1. При проведении закупки на строительство объекта капитального строительства в составе документации о закупке объект закупке должен быть описан путем размещения проектно-сметной документации.
Заказчик проводил открытый конкурс без предварительного квалификационного отбора с использованием функционала электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.b2b-mrsk.ru на право заключения рамочных соглашений на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования) на электросетевых объектах, наружных и внутренних сетей электроснабжения до 35 кВ, поставку, строительство, монтаж и пуско-наладку трансформаторных и распределительных подстанций, работы по строительству наружных и внутренних сетей и оборудования, прокладку сетей электроснабжения и электроосвещения, испытание электросетей и электрооборудования, сдачу готового объекта в эксплуатацию с привлечением специалистов организаций, осуществляющих государственный надзор по филиалу ПАО - общим объемом работ не более 2 800 000 000 руб. с НДС
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Согласно пункту 2.4.7.1 Документации ценовой лимит рамочного соглашения по лоту 1: общий объем работ не более 1 200 000 000,00 (один миллиард двести миллионов) рублей с НДС.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении Заказчиком в Документации надлежащим образом не установлены сведения о начальной максимальной цене договора, при этом в Документации также отсутствуют объектные и локальные сметы.
Таким образом, не установление Заказчиком в Документации надлежащим образом сведений о конкретной начальной максимальной цене договора нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом "б" пункта 1.2.1 Положения о закупках.
Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является в том числе: "_ выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования) на электросетевых объектах, поставка, строительство, монтаж и пуско-наладка трансформаторных и распределительных подстанций, работы по строительству наружных и внутренних сетей и оборудования, прокладку сетей электроснабжения и электроосвещения, испытание электросетей и электрооборудования, сдача готового объекта в эксплуатацию_".
В соответствии с техническим заданием Документации в объем работ включаются: строительно-монтажные работы (СМР), пуско-наладочные работы (ПНР), электромонтажные работы (ЭМР) и поставка оборудования, согласно ПСД, по строительству распределительных сетей низкого и среднего напряжения филиала ПАО, согласно разработанных технических заданий (ТЗ) или технических условий (ТУ) для присоединения новой и дополнительной мощности в рамках договоров на оказание услуг по присоединению:
1. Выполнение работ данного раздела не исключает применение материалов и оборудования, передаваемых Заказчиком в монтаж Подрядчику. Спецификация передаваемых материалов и оборудования составляется на основании утвержденной ПСД перед началом работ по данному разделу.
2. В состав работ по данному разделу входит изготовление и передача Заказчику исполнительной документации законченного строительством объекта. Заказчик организует работу рабочей и приемочной комиссии по вводу объекта распределительных сетей низкого и среднего напряжения в эксплуатацию.
3. Гарантийный срок на все виды строительно-монтажных работ (СМР), пуско-наладочных работ (ПНР), электромонтажных работ (ЭМР) устанавливается 24 месяца с момента ввода объекта в эксплуатацию. Оборудование и материалы, используемые при строительстве должны быть новые, с датой изготовления (выпуска) не ранее 6 месяцев от даты начала работ. Гарантийный срок на эксплуатацию оборудования устанавливается согласно паспортам заводов изготовителей.
Следовательно, положения Технического задания Документации не содержат определение объема закупаемых работ, перечня оборудования и материалов, передаваемых Заказчиком для монтажа подрядчику, необходимых при выполнении указанных работ, а также перечень материалов и оборудования, закупаемых подрядчиком и необходимых для исполнения договора.
Кроме того, согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Вместе с тем, в составе Документации отсутствует проектно-сметная документация.
Отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Учитывая изложенное, предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе, что противоречит подпункту "б" пункта 1.2.1 Положения о закупках.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно пункту 2.9.2.2 Документации одним из условий соответствия участника Конкурса требованиям Документации является:
- отсутствие негативного опыта выполнения договоров, которое в том числе подтверждается отсутствием признанных претензий либо судебных решений о неисполнении участником условий договора" с ПАО, его филиалами и ДЗО, а также по заключенным договорам с иными Заказчиками;
- наличие разрешающих документов на осуществление видов деятельности (свидетельств СРО), указание в этих документах видов деятельности, соответствующих предмету и установленным требованиям Заказчика. При привлечении субподрядчиков/соисполнителей/сопоставщиков - наличие у таких лиц необходимых документов.
