"Временные методические рекомендации по созданию (реконструкции) региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения Российской Федерации на базе комплекса программно-технических средств оповещения (КПТС АСО)" (далее - Методические рекомендации) содержат:
- основные системные и технические решения по созданию региональных автоматизированных систем централизованного оповещения на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО);
- организацию цифровой сети связи для создания региональных автоматизированных систем централизованного оповещения;
- основные тактико-технические характеристики КПТС АСО.
Методические рекомендации предназначены для МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий, проектировании и строительстве (реконструкции) систем оповещения населения, преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений МЧС России.
Временные методические рекомендации действуют до издания общих методических рекомендаций по созданию систем централизованного оповещения на базе существующих комплексов.
Принятые сокращения
АРМ ОД - автоматизированное рабочее место оперативного дежурного
АСО - система оповещения автоматизированная
АСЦО - автоматизированная система централизованного оповещения
ГРТУ - городской радиотрансляционный узел проводного вещания
ГУ МЧС - Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации
ГО - гражданская оборона
ГТС - городская телефонная станция
ЕДДС - единая дежурная диспетчерская служба
ЗПУ - запасной пункт управления
ЗЗПУ - запасной защищенный пункт управления
КПТС АСО - комплекс программно-технических средств автоматизированной системы оповещения
ЛСО - локальная система оповещения
МСО - местная система оповещения
МССПД - мультисервисная сеть связи и передачи данных
NGN (next generation network) - связь следующего поколения
ПОО - потенциально опасный объект
ПУ - пункт управления
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина
РАСЦО - региональная автоматизированная система централизованного оповещения
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РТУ - радиотрансляционный узел проводного вещания
РТПЦ - радиотелевизионный передающий центр
ТПЭВМ - технологическая ПЭВМ
УЗС-1 - устройство для управления электромеханическими сиренами типа С-28, С-40
УЗС-2 - устройство для управления П-166 ВАУ
УЗС-3 - устройство управления и переключения программ в аудиотрактах РТУ, радиовещательных станций (FM) и телевидения
УКБ - усилительно-коммутационный блок
УКВ - ультракороткие волны
УПЭВМ - управляющая ПЭВМ
УС - узел связи
УУЗС - устройство управления устройствами УЗС по двухпроводным телефонным каналам ТЧ, выделенной линии (ВЛ), коммутируемой линии (КЛ) или радиоканалу в избирательном, групповом и циркулярном режимах передачи сигналов управления
ЦО - центр оповещения
ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях
ЧС - чрезвычайная ситуация
1. Общие положения
1.1 Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации:
- Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ;
- Федерального закона ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ;
- Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" от 1 марта 1993 г. N 177;
- Постановления Правительства Российской Федерации "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178;
- Постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30 декабря 2003 г. N 794;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р;
- "Положения о системах оповещения населения", утвержденного совместным приказом МЧС России, Минсвязи и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376;
- "Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", утвержденного совместным приказом МЧС России, Минсвязи и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597.
1.2 В методических рекомендациях определены особенности организационно-технического построения и этапы работ по созданию (реконструкции) региональных систем оповещения (далее - системы оповещения) на базе КПТС АСО.
1.3 Методические рекомендации предназначены для использования территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также проектными организациями при разработке технических заданий, проектировании и строительстве (реконструкции) систем оповещения населения.
Методические рекомендации могут быть также использованы учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями МЧС России.
1.4 При разработке методических рекомендаций учтены требования действующих нормативных документов, регламентирующих вопросы организации оповещения населения Российской Федерации.
2. Основные особенности построения и функционирования региональных автоматизированных систем централизованного оповещения на базе КПТС АСО
2.1 Особенности построения систем оповещения на базе КПТС АСО
2.1.1 Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) строится в соответствии со структурой системы управления РСЧС на базе специальных технических средств оповещения, действующих сетей радио, телевизионного и проводного вещания, каналов связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
Основные тактико-технические характеристики КПТС АСО приведены в приложении 1.
