Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Сведения для проведения актуарного оценивания
3.1. Отчетная дата
3.1.1. Актуарное оценивание* проводится на основе сведений по состоянию на отчетную дату.
3.1.2. Актуарное оценивание проводится с учетом всех событий, состоявшихся в день, соответствующий отчетной дате, по состоянию на конец этого дня. По результатам актуарного оценивания составляется актуарное заключение**.
3.1.3. В случае если за период между отчетной датой и датой окончания проведения актуарного оценивания произошли события, о которых стало известно актуарию, которые могут оказать существенное влияние на результаты актуарного оценивания, а также на возможность выполнения негосударственным пенсионным фондом своих финансовых обязательств, актуарий должен учесть их при подготовке актуарного заключения и отразить в нем сведения о таких событиях.
3.2. Исходные данные
3.2.1. Актуарий, исходя из условий поставленной перед актуарием задачи и применяемых методов оценивания, должен определить перечень, объем и степень детализации запрашиваемых у заказчика данных, так чтобы данные были достаточны для проведения актуарных расчетов и формирования обоснованных выводов по результатам актуарного оценивания.
3.2.2. Актуарию следует принимать во внимание учетную политику негосударственного пенсионного фонда.
3.2.3. Актуарий должен удостовериться, что используемые им данные соответствуют поставленной перед актуарием задаче и достаточны для ее выполнения. Актуарию следует провести предварительную проверку данных на непротиворечивость, полноту, достоверность, согласованность. Предварительная проверка данных может включать:
- проверку того, что данные согласуются с данными из других источников, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, оборотно-сальдовой ведомости негосударственного пенсионного фонда;
- проверку того, что значения данных лежат в приемлемых пределах;
- сравнение с данными, используемыми в предыдущих оцениваниях.
3.2.4. При наличии существенных недостатков в данных актуарию следует либо отказаться от выполнения поставленной перед актуарием задачи, либо использовать доступные данные, которые по профессиональному суждению актуария позволят выполнить поставленную перед актуарием задачу. В случае если актуарию известны ограничения данных, которые, по его мнению, являются существенными, он должен раскрыть эти ограничения и их возможное влияние на результат актуарных оценок в актуарном заключении.
3.2.5. При наличии какой-либо неопределенности в отношении влияния пенсионного законодательства Российской Федерации, пенсионных или страховых правил, договоров негосударственного пенсионного обеспечения, договоров об обязательном пенсионном страховании или решений исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда на расчеты актуарию следует запросить у заказчика необходимые разъяснения и обоснования, включая, если необходимо, юридические заключения и (или) разъяснения уполномоченных органов, которые связаны с рассматриваемой задачей. Актуарий должен отразить в актуарном заключении пояснения в отношении таких неопределенностей, а также сведения об их влиянии на результаты расчетов.
3.2.6. В целях выбора адекватных моделей расчетов актуарий должен учитывать все существенные характеристики и условия негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, применяемые негосударственным пенсионным фондом, отраженные в законодательных актах, нормативных правовых актах уполномоченных органов, пенсионных и страховых правилах негосударственного пенсионного фонда, договорах, решениях руководящих органов негосударственного пенсионного фонда.
3.3. Актуарные предположения
3.3.1. При выборе актуарных предположений актуарий должен учитывать цель проведения расчетов, требования законодательства Российской Федерации, применимых Международных стандартов финансовой отчетности, соответствующих стандартов актуарной деятельности, стандартов и правил саморегулируемых организаций актуариев и кодекса профессиональной этики актуария, установленного саморегулируемой организации.
3.3.2. Актуарий должен обеспечить беспристрастность, непредвзятость и согласованность актуарных предположений между собой. Недопустима коррекция одного из актуарных предположений для компенсации недостатков другого независимого предположения. В частности, недопустима коррекция ставки дисконтирования в целях компенсации недостатков предположения в отношении будущих уровней смертности.
3.3.3. При выборе актуарных предположений актуарий должен учитывать характеристики методов и моделей, используемых при проведении актуарного оценивания. Актуарные предположения должны выбираться актуарием на основе анализа достаточного объема информации, отвечающей поставленной перед актуарием задаче.