Кроме того, согласно пункту 2.3.3.4 Документации участник конкурса готовит Конкурсную заявку с учетом следующих дополнительных требований:
a) в Конкурсную заявку включаются нотариально заверенные копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор, в случае признания Участника Победителем, между Участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, с указанием перечня, объема, стоимости и сроков выполнения возлагаемых на субподрядчика соответственно работ;
b) Конкурсная заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям (п. 2.3.1 Документации) в объеме выполняемых им соответственно работ с предоставлением документов согласно п.2.3.2 Документации. Предоставляемые субподрядчиком формы заполняются субподрядчиком с указанием его наименования и наименования Участника конкурса и заверяются подписью и печатью Участника в соответствии с п. 2.4.3.1, 2.4.3.2 Документации;
c) Конкурсная заявка должна включать сведения о распределении объемов работ между Участником конкурса и субподрядчиками по установленной в настоящей документации форме.
Пунктом 6 Технического задания Документации установлено условие, согласно которому, чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получить право заключить Рамочное соглашение, участник конкурса в том числе должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем, Документация не содержит указание на место выполнения работ, перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Следовательно, установление Заказчиком указанного требования Документации влечет ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно пункту 2.4.1.1 Документации участник конкурса должен подготовить Конкурсную заявку, в том числе включающую справку о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации (раздел 4, форма 13).
Подпунктом "а" пункта 2.3.2.1.3 Документации установлено, что документами, подтверждающие квалификацию Участника конкурса в том числе является оригинал справки об опыте выполнения аналогичных предмету закупки договоров. Заказчик вправе запросить подтверждение указанных Участником сведений копиями актов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию.
При этом в Документации Заказчик не устанавливает критерии, на основании которых участник Конкурса в соответствии с требованиями Документации в целях предоставления сведений об опыте должен определять аналогичность выполненных договоров.
Таким образом, установление вышеуказанных требований, в том числе о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ограничивает количество потенциальных участников Конкурса.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам закупки противоречит подпункту "г" пункта 1.2.1 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
4. В соответствии с пунктом 2.9.2.1 Документации в рамках предварительного рассмотрения (отборочной стадии) Комиссия проверяет в том числе наличие и существенность Заявок по изменению условий договора.
Согласно пункту 2.9.2.9 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые в том числе по существу не отвечают договорным требованиям в части: наличия и существенности Заявок по изменению условий рамочного соглашения/договоров.
Пунктом 2.9.1 Документации установлено, что участник конкурса, выбранный в качестве Победителя, утрачивает статус Победителя, и его действия (бездействия) означают отказ от заключения Рамочного соглашения в том числе в случае если предложил Заказчику внести существенные изменения, ухудшающие условия Рамочного соглашения, в том числе путем проведения переговоров (за исключением случаев, когда такие переговоры проводятся по инициативе Заказчика в соответствии с решением Конкурсной комиссии).
Согласно пункту 4 Инструкции по заполнению справки о наличии у участника закупки связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора закупки (Форма 8 Документации) при составлении данного письма участник закупки должен учесть, что сокрытие любой информации о наличии связей, носящих характер аффилированности между участником закупки и любыми лицам так или иначе связанными с Заказчиком, Организатором закупки может быть признано закупочной комиссией существенным нарушением условий данной закупки, и повлечь отклонение Предложению такого участника.
Согласно пункту 4 Инструкции по заполнению справки о крупной сделке участника (Форма 16 Документации) при составлении данного письма участник должен учесть, что сокрытие любой информации о наличии причин признания данной сделки крупной, может быть признано Комиссией существенным нарушением условий данного аукциона, и повлечь отклонение Заявки такого Участника.
Вместе с тем, в Документации Заказчик не устанавливает критерии определения существенности заявок по изменению условий договора, рамочного соглашения, возможных допущенных нарушений участниками Конкурса.
Таким образом, установление в Документации вышеуказанных требований может повлечь субъективный подход при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе и необоснованный, неправомерный отказ участнику в допуске к участию в Конкурсе.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам закупки противоречит подпункту "г" пункта 1.2.1 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
6. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2.9.2.1 Документации в рамках предварительного рассмотрения (отборочной стадии) Комиссия проверяет в том числе соответствие Участника открытого конкурса всем отборочным критериям, установленным в настоящей Документации; соответствие заявки предъявляемым минимальным отборочным критериям: опыт выполнения аналогичных договоров, кадровые и материально-технические ресурсы; соответствие минимальным пороговым значениям кадровых и материально - технических ресурсов; наличие достаточного опыта выполнения договоров (СМР).