2.1.2 Структурная схема РАСЦО и типовые варианты организационно-технического построения автоматизированной системы оповещения на базе КПТС АСО представлены в приложении 2.
2.1.2.1 Региональная автоматизированная система централизованного оповещения является территориально-распределенной системой и состоит из местных автоматизированных подсистем оповещения муниципальных образований (категорированных городов, городов, сельских районов) и локальных (объектовых) систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов экономики.
2.1.2.2 Региональные автоматизированные системы централизованного оповещения (РАСЦО) обеспечивают оповещение:
- руководящего состава органов управления территориальных, местных и объектовых подсистем РСЧС и ГО;
- органов государственного и местного самоуправления;
- дежурно-диспетчерских служб потенциально-опасных объектов;
- населения об угрозе и возникновения ЧС;
- сил РСЧС и ГО;
- аварийно-спасательные формирования.
2.1.2.3 Реализация функций оповещения руководящего состава и населения осуществляется обеспечивающими подсистемами.
В состав обеспечивающих подсистем РАСЦО входят:
- мультисервисная сеть связи и передачи данных (МССПД), представляющая собой единую информационно-коммуникационную сеть связи и передачи данных органов власти и местного самоуправления;
- система обеспечения эксплуатации (СОЭ), предназначенная для решения задач администрирования, управления, тестирования и обеспечения эксплуатации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения.
2.1.2.4 МССПД, обеспечивающая функционирование региональной автоматизированной системы централизованного оповещения, базируется на технологии IP MPLS/Ethernet. Такая сеть в масштабах региона создается по иерархической архитектуре, включающей опорный слой (ядро) MPLS, обеспечивающий коммутацию IP-трафика, и граничный слой, который несет основную нагрузку по обслуживанию абонентов и обеспечивает основной интеллект этой сети. К пограничным маршрутизаторам широкополосными каналами подключаются маршрутизаторы доступа, обеспечивающие агрегацию клиентского трафика. На уровне доступа абонентов сети используются маршрутизаторы доступа и коммутаторы Ethernet, предназначенные для объединения инфраструктуры узла и подключения рабочих станций, программно-технических средств оповещения и другого оборудования.
2.1.2.5 СОЭ использует программно-технические средства управления, мониторинга и анализа состояния сети, а также технические средства оповещения и предусматривает использование, как штатных средств и утилит КПТС АСО, так и коммерческого программного обеспечения сетевого управления от компаний Microsoft, IBM, Cisco, Hewlett-Packard, Castle Rock Computing и т.п.
2.1.3 На основном и запасном пунктах управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливается оборудование КПТС АСО в составе:
- управляющая ПЭВМ с установленным общесистемным и специальным программным обеспечением и микрофоном;
- на узле доступа (связи) Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации в телекоммуникационном шкафу устанавливается:
- технологическая ПЭВМ, коммутатор, маршрутизатор доступа и другое необходимое активное и пассивное сетевое оборудование;
- блок АСО с GSM-шлюзом для голосового и SMS-оповещения руководящего состава РСЧС, объектов, организаций и учреждений по служебным, домашним и мобильным телефонам;
- устройство УУЗС, предназначенное для сопряжения с существующими местными системами оповещения, созданными на базе аппаратуры П-160, П-164 и П-166 и т.д.
С узлом доступа (связи) Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации местные автоматизированные подсистемы оповещения (категорированных городов, городов и сельских районов) соединяются широкополосными каналами доступа, обеспечивающими удаленный запуск местных систем оповещения, оповещение руководящего состава и информирование населения об угрозе, возникновении ЧС.
В случае отсутствия цифровых широкополосных каналов связи или для резервирования могут использоваться выделенные или коммутируемые линии и аналоговые каналы связи, а также цифровые КВ и УКВ радиоканалы.
