребывания в пути пассажиров за счет улучшения дорожных условий был рассчитан на основе средней величины потерь пребывания пассажиров в пути (определяется [5]) и данных о составе потока (таблица Н.1).
Эффект от снижения количества дорожно-транспортных происшествий в результате улучшения дорожных условий был рассчитан по формуле (Н.2) [5].
,
(Н.2)
где ,
- потери от ДТП соответственно для базового и обеспыленного участков дорожного сооружения.
Величину потерь от ДТП на каждом участке рассчитывают по формуле (Н.3)
,
(Н.3)
где Z - количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт./км;
- средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия;
- итоговый стоимостной коэффициент, учитывающий тяжесть дорожно-транспортных происшествий;
- среднегодовая суточная интенсивность движения на i-ом участке, авт./сут.;
- протяженность участка с однородными дорожными условиями, км.
Количество дорожно-транспортных происшествий для загородных автомобильных дорог определяется по формуле (Н.4)
,
(Н.4)
где - итоговый коэффициент аварийности [6].
Средняя величина потерь от одного ДТП вычисляется по формуле (Н.5)
,
(Н.5)
где - ориентировочный средний социально-экономический ущерб от гибели в ДТП одного человека;
- ориентировочный средний социально-экономический ущерб от ранения в ДТП одного человека;
,
- соответственно количество погибших и раненых, приходящихся в среднем на одно ДТП;
- среднестатистический материально-технический ущерб от одного ДТП.
Таблица Н.4 - Оценка экономической эффективности обеспыливания автомобильных дорог общего пользования с переходным типом покрытия с учетом условий эксплуатации на примере ФАД А-331 "Вилюй"
N п/п |
Показатели |
Значения |
Примечание |
Исходные данные | |||
1 |
Категория автомобильной дороги |
IV |
- |
2 |
Средняя скорость движения автомобилей на участках без обеспыливания, км/ч |
30 |
- |
3 |
Средняя скорость движения автомобилей на участках после проведения работ по обеспыливанию, км/ч |
80 |
- |
4 |
Интенсивность движения, авт./сутки |
806 |
Таблица Н.1 настоящего ОДМ |
5 |
Протяжённость автомобильной дороги, км |
10 |
- |
6 |
Продолжительность периода, в котором содержатся обеспыленные участки автомобильных дорог, дней |
92 |
- |
7 |
Количество ДТП на участках без обеспыливания на 1 млн авт./км |
0,57 |
Формула Н.4 настоящего ОДМ |
8 |
Количество ДТП на участках после проведения работ по обеспыливанию на 1 млн авт./км |
0,47 |
Формула Н.4 настоящего ОДМ |
9 |
Средняя величина потерь от одного ДТП, тыс.руб. |
15754,88 |
Формула Н.5 настоящего ОДМ |
10 |
Итоговый коэффициент, учитывающий тяжесть ДТП |
0,85 |
[6] |
Определение эффективности | |||
11 |
2016 г. к 2013 г. |
1,33 |
По данным Росстата |
12 |
Затраты на содержание автомобильной дороги с обеспыливанием, тыс. руб. |
1087,2 |
Локальная смета составлялась по МДС 81-35.2004 и ГЭСН 81-02-05-2001 |
13 |
Затраты на содержание автомобильной дороги, тыс. руб. |
1637,925 |
Локальная смета составлялась по МДС 81-35.2004 |
14 |
Средняя стоимостная оценка затрат времени пребывания пассажиров в пути, руб. на чел.-час |
320,0 |
Таблица В.9 [ОДМ 218.4.023-2015] |
15 |
Интенсивность движения легкового автотранспорта, авт./сутки |
612 |
Таблица Н.3 настоящего ОДМ |
16 |
Интенсивность движения автобусов, авт./сутки |
16 |
|
17 |
Среднее количество пассажиров в легковой а/м |
0,2 |
Определяется по результатам обследования. Приведены условные данные |
18 |
Среднее количество пассажиров в автобусе |
10,0 |
Определяется по результатам обследования. Приведены условные данные |
19 |
Эффект от сокращения времени пребывания в пути пассажиров, тыс. руб. |
2303,63 |
|
20 |
Суммарная себестоимость пробега при скорости 30 км/ч, руб. на км |
16584,28 |
|
21 |
Суммарная себестоимость пробега при скорости 80 км/ч, руб. на км |
11899,48 |
|
22 |
Эффект от снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров, тыс. руб. |
5732,32 |
|
23 |
Экономия в затратах на содержание автомобильной дороги с обеспыливанием, тыс. руб. |
550,725 |
|
24 |
Потери от ДТП на участках без обеспыливания, тыс. руб. |
22377,43 |
Формула Н.3 настоящего ОДМ |
25 |
Потери от ДТП на участках после проведения работ по обеспыливанию, тыс. руб. |
18477,14 |
Формула Н.3 настоящего ОДМ |
26 |
Эффект от снижения количества ДТП в результате улучшения дорожных условий, тыс. руб. |
3900,29 |
|
27 |
Суммарный экономический эффект, тыс. руб |
12486,97 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.