Так, согласно пункту 7 Технического задания Документации, чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получить право заключить рамочное соглашение, участник Конкурса должен в том числе иметь опыт работы на объектах энергетики не менее 3-х лет, подтверждаемый полным перечнем объектов законченного строительства, которые выполнены и сданы в эксплуатацию в 2013-2015 г.г. (данная информация подтверждается Участником документально, копиями актов КС-11). Участник должен иметь не менее 150 объектов ТП, введенных в эксплуатацию за период 2013-2015 гг.: (в т.ч. выполненные на условиях субподряда).
В соответствии с пунктом 2.9.2.9 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет конкурсные заявки, которые поданы Участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации отборочным критериям, а именно:
a) не соответствует критериям по материально-техническим ресурсам;
b) не соответствует критериям по кадровым ресурсам;
c) не соответствует критериям, предъявляемым к опыту выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ с поставкой оборудования по объектам распределительных сетей ВЛ, КЛ 0,4/6/10 кВ;
d) не соответствует критериям по финансовой устойчивости (раздел 5).
Согласно пункту 2 Раздела 6 Документации участники, набравшие итоговой рейтинг 75 и более баллов, будут признаны победителями открытого конкурса с присвоением права заключения рамочного соглашения.
Вместе с тем, согласно пункту 1 Раздела 6 Документации оценка заявок участников осуществляется по критериям, относящимся к общему и специальному опыту, кадровым возможностям, оборудованию, финансовому состоянию, деловой репутации, которые подтверждаются участником при заполнении форм, приложенных к квалификационной заявке.
Для оценки заявок по каждому критерию используется 100-балльная шкала оценки.
Сумма величин значимости критериев оценки составляет - 100%.
Вместе с тем, из содержания Документации невозможно однозначно определить перечень требований к участнику закупки, установленных для целей допуска к участию в Конкурсе и перечень требований к участнику закупки, установленных для целей оценки заявок на участие в Конкурсе.
Кроме того, согласно пункту 2 Раздела 6 Документации в качестве критериев оценки установлены:
специальный опыт по количеству объектов ТП, введенных в эксплуатацию за период 2013-2015 гг.: (в т.ч. выполненные на условиях субподряда), для оценки которого участник закупки представляет сведения об опыте выполнения данного вида работ (с 2013 г. по дату окончания подачи заявок) по соответствующим в поданной квалификационной заявке направлениям (по форме Приложений N6 к квалификационной документации). При этом 0 баллов присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 150 объектов; 45 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - от 151 до 180 объектов; 75 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - от 181 до 210 объектов; 100 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 210 объектов.
Кадровые возможности 5%.
Инженерно-технический персонал.
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 5 человек;
- 25 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - от 5 до 10 человек.
50 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 10 человек.
Персонал для выполнения строительно-монтажных работ
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 25 человек;
- 25 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - от 26 до 50 человек.
50 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 50 человек.
Оборудование 5%
Автосамосвал не менее г/п 12т.
- 0 баллов - присваивается участнику при количественном значении характеристики - 5 шт;
- 10 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 5 шт.
Бульдозер на гусеничном либо колесном ходу мощностью не менее 59 кВт.
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 5 шт;
- 10 балла - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 5 шт.
Трактор на гусеничном либо колесном ходу мощностью не менее 72 кВт.
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 3 шт;
- 5 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 3 шт.
Кран автомобильный грузоподъемностью не менее 25 т.
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 2 шт;
- 10 балла - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 2 шт.
Кран-манипулятор на колесном ходу, крановая установка грузоподъемностью не менее 7т., грузоподъемность а/м не менее 10 т.
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 2 шт;
- 10 балла - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 2 шт.
Вышка подъемная высота подъема люльки не менее 17 м.
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 2 шт;
- 10 балла - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 2 шт.
Экскаватор на гусеничном либо колесном ходу с объемом ковша не менее 0,65 куб.м.
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 5 шт;
- 5 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 5 шт.