2.1.4 На основных пунктах управления ЕДДС категорированных городов для управления оконечными устройствами технических средств оповещения местной автоматизированной системы оповещения, а также приема команд управления и информации оповещения, передаваемых от вышестоящих органов управления, устанавливается оборудование КПТС АСО в составе:
- на рабочем месте оперативного дежурного ЕДДС категорированного города для управления местной системой оповещения устанавливается АРМ ОД - управляющая ПЭВМ с установленным общесистемным и специальным программным обеспечением и микрофоном;
- на узле доступа (связи) пункта управления, ЕДДС категорированного города и других населённых пунктов для приема команд управления и информации оповещения передаваемых от оперативных дежурных вышестоящих органов управления, а также управления оконечными устройствами местной и локальных систем оповещения в телекоммуникационном шкафу устанавливаются:
- технологическая ПЭВМ, коммутатор, маршрутизатор доступа и другое необходимое активное и пассивное сетевое оборудование, образующие центр оповещения;
- блок АСО с GSM-шлюзом для голосового и SMS-оповещения руководящего состава РСЧС, объектов, организаций и учреждений по служебным, домашним и мобильным телефонам;
- устройство УУЗС, предназначенное для сопряжения с существующими местными системами оповещения, выполненными на базе аппаратуры П-160, П-164 и П-166 и т.д.
Для обеспечения электросиренного и речевого озвучивания с целью доведения сигналов и информации до населения в зоне действия системы оповещения размещаются:
- электросирены С-40 с устройствами управления УЗС-1;
- выносные акустические установки П-166 ВАУ с устройствами УЗС-2.
Кроме выносных акустических установок П-166 ВАУ могут применяться аналогичные им сигнально-громкоговорящие системы с мощными рупорными громкоговорителями, прошедшие государственные испытания и серийно производящиеся в Российской Федерации.
2.1.4.1 На городских радиотрансляционных станциях и радиотрансляционных узлах (РТУ) производственно-технического назначения объектов экономики устанавливаются блоки УЗС-3, обеспечивающие дистанционное включение усилителей проводного вещания и их переключения с основного режима работы на передачу информации оповещения через квартирные и уличные громкоговорители.
2.1.4.2 На радио и телевизионных передающих центрах и в студиях кабельного телевидения устанавливаются блоки переключения УЗС-3, обеспечивающие переключение речевых трактов телевизионных передатчиков и передатчиков радиовещания с основного режима работы на передачу информации оповещения на телевизоры и радиоприемники.
2.1.4.3 Соединение между пунктом управления ЕДДС муниципального образования и оконечными устройствами, техническими средствами пунктов уличного оповещения осуществляется посредством широкополосных каналов связи на базе технологии Ethernet.
В случае отсутствия цифровых широкополосных каналов связи или для резервирования могут использоваться выделенные или аналоговые каналы связи, а также цифровые КВ и УКВ радиоканалы.
2.1.5 В ЕДДС городов или сельских районов для приема команд управления и информации оповещения передаваемых от вышестоящих органов управления, а также управления оконечными устройствами и техническими средствами оповещения устанавливается оборудование КПТС АСО в составе:
- на рабочем месте оперативного дежурного ЕДДС города или сельского района устанавливается управляющая ПЭВМ с установленным общесистемным и специальным программным обеспечением и микрофоном;
- на узле доступа (связи) ЕДДС муниципального образования города или сельского района для приема команд управления и информации оповещения, передаваемых от вышестоящих органов управления, а также управления оконечными устройствами системы оповещения в телекоммуникационном шкафу устанавливаются:
- технологическая ПЭВМ, коммутатор, маршрутизатор доступа и другое необходимое активное и пассивное сетевое оборудование;
- блок АСО с GSM-шлюзом для голосового и SMS-оповещения руководящего состава РСЧС, объектов, организаций и учреждений по служебным, домашним и мобильным телефонам;
- устройство УУЗС (при необходимости) предназначенное для сопряжения с существующими системами оповещения, выполненными на базе аппаратуры П-160, П-164 и П-166 и т.д.
Для обеспечения электросиренного и речевого озвучивания местности с целью доведения сигналов и информации до населения в зоне действия местной системы оповещения размещаются:
- электросирены С-40 с устройствами управления УЗС-1;
- выносные акустические установки П-166 ВАУ с устройствами УЗС-2.