3.3.4. Вопрос о составе и объеме информации, необходимой для формирования актуарных предположений, является предметом профессионального суждения актуария. В состав такой информации могут включаться:
- национальные или региональные демографические данные и прогнозы национальной статистической службы;
- финансовые и экономические прогнозы;
- исторические данные о динамике основных показателей объекта оценивания.
При этом актуарий должен выбирать источники информации с учетом их надежности.
3.3.5. При выборе актуарных предположений о ставке дисконтирования актуарию следует учитывать:
- ставки по финансовым инструментам при низком кредитном риске (например, ставки, основанные на кривых доходности надежных корпоративных или государственных облигаций);
- модели, используемые для определения ставок дисконтирования, включая исходные предположения и ограничения;
- интервал разумных альтернативных ставок дисконтирования.
Актуарию следует определять ставку дисконтирования с учетом ожидаемых комиссий и иных расходов, связанных с управлением активами.
Актуарию следует выбирать ставку дисконтирования, отражающую ожидания о доступной для негосударственного пенсионного фонда ставке вложения средств при низком кредитном риске с учетом инвестиционной политики, нормативных и других ограничений, а также с учетом практики инвестирования негосударственного пенсионного фонда.
Ставка дисконтирования определяется по состоянию на отчетную дату.
В актуарном заключении кроме ставки дисконтирования должна быть указана область ее применения, то есть определены денежные потоки, к которым она применяется, а также должно содержаться обоснование выбора ставки дисконтирования.
3.3.6. При выборе актуарных предположений об уровне смертности актуарию следует отдельно сделать предположения в отношении базового уровня смертности (уровень смертности, относящийся к периодам до отчетной даты) и в отношении будущих изменений уровня смертности. Актуарию следует отразить предположения об уровне смертности в актуарном заключении.
Предположения по базовому уровню смертности актуарию следует выбирать на основе исторических данных негосударственного пенсионного фонда. Помимо исторических данных негосударственного пенсионного фонда актуарий также, в том числе при недостаточной статистической значимости исторических данных негосударственного пенсионного фонда, может использовать статистические данные, полученные из других источников. В частности, могут использоваться таблицы смертности, публикуемые Федеральной службой государственной статистики, уполномоченными органами с учетом необходимых корректировок, отражающих специфические особенности состава участников (застрахованных лиц) негосударственного пенсионного фонда, такие как средние уровни пенсионных выплат, место жительства и род занятий участников (застрахованных лиц) негосударственного пенсионного фонда, и другие.
3.3.7. В состав актуарных предположений актуарий может включать, в частности, предположения: об индексации будущих выплат; о доле дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на увеличение будущих выплат; в отношении графика поступления пенсионных и страховых взносов; об объеме средств, направляемых в страховой резерв и резерв по обязательному пенсионному страхованию.
3.3.8. При выборе актуарных предположений об уровне расторжений договоров и возраста выхода на пенсию актуарию следует обосновать выбор с учетом исторических данных негосударственного пенсионного фонда, если они статистически значимы, а также условий расторжения договоров, ожидаемого размера выплат, возраста участника или застрахованного лица, срока с момента заключения договора.
3.3.9. При выборе актуарных предположений актуарий должен принимать во внимание гарантии, установленные законодательством, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, документами негосударственного пенсионного фонда, договорами негосударственного пенсионного обеспечения. К таким гарантиям могут относиться, в частности, гарантии повышения размеров (индексации) назначенных негосударственных пенсий, гарантии в отношении начисления дохода.
3.3.10. При выборе актуарных предположений актуарий должен учитывать возможность предоставления негарантированных выгод, в частности:
- предыдущие факты предоставления негарантированных выгод;
- существующую политику в отношении принятия решений в части предоставления негарантированных выгод.
В актуарном заключении актуарию следует указать, в какой степени предположения учитывают прошлую практику предоставления негарантированных выгод и информацию в отношении решений в части негарантированных выгод в будущем. Информация в отношении решений в части предоставления негарантированных выгод в будущем может включать мнение органа, обладающего правом решения, будут ли предоставляться такие выгоды.
3.3.11. При моделировании денежных потоков, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения и (или) обязательного пенсионного страхования в целях выбора актуарных предположений об уровне расходов на ведение пенсионных счетов и прочих необходимых расходов, актуарию следует учитывать исторические данные негосударственного пенсионного фонда. Кроме того, актуарию следует сделать предположение относительно изменений расходов в будущем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.