Буровые машины БКМ-205, БКМ-317 или другие с аналогичными техническими характеристиками
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 5 шт;
- 10 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 5 шт. Седельный тягач
Мощностью не менее 150 кВт
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 2 шт;
- 5 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 2 шт. Бригадные автомобили
вместимость не менее 3 человек, грузоподъемность не менее 1,5 тонны
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики -3 шт.;
- 10 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 3 шт. Электротехническая лаборатория (ЭТЛ)
с переносным комплектом приборов до и выше 1000 В
- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - 1 шт.;
- 10 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики - более 1 шт. Производственная база
Расположение производственной базы в регионе производства работ (стоянка для спецтехники, ремзона, мастерская, хозблок)
- 0 баллов - присваивается Участнику при отсутствии производственной базы;
- 10 баллов - присваивается Участнику при наличии.
В приведенном порядке отсутствует пропорциональная зависимость между качеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям, при этом установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта. При этом установленная система оценки заявок участников по критерию "Квалификация участника", предусматривающая присвоение участникам Конкурса либо максимально предусмотренного балла, либо 0 баллов, устраняет возможность получения участниками Конкурса промежуточных баллов, соответствующих их уровню квалификации.
Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в Документации определен ненадлежащим образом, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
8. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 1.1.6 Документации Заказчиком установлены требования к оборудованию и материалам, согласно которым предлагаемые к поставке материалы должны быть сертифицированы в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также аттестованы в соответствии с Положением ПАО о единой технической политике в электросетевом комплексе и рекомендованы к применению. Участник должен предоставить соответствующее документальное подтверждение наличия действующей сертификации и аттестации. Перечень аттестованного и рекомендованного к применению оборудования, технологий, материалов и систем, а также порядок их аттестации размещен на сайте в разделе "Инвестиции и инновации" в подразделе "Аттестация оборудования".
Вместе с тем из приведенных положений Документации не представляется возможным установить в соответствии с какими нормативными требованиями Заказчиком предусмотрена необходимость документального подтверждения участником Конкурса в составе заявки наличия аттестации исключительно ПАО предлагаемых к поставке материалов.
Кроме того, пунктом 2.3.1.2 Документации установлены требования к участнику Конкурса в том числе:
соответствие отборочным критериям по финансовой устойчивости (Раздел 5);
Стоимость чистых активов (СЧА) за два последних завершенных отчетных (финансовых) периода (отдельно), должно иметь значение >0;
Коэффициент соизмеримости (КСВ), который характеризует соизмеримость суммы заключаемого по результатам конкурса Договора с объемом годовой выручки от основной деятельности Участника конкурса за два последних завершенных отчетных (финансовых) периода (суммарно), должен иметь значение 0,5;
В случае привлечения Участником конкурса (Генеральным подрядчиком) к выполнению отдельных видов работ Субподрядчика (Субподрядчиков) (с долей - менее 1% и с долей - более 1% стоимости выполнения работ по Договору) требование, установленное в данном подпункте, относится отдельно к Генеральному подрядчику и каждому Субподрядчику с долей выполнения работ по Договору (в стоимостном выражении) более 1% от общей цены работ по Договору.
Оценка данного требования осуществляется отдельно по Генеральному подрядчику и такому Субподрядчику, в части (доле) стоимости работ по Договору, выполняемых суммарно Генеральным подрядчиком и Субподрядчиками (с долей - менее 1% стоимости выполнения работ по Договору) и таким Субподрядчиком (с долей - более 1% стоимости выполнения работ по Договору) согласно предоставленному Участником конкурса Плану распределения объемов выполнения работ между Участником конкурса (Генеральным подрядчиком) и Субподрядчиком (Субподрядчиками).
В случае привлечения Участником конкурса (Генеральным подрядчиком) к выполнению отдельных видов работ Субподрядчика (Субподрядчиков) (с долей - менее 1% выполнения работ по Договору) требование, установленное в данном подпункте, относится только к Генеральному подрядчику.
Оценка данного требования осуществляется только по Генеральному подрядчику исходя из общей цены Договора (стоимости выполнения работ, выполняемых суммарно Генеральным подрядчиком и Субподрядчиком (Субподрядчиками) (с долей по стоимости - менее 1% выполнения работ по Договору) согласно предоставленному Участником конкурса Плану распределения объемов выполнения работ между Участником конкурса (Генеральным подрядчиком) и Субподрядчиком (Субподрядчиками)).