Кроме выносных акустических установок П-166 ВАУ могут применяться аналогичные им сигнально-громкоговорящие системы с мощными рупорными громкоговорителями, прошедшие государственные испытания и серийно производящиеся в Российской Федерации.
2.1.5.1 В населенных пунктах, расположенных в границах действия местных систем оповещения, при необходимости устанавливаются УЗС-3, предназначенные для удаленного (дистанционного) управления усилителями проводного вещания, дистанционного включения уличных громкоговорителей.
2.1.5.2 С управляющим оборудованием, установленным на узле доступа (связи) ЕДДС муниципального образования города или сельского района, оконечные устройства, технические средства оповещения сопрягаются с использованием широкополосных каналов связи на базе технологии Ethernet, обеспечивающих оповещение руководящего состава и информирование населения об угрозе ЧС.
В случае отсутствия цифровых широкополосных каналов связи могут использоваться выделенные линии и каналы связи, а также цифровые УКВ радиоканалы.
2.2 Особенности функционирования систем оповещения на базе КПТС АСО
2.2.1 Алгоритм работы при передаче сигналов и информации оповещения.
На управляющей ПЭВМ АРМ оперативным дежурным выбирается один из заранее запрограммированных сценариев (ситуаций) оповещения или создается нестандартный сценарий оповещения.
После запуска выбранного или созданного сценария оповещения на технологическую ПЭВМ передаются команды на запуск выбранного сценария оповещения, по которому задействуются необходимые технические средства для оповещения населения (электросирены, усилительно-коммутационные блоки, громкоговорители, усилители проводного вещания, передатчики радиовещательных и телевизионных станций), а также телефоны сетей фиксированной и мобильной связи для оповещения должностных лиц.
Оборудование КПТС АСО обеспечивает установление связи на выбранных направлениях оповещения и передачу по ним сигналов и информации оповещения.
Технологические ПЭВМ местных и локальных систем оповещения декодируют поступившие команды и передают их на выбранные устройства управления оконечными средствами оповещения населения:
- на УЗС-1 - для включения электросирен;
- на УЗС-2 для включения и управления П-166 ВАУ;
- на УЗС-3 - для переключения программ сетей проводного вещания, радиовещательных и телевизионных станций;
- на блок АСО для осуществления дозвона и подачи на телефоны должностных лиц вызывного сигнала и речевой информации.
2.2.2 Алгоритм работы КПТС АСО при сопряжении с аппаратурой оповещения КТСО П-160, П-164, П-166.
При приеме сигналов и информации оповещения от перечисленной аппаратуры оповещения устройство УУЗС декодирует поступившие команды и в автоматическом режиме передает подтверждение об их приеме. Поступившие команды запускают оконечные устройства с выводом на экран управляющей ПЭВМ АРМ оперативного дежурного номера команды и времени запуска, сценария оповещения руководящего состава и информирования населения в соответствии с принятой командой. При этом оповещение осуществляется только в циркулярном режиме.
3. Организация цифровой сети связи для создания (реконструкции) региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения
3.1 Мероприятия по организации цифровой сети связи для создания (реконструкции) региональных автоматизированных систем централизованного оповещения субъектов Российской Федерации проводятся под руководством глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2003 г.;
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 года, N Пр-212;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р Государственная программа "Информационное общество" (2010-2020 годы)";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р Концепция развития радиотелевещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы;
- Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года N 632-р "Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года";
- Распоряжение Правительства РФ "Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта РФ" от 3 июля 2007 года N 871-р;
- "Положение о системах оповещения населения", утвержденное совместным приказом МЧС России, Минсвязи и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376.
3.2 Комплекс КПТС АСО предназначен для использования в цифровых мультисервисных сетях связи и передачи данных и интегрируется в региональную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
Его функциональные возможности основаны на реализации технологий и сервисов сетей связи нового поколения в едином информационном пространстве региона.
