Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1026735-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления ограничений по розничной торговле алкогольной продукцией в стационарных специализированных торговых объектах" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", направленных на запрет розничной продажи алкогольной продукции вне стационарных специализированных торговых объектов.
Под стационарным специализированным торговым объектом, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 законопроекта, понимается помещение, используемое исключительно для розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, имеющее отдельный вход и выход.
Законопроектом предлагается внести изменения в абзацы первый - третий пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, в соответствии с которыми предлагается запретить розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях вне стационарных специализированных торговых объектов, которые в свою очередь должны быть в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, а также обладать площадью не менее 50 квадратных метров и быть оборудованы контрольно-кассовой техникой.
При этом, законопроект позволяет организациям, осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в городских поселениях вести данную деятельность также и в иных стационарных торговых объектах, с учетом требований, предъявляемых к таким объектам.
Авторы предлагают сохранить действующий режим регулирования розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях. Комитет полагает, что дифференцированные принципы организации розничной торговли алкогольной продукцией в городских и сельских поселениях не отвечают целям законопроекта в части повышения качества продаваемой алкогольной продукции и снижения потребления алкоголя населением.
Комитет отмечает, что статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, в которую авторы законопроекта предлагают внести указанные изменения, с 31 марта 2017 года будет действовать в новой редакции, в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Также Комитет отмечает, что установление в городских поселениях запрета на осуществление розничной продажи алкогольной продукции совместно с другими продовольственными товарами, несет риск перепрофилирования такого формата розничной торговли как "магазин у дома", осуществляющего розничную торговлю в "шаговой доступности" продуктами питания, включая алкогольную продукцию, и обеспечивающего текущие ежедневные продовольственные потребности жителей, в специализированные алкогольные торговые объекты. Между тем, такие магазины, наряду с торговлей рентабельной алкогольной продукцией осуществляют деятельность по реализации низкомаржинальных социально значимых продовольственных товаров.
По мнению Комитета, предлагаемые авторами изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ могут создать условия, способные привести к ограничению конкуренции на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами, так как в заведомо выигрышном положении оказываются представители крупного и среднего бизнеса, способные перераспределить площадь торговых объектов под вводимые законопроектом требования и осуществлять деятельность по розничной торговле как продуктами питания, так и алкогольной продукцией.
Международный опыт показывает, что значительные ограничения в регулировании розничного рынка алкогольной продукции, в том числе введение такой меры, как выделение торговли алкогольной продукции в специализированных магазинах приводят к увеличению оборота нелегального алкоголя, развитию трансграничной торговли алкогольной продукцией, росту самогоноварения.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1026735-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления ограничений по розничной торговле алкогольной продукцией в стационарных специализированных торговых объектах" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.