Европейский Суд по правам человека
(I Секция)
Дело "Папавасилакис против Греции"
[Papavasilakis v. Greece]
(жалоба N 66899/14)
Постановление Суда от 15 сентября 2016 г.
(извлечение)
Обстоятельства дела
Закон N 3421/2005 о приеме на военную службу граждан Греции предусматривает в качестве альтернативы военной службе гражданскую службу путем передачи лиц, отказывающихся от военной службы со ссылкой на свои убеждения, в распоряжение различных общественных служб. Решение о такой передаче принимается Министерством национальной обороны после получения заключения от специального совета, который рассматривает на основании документов или после интервью с заинтересованным лицом вопрос о том, соблюдены ли условия для предоставления статуса лица, отказывающегося от военной службы со ссылкой на свои убеждения. Закон устанавливает следующий состав специального совета: два профессора университета, специализирующихся на философии, общественных и политических науках и психологии, член государственной канцелярии юрисконсульта в качестве председателя и два высокопоставленных офицера вооруженных сил (один - из подразделения по комплектованию личного состава, второй - из медицинской службы), иными словами, три гражданских лица и два офицера вооруженных сил.
Когда заявитель, просивший о предоставлении ему статуса лица, отказывающегося от военной службы со ссылкой на свои убеждения, предстал перед специальным советом, присутствовали лишь председатель и двое офицеров. Он пояснил, что основной причиной его просьбы был его протест против насилия. Хотя заявитель был связан с организацией "Свидетели Иеговы", он еще не принял крещение. Он также заявил, что готов проходить альтернативную службу в течение 15 месяцев вместо девяти, что было обычной продолжительностью воинской службы. Совет отклонил его просьбу о предоставлении статуса лица, отказывающегося от военной службы со ссылкой на свои убеждения, министр обороны принял аналогичное решение. Заявитель обжаловал это решение в Высший административный суд, критикуя, в частности, состав специального совета, но безуспешно. В 2014 году он был оштрафован на 6 000 евро за неповиновение властям.
Вопросы права
Европейский Суд ранее указывал, что государства несут позитивное обязательство по таким делам, как настоящее, которое не сводится к обеспечению того, чтобы законодательством страны была предусмотрена процедура рассмотрения ходатайств о предоставлении статуса лица, отказывающегося от военной службы со ссылкой на свои убеждения, эта процедура также должна быть эффективной и доступной* (* См., в частности, Постановление Европейского Суда по делу "Савда против Турции" (Savda v. Turkey) от 12 июня 2012 г., жалоба N 42730/05, "Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека" N 153 (см.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2012. N 12 (примеч. редактора)); о принципе и условиях применения статьи 9 Конвенции к делам лиц, отказывающихся от военной службы со ссылкой на свои убеждения, см.: Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Баятян против Армении" (Bayatyan v. Armenia) от 7 июля 2011 г., жалоба N 23459/03, "Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека" N 143 (см. перевод полного текста Постановления на русский язык: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2016. N 5 (примеч. редактора)).). Одним из существенных условий эффективности процедуры является независимость участвующих в ней лиц.
Законодательством Греции было прямо предусмотрено после тщательного обсуждения, что специальный совет должен включать равное количество офицеров вооруженных сил и членов гражданского общества, обладающих специальными знаниями в таких вопросах, и юриста в качестве председателя. Соответственно, если на заседании специального совета присутствуют все его члены, то большинство будут составлять гражданские лица. Однако в день, когда заслушивался заявитель, на заседании присутствовали лишь двое офицеров и председатель.
Европейский Суд постановил ранее в отношении человека, отказывающегося от военной службы со ссылкой на свои убеждения, который допрашивался судом, состоящим только из офицеров вооруженных сил, в связи с военными преступлениями, что этот человека по понятным причинам мог бояться предстать перед судьями из вооруженных сил, которые по существу являлись стороной разбирательства, и поэтому мог правомерно бояться, что суд будет ненадлежащим образом руководствоваться пристрастными соображениями* (* Постановление Европейского Суда по делу "Фети Демирташ против Турции" (Feti Demirtas v. Turkey) от 17 января 2012 г., жалоба N 5260/07, "Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека" N 148 (см.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2012. N 7 (примеч. редактора)).).
Кроме того, в своих рекомендациях 2013 года греческий омбудсмен отметил, что в то время как от лиц, отказывающихся от военной службы со ссылкой на свои убеждения, которые классифицируются как "религиозные", совет требовал предоставить лишь справку, выданную соответствующим религиозным сообществом, и даже не вызывал их на интервью, лица, отказывающиеся от военной службы по "идеологическим" соображениям, часто были вынуждены отвечать на вопросы, затрагивающие чувствительную личную информацию.
Следовательно, заявитель мог правомерно опасаться, что, не являясь членом религиозного сообщества, он не сможет донести свои идеологические убеждения до кадровых офицеров, занимающих высокие должности в вооруженных силах.
Учитывая тот факт, что штаб армии затем направил дело министру обороны, прилагая к нему проект решения министра в соответствии с предложением совета, министр не предоставлял каких-либо дополнительных гарантий беспристрастности и независимости, даже хотя данные гарантии были необходимы, чтобы дополнительно гарантировать права лица, отказывающегося от военной службы со ссылкой на свои убеждения, представшего, как в настоящем деле, перед советом, большинство в котором составляли высокопоставленные офицеры вооруженных сил. Что касается проверки, проводимой Высшим административным судом в случае обжалования решения министра, она касалась лишь "законности" решения и не распространялась на существо оценки, осуществленной членами специального совета.
Европейский Суд полагает, что для соблюдения буквы и духа закона, если члены совета не могут участвовать в заседании в день интервью с лицом, отказывающимся от военной службы со ссылкой на свои убеждения, должны быть приняты меры, чтобы оно было проведено в условиях равного представительства, предусмотренных внутригосударственным законодательством.
Следовательно, компетентные власти не исполнили свои позитивные обязательства по обеспечению того, чтобы интервью с лицом, отказывающимся от военной службы со ссылкой на свои убеждения, проводилось советом в условиях, гарантирующих процессуальную эффективность и равное представительство, требуемое законодательством Греции.
Компенсация
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил заявителю 2 000 евро в качестве компенсации морального вреда, требования о компенсации материального ущерба были отклонены, поскольку решение о штрафе еще не вступило в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 сентября 2016 г. Дело "Папавасилакис против Греции" [Papavasilakis v. Greece] (жалоба N 66899/14) (I Секция) (извлечение)
Текст Постановления опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 2/2017
Перевод с английского и французского языков ООО "Развитие правовых систем"//Под ред. Ю.Ю. Берестнева