В то же время, в случае отсутствия цифровых каналов связи и передачи данных, комплекс работает на аналоговых выделенных, коммутируемых каналах тональной частоты и радиоканалах.
Системные и технические решения, примененные в КПТС АСО, используют технологии широкополосного доступа в мультисервисных сетях нового поколения NGN и реализации на базе их сервисов оповещения руководящего состава и населения.
3.3 Оптимальным решением для организации цифровой сети связи для создания РАСЦО является использование единой информационно-коммуникационной сети органов власти субъекта РФ, создаваемой на базе технологии IP/MPLS. Это наиболее перспективный и экономичный путь создания РАСЦО. Трафик, проходящий через узлы доступа опорной сети органов власти и местного самоуправления, позволяет связать удаленные пункты, объекты и устройства управления с оконечными устройствами оповещения.
РАСЦО состоит из интеллектуальных равноценных подсистем административного центра, муниципальных образований и потенциально опасных объектов экономики, объединенных в единую сеть широкополосными цифровыми каналами сети связи и передачи данных. Схема цифровой сети связи для создания РАСЦО приведена в Приложении 2 рис. Б.2.
3.4 В узлах доступа администраций городов и муниципальных образований субъекта Российской Федерации должна быть реализована возможность организации на последней миле широкополосного доступа в опорную сеть органов власти на базе технологий xDSL и Ethernet.
Цифровая сеть связи для создания РАСЦО включает в себя локальную вычислительную сеть, виртуальную частную сеть и линии последней мили, связывающие соответствующие оборудование через узел доступа муниципального образования с операторами организующими виртуальную частную сеть.
3.5 Организация цифровой сети связи для создания АСЦО муниципального образования.
3.5.1 Узел доступа ЕДДС муниципального образования содержит следующие компоненты:
- Цифровую автоматическую телефонную станцию типа HiPath 3800;
- Локальную вычислительную сеть;
3.5.2 В процессе проектирования определяются технические требования к телефонной станции с перечислением следующих показателей:
- аналоговых абонентских портов;
- цифровых абонентских портов;
- аналоговых соединительных линий (ТФОП);
- IP-шлюзов типа HG-1500 V3.0 для организации связи с сетью связи органов власти субъекта Российской Федерации с количеством IР-транков;
- цифровых телефонных аппаратов.
3.5.3 Должна быть обеспечена интеграция диспетчерских АРМ с АТС для создания центра обработки телефонных вызовов.
Присоединение станции к сети связи общего пользования предусматривается по 2-проводным соединительным линиям для подключения спецузла "112".
Присоединение АТС муниципального образования к центральной АТС администрации субъекта Российской Федерации обеспечивается через существующую опорную IP-сеть органов власти к центральной АТС типа HiPath 4000 V3.0 IP-шлюзом для подключения IP-транков типа HG 3550 v3.0.
Подключение АТС ЦУКС по субъекту Российской Федерации к центральной АТС администрации обеспечивается по оптоволоконному кабелю. Для этого рекомендуется использование оптических модемов на 4 потока Е1.
Оборудование АТС узла доступа, программных и аппаратных средств Администрации муниципального образования размещается в шкафах 19" 42 U.
3.5.4 Структура локально-вычислительной сети
Локально-вычислительная сеть в здании администрации муниципального образования должна быть построена на базе структурированной кабельной системы.
Структурированная кабельная система должна соответствовать стандартам ISO/IEC 11801, ANSI/TIA/EIA-569A. Локально-вычислительная сеть присоединяется к существующей сети органов власти субъекта Российской Федерации медным кабелем экранированная витая пара FTP-4х2 (70 метров).
В качестве активного сетевого оборудования используется оборудование типа Cisco Systems.
Начальник |
Э.Н. Чижиков |
Согласовано
Начальник |
В.А. Акимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные методические рекомендации по созданию (реконструкции) региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения Российской Федерации на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО) (утв. МЧС России 25 ноября 2011 г.)
Текст документа официально опубликован не был