При этом пунктом 2.3.2.5 Документации установлено, что в случае не предоставления участником конкурса в составе конкурсной заявки хотя бы одного из перечисленных в пунктах 2.3.2.1.1 - 2.3.2.1.4. Конкурсной документации документов, Конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсную заявку данного Участника конкурса.
Вместе с тем установление Заказчиком вышеуказанных требований к финансовому состоянию участника Конкурса, а также требований к субподрядчикам является избыточным и ограничивает количество участников закупки.
Пунктом 2.4.8.3.5 Документации установлены требования к обеспечению исполнения обязательств по договору, согласно которым участник, с которым заключается договор, должен в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору предоставить Заказчику безотзывную и безусловную, не подлежащую аннулированию без согласия Заказчика Независимую гарантию, в размере 10% от цены предложения Победителя, в том числе НДС.
В том случае, если обеспечение исполнения договора представляется в виде безотзывной и безусловной, не подлежащая аннулированию без согласия Заказчика Независимой гарантии, банковская гарантия должна соответствовать следующим требованиям:
- Независимая гарантия должна быть выдана юридическим лицом, входящим в Список аккредитованных Заказчиком организаций, рейтинг кредитоспособности которого не ниже установленного уровня кредитного рейтинга, присвоенного международными (S&P, Fitch Ratings, Moody's) и (или) национальными рейтинговыми агентствами (RusRating, Эксперт РА, НРА, AK&M).
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, включенного в перечень не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам проведения Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.
Пунктом 2.3.2.1 Документации предусмотрено, что участник Конкурса должен включить в состав Конкурсной заявки документы, подтверждающие его правоспособность, в том числе:
- разрешающие документы на виды деятельности, связанные с выполнением работ в соответствии с техническим заданием, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые у Участника закупки есть разрешающие документы:
- декларацию о принадлежности Участника к субъектам малого/ среднего предпринимательства по установленной в настоящей документации форме;
- при наличии разногласий, участник должен представить протокол разногласий к проекту договора по установленной в настоящей документации форме;
- нотариально заверенную копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, основанного на членстве лиц, осуществляющих строительство, стоимость которых по одному договору не превышает 500 000 000,00 (пятьсот миллионов) рублей с приложениями;
- нотариально заверенную копию выписки из реестра членов саморегулируемой организаций, членом которой является Участник, выданную не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений (в форме электронного документа);
- нотариально заверенную копию выписки из реестра саморегулируемых организаций, выданную Ростехнадзором, с приложением перечня состава работ, свидетельство на выполнение которых имеет право выдавать СРО, выданной Ростехнадзором не ранее чем за 90 дней до срока окончания подачи Предложений (в форме электронного документа);
- справку об участии в судебных разбирательствах, в том числе субподрядных организаций по установленной в настоящей документации форме;
- оригинал расписки контрагента о согласии на проведение проверки Департаментом безопасности ПАО на предмет благонадежности, подписывается должностным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица;
- согласие участника об обязанности заключать договоры комбинированного страхования при выполнении строительно-монтажных работ (иных работ, в состав которых входят строительно-монтажные работы) с аккредитованной страховой компанией в случае присуждения участнику договора (письмо в свободной форме).
