Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 23 марта 2017 г. N 31
по проекту федерального закона N 61081-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(в части совершенствования механизма оплаты публичного имущества),
внесенному Ярославской областной Думой и депутатом Государственной Думы И.В. Осиповым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел внесенный Ярославской областной Думой и депутатом Государственной Думы И.В. Осиповым проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), предусматривающее возможность предоставления покупателю государственного или муниципального имущества (далее также - публичного имущества) рассрочки не только в единственном предусмотренным на сегодняшний день законодательством о приватизации случае - при продаже публичного имущества без объявления цены, но также и в случаях приватизации публичного имущества на аукционе или посредством публичного предложения.
По мнению авторов законопроекта, распространение рассрочки на указанные способы приватизации позволит за счет снижения стоимости публичного имущества повысить покупательную способность лиц, заинтересованных в приобретении такого имущества, а также усилить наполнение доходами от приватизации дефицитных региональных и местных бюджетов в связи с улучшением реализации имущества, ранее не продаваемого на условиях единовременной оплаты.
Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям.
В первую очередь необходимо отметить, что предоставление рассрочки покупателю при продаже имущества на аукционе противоречит правовой сути аукциона как способа продажи имущества, согласно которой право приобретения последнего приобретает покупатель, предложивший за него в ходе торгов наиболее высокую цену (пункт 1 статьи 18 Закона о приватизации), а предоставление рассрочки приобретателю при приватизации имущества посредством публичного предложения - природе торгов по принципу "голландского аукциона", организуемых в случае, если аукцион по продаже указанного имущества ранее был признан несостоявшимся и предполагающих их проведение на понижение цены (пункт 5 статьи 23 Закона о приватизации), в результате чего покупателю предоставляется возможность приобрести имущество по цене существенно ниже начальной стоимости этого же имущества в случае его реализации на аукционе. Таким образом, проектируемые законодательные изменения не согласуются с нормами Закона о приватизации.
Следует принять во внимание, что в соответствии с Законом о приватизации существующий механизм рассрочки при продаже публичного имущества без объявления цены применяется исключительно в отношении низколиквидных малоценных активов, имеющих невысокую инвестиционную привлекательность, которые не удалось продать иными способами, а предоставляемая рассрочка оплаты такого имущества выступает в качестве своего рода преференции для привлечения внимания и повышения мотивации потенциальных покупателей.
По мнению Комитета, распространение возможности оплаты приобретенного публичного имущества в рассрочку на случаи его приватизации на аукционе или посредством публичного предложения представляется юридически необоснованным, экономически неоправданным и несет в себе ряд негативных последствий для публично-правовых образований.
С экономической точки зрения такое предложение вряд можно признать целесообразным, поскольку по упомянутым способам приватизации продается инвестиционно-привлекательное имущество, за продажу которого государство или муниципальное образование намерено получить максимально высокий доход. В этом случае нет необходимости изыскивать способы привлечения покупателей.
Необходимо четко понимать, что отсрочка оплаты приобретенного имущества, по сути, является коммерческим кредитом (статья 823 Гражданского кодекса РФ), когда покупателю предоставляется возможность оплаты полученного имущества частичными выплатами по установленному графику в течение определенного периода времени, обуславливающей возникновение ряда правовых особенностей, требующих своего отражения при оформлении договоров купли-продажи на случаи не полной оплаты покупателем приобретенного имущества, не соблюдения установленного графика выплаты платежей, а также особенностей распоряжения таким имуществом.
В этой связи, с целью предотвращения негативных последствий для бюджетов публично-правовых образований, предоставление рассрочки требует достаточно тщательной и качественной проработки условий договора купли-продажи и обязательного указания в нем срока, на который рассрочен платеж покупателя, определения момента передачи имущества в его собственность, размера платежей и график их выплаты, а также ответственности за нарушение установленных этим графиком сроков. Все это требует дополнительных затрат со стороны государства или муниципальных образований, а также наличия у них компетенций определенного уровня.
Вместе с тем необходимо отметить, что не зависимо от качества подготовки договора купли-продажи, государство или муниципальное образование, реализуя свое имущество с отсрочкой платежа покупателя, в любом случае несут риски по неполучению или неполному получению оплаты за приватизируемое имущество, что ставит под угрозу стабильность поступления доходов от приватизации и сбалансированность бюджетов вследствие неконтролируемого роста дебиторской задолженности публично-правовых образований.
При этом публично-правовому образованию в обязательном порядке каждый раз будет необходимо проверять финансовую состоятельность покупателя на предмет его кредитной истории, наличия задолженности по иным платежам, не участия в процедурах банкротства и т.д., так как в противно случае крайне велик риск приобретения публичного имущества неплатежеспособными лицами.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 61081-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.