В соответствии с пунктом 2.3.2.1.3 Документации документами, подтверждающие квалификацию участника конкурса в том числе являются:
- оригинал справки о кадровых ресурсах. При этом Заказчик вправе запросить подтверждение указанных участником сведений копиями трудовых книжек штатных сотрудников, специальностей, указанных в качестве минимальных требований, предъявляемых Заказчиком к кадровым ресурсам участника закупки, а также Заверенные участником копии удостоверений о допуске к работе в электроустановках (по числу сотрудников, указанных в справке о кадровых ресурсах);
- заверенная участником копия отчета, предоставляемого в ПФР по форме РСВ-1 ПФР за последний отчетный период;
- оригинал справки о материально-технических ресурсах, с предоставлением копий документов, подтверждающих собственность указанных в справке МТР (копии ПТС, ПСМ на автомобили и спецтехнику, указанные в справке о МТР, копия договора лизинга и т.д.);
- справку о текущей загруженности (находящихся на исполнении договорах) по установленной в настоящей документации форме;
- оригинал справки по СУОТ с приложением следующих документов:
утвержденное руководителем организации Положение о службе по охране труда, разработанного на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 08.02. 2000 N14), копия приказа о назначении ответственного лица по вопросам охраны труда по организации или копия сертификата ISO 18001 (при его наличии);
копия удостоверения о проверке знаний по охране труда после прохождения обучения по программе в объеме 72 часов;
список лиц, ответственных за ОТ;
копии приказов о создании аттестационной комиссии;
утвержденный руководителем организации перечень инструкций по ОТ, выдаваемых персоналу на объектах (согласно постановления Минтруда и социального развития РФ от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда");
реестр карточек выдачи спецодежды, спецобуви и СИЗ с приложением нескольких примеров таких карточек (2-7 штук) (согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 N290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты");
перечень журналов проведения вводного и первичного (на рабочем месте) инструктажей по охране труда с приложением копий обложки, первого листа с записями, последнего листа с записями и оборотной стороны журнала с опечатыванием;
оригинал письма о готовности предоставить по запросу Закупочной комиссии инструкции ОТ, карточки выдачи спецодежды, журналы проведения инструктажей оп ОТ, протоколы заседаний аттестационных комиссий.
- копия сертификата ISO 14001 или утвержденная руководителем организации программа реализации мероприятий по охране окружающей среды с приложением последнего акта проверки органами государственных надзорных органов (Росприроднадзора, экологического надзора).
При этом согласно пункту 2.3.2.5 Документации в случае не предоставления участником конкурса в составе конкурсной заявки хотя бы одного из перечисленных в пунктах 2.3.2.1.1 - 2.3.2.1.4. Конкурсной документации документов, Конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсную заявку данного Участника конкурса.
Пунктом 2.3.3.2-2.3.3.4 Документации установлено, что участник конкурса должен выполнять не менее 30% строительно-монтажных работ c использованием собственных ресурсов (включая ресурсы ДЗО). При нарушении этого требования, Заявка данного участника, по решению Конкурсной комиссии, может быть отклонена.
Участник конкурса должен доказать Конкурсной комиссии, что каждый из привлекаемых им субподрядчиков:
- осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика;
- согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ;
- отвечает требованиям настоящей Конкурсной документации (п. 2.3.1) в объеме выполняемых субподрядчиком работ.
В связи с вышеизложенным Участник конкурса готовит Конкурсную заявку с учетом следующих дополнительных требований:
- в конкурсную заявку включаются нотариально заверенные копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор, в случае признания Участника Победителем, между Участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, с указанием перечня, объема, стоимости и сроков выполнения возлагаемых на субподрядчика соответственно работ;
- конкурсная заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям (п. 2.3.1) в объеме выполняемых им соответственно работ с предоставлением документов согласно п. 2.3.2. Предоставляемые субподрядчиком формы заполняются субподрядчиком с указанием его наименования и наименования Участника конкурса и заверяются подписью и печатью Участника в соответствии с п. 2.4.3.1, 2.4.3.2;
- конкурсная заявка должна включать сведения о распределении объемов работ между Участником конкурса и субподрядчиками по установленной в настоящей документации форме.
Вместе с тем, установление вышеприведенных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту "б" пункта 1.2.1 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
10. В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Пунктом 1.1.6 Документации установлены требования к сроку выполнения работ, согласно которому срок выполнения по каждому отдельному объекту будет определен при проведении конкурентной закупочной процедуры по итогам данного открытого конкурса в зависимости от сложности и стоимости выполняемых работ. При этом в Документации не установлено место выполнения работ.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации срок выполнения работ по каждому отдельному объекту, место выполнения работ нарушают пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
12. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пунктам 2.5.1.1-2.5.1.4 в процессе подготовки конкурсной заявки участники вправе обратиться к Организатору конкурса за разъяснениями Конкурсной документации. Запросы на разъяснение Конкурсной документации должны быть направлены через ЭТП или в письменной форме на официальном бланке участника закупки на имя председателя закупочной комиссии по форме, приведенной ниже, и направляет его в отсканированном виде на электронную почту Организатора торгов:.
Организатор конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 10 дней до истечения срока подачи Конкурсных заявок, при размещении Извещения о проведении конкурса и Конкурсной документации не менее чем за 30 дней до окончания срока подачи Заявок.
Организатор конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи Заявок, при размещении Извещения о проведении конкурса и Конкурсной документации не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи Заявок.
Организатор конкурса оставляет за собой право (но не обязанность) ответа на вопрос, полученный в более поздний срок, если обстоятельства позволят Организатору конкурса ответить на него в разумное время до установленного срока подачи Конкурсных заявок.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2017 г. по делу N 223ФЗ-163/16/АК011-17)
2. В порядке оценки заявок заказчик должен раскрыть содержание оцениваемых критериев и порядок присвоения баллов по ним.
ОАО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему содержанию железнодорожного пути объектов инфраструктур (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Подпунктом 2.4, 2.5 пункта 2 Документации установлено: "У участника должна иметься система менеджмента качества поставки и/или производства инженерного и технологического оборудования.
В подтверждение наличия системы менеджмента качества поставки и/или производства инженерного и технологического оборудования участник в составе заявки представляет:
- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.
Участник должен иметь систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья применительно к выполнению работ по текущему содержанию железнодорожного пути.
В подтверждение наличия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья применительно к выполнению работ по текущему содержанию железнодорожного пути участник в составе заявки должен представить:
- действующий сертификат соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья стандарту OHSAS (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы".
Вместе с тем из содержания данных формулировок Документации не представляется возможным определить какие сертификаты соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO и сертификаты соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья стандарту OHSAS будут учтены Заказчиком при оценке заявок участников Конкурса, что нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно подпункту 2.2. пункта 2 Документации: "Участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной конкурсной документацией.
В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки должен представить:
- действующее свидетельство о допуске к выполнению работ в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 в последней редакции, выданное саморегулируемой организацией (СРО), включающее в себя следующие виды работ:
26. Устройство железнодорожных и трамвайных путей
26.3. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
26.8. Устройство железнодорожных переездов
33.2 Транспортное строительство
Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Вместе с тем, одновременное требование о наличии у участников закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельства о допуске к работам по организации строительства. является избыточным и ограничивает возможность участие в Конкурсе.
Таким образом, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия не соответствует подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.02.2017 г. по делу N 223ФЗ-202/16/АК023-17)
3. При оценке заявок по критерию "Квалификация" заказчик не вправе отдавать приоритет работам, выполненным на определенной территории.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилые дома переменной этажности с подземной автостоянкой со встроенно-пристроенными первыми нежилыми этажами, встроенно-пристроенным ДОУ на 120 мест (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, а также выявить наиболее квалифицированного подрядчика в связи со следующим.
В соответствии с установленным порядком оценки, участник закупки, имеющий опыт строительства в других регионах, в том числе, если общая площадь построенных им зданий больше, чем у другого участника закупки, имеющего опыт строительства на территории города Москвы, получает меньшее количество баллов, что приводит к ограничению прав участников Конкурса, имеющих опыт работы, связанный с предметом договора, в иных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, выполнение работ на определенной территории не подтверждает более сложный характер строительства таких работ и не является показателем наибольшей квалификации участника Конкурса по строительству в сравнении с опытом работ на других территориях.
Кроме того, согласно установленному в Документации порядку оценки заявок на участие в Конкурсе учитывается строительство исключительно объектов жилищного назначения.
Объекты жилищного назначения и нежилого назначения входят в группу "Жилищно-гражданское строительство". При выполнении работ по организации строительства объектов жилищного назначения и нежилого назначения требуется наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Учитывая изложенное, в соответствии с установленным порядком оценки заявок на участие в Конкурсе необоснованно ограничена возможность участия в Конкурсе лиц, имеющих опыт по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе нежилого назначения.
Согласно разделу II Приложения N 1 к Информационной карте Документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг" Заказчиком оцениваются следующие показатели: "Предложение по методам производства работ", "Предложение по охране труда", "Предложение по технике безопасности", "Предложение по охране окружающей среды".
Количество присваиваемых баллов по указанным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг" зависит от представления участником предложения не в полном объеме/в полном объеме, с учётом/ без учёта специфики строительства по объекту закупки.
При этом, согласно разделу II Приложения N 1 к Информационной карте Документации "специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов".
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, что понимается Заказчиком под "методами производства работ" и какие "методы производства работ" подлежат оценке, каким образом Заказчик определяет представление участником предложения не в полном объеме/в полном объеме, с учётом/ без учёта специфики строительства по объекту закупки.
Учитывая изложенное, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2017 г. по делу N 223ФЗ-243/16/АК009-17)
4. Комиссия заказчика не должна отказывать в допуске к участию в закупке организации, если в составе ее заявки не представлены документы, требование которых является избыточным.
ОАО (далее - Заказчик) проведен открытый аукцион на право заключения договора оказания услуг по испытаниям средств защиты (далее - Аукцион).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 6.7.3.1 Документации участник Аукциона не допускается к участию в аукционе в случае непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
Пунктом 2.3 Документации Заказчиком установлены квалификационные требования к участникам аукциона, согласно которым участник должен в том числе располагать квалифицированным персоналом, а именно:
- специалист по испытанию средств защиты в количестве не менее 1 человека, аттестованный в органах Ростехнадзора.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:
- копии удостоверения/свидетельства о проверке знаний правил работы в электроустановках и копии протоколов о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные территориальным органом Ростехнадзора и подписанные комиссией Ростехнадзора, либо специализированным образовательным учреждением (институтом повышения квалификации, учебным центром и т.п.) и подписанные комиссией образовательного учреждения (или участника аукциона) прошедшей проверку знаний в органе Ростехнадзора с принятием участия в работе комиссии представителя Ростехнадзора, либо участником аукциона и подписанные комиссией участника с принятием участия в работе комиссии представителя Ростехнадзора.
- документ по форме приложения N 10 к аукционной документации;
- штатное расписание.
Согласно Протоколу от 28.03.2016 N 611 рассмотрения аукционных заявок, предоставленных для участия в открытом аукционе на право заключения договора оказания услуг по испытаниям средств защиты (далее - Протокол рассмотрения заявок), ООО отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с не предоставлением документа, предусмотренного пунктом 2.3 Документации, на основании пункта 6.7.3.1 Документации.
Исходя из материалов настоящего дела в составе заявки в подтверждение квалификационному требованию, установленному пунктом 2.3 Документации участник закупки представил копии удостоверений о проверке знаний правил работы в электроустановках, но не представил копии протоколов о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные территориальным органом Ростехнадзора и подписанные комиссией Ростехнадзора, либо специализированным образовательным учреждением (институтом повышения квалификации, учебным центром и т.п.) и подписанные комиссией образовательного учреждения (или участника аукциона) прошедшей проверку знаний в органе Ростехнадзора с принятием участия в работе комиссии представителя Ростехнадзора, либо участником аукциона и подписанные комиссией участника закупки с принятием участия в работе комиссии представителя Ростехнадзора, что является нарушением пункта 2.3 Документации.
Согласно пункту 1.5.4 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 261 все испытания средств защиты должны проводиться специально обученными и аттестованными работниками.
В соответствии с пунктом 2.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (далее - Правила) работнику, прошедшему проверку знаний по охране труда при эксплуатации электроустановок, выдается удостоверение о проверке знаний норм труда и правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложениями N N 2, 3 к Правилам.
Результаты проверки знаний по охране труда в организациях электроэнергетики оформляются протоколом проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением N 4 к Правилам, и учитываются в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением N 5 к Правилам.
Результаты проверки знаний по охране труда для организаций, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и производственных нужд, фиксируются в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением N 6 к Правилам.
Учитывая изложенное, отклонение Заказчиком заявки ООО нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.02.2017 г. по делу N 223ФЗ-155/16/АК036-17)
5. Заказчик должен размещать информацию о проведении закупки и исполнении договора в сроки, предусмотренные Законом о закупках.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N АК022-17, возбужденного постановлением прокурора в отношении АО, по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установило, что в соответствии с пунктом 19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, АО (далее - Заказчик) 17.01.2017 размещены в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках за август 2016 года.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках с нарушением регламентированного срока, нарушают положения пункта 19 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 7.32.3 КоАП, предусмотрена административная ответственность.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2017 г. по делу N АК022-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщена практика применения КоАП РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
В частности, в порядке оценки заявок заказчик должен раскрыть содержание оцениваемых критериев и правила присвоения баллов по ним.
При оценке заявок по критерию "Квалификация" заказчик не вправе отдавать приоритет работам, выполненным на определенной территории.
Комиссия заказчика не должна отказывать в допуске к участию в закупке организации, если в составе ее заявки не представлены документы, требование которых является избыточным.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.