Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I. Характеристика системы образования
1. Общие сведения, основные задачи и их выполнение
В системе управления образования находится 38 подведомственных учреждений:
- 11 общеобразовательных школ,
- открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1,
- 16 дошкольных учреждений,
- учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад N 26,
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида N 7,
- МОУ - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 12 II вида,
- 6 учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, ЦДО, ДЮКФП, ЦИТ, СЮТ, СЮН),
- межшкольный учебный комбинат.
С 2000 по 2005 гг. нормативно-правовая учреждений образования приводится в соответствие с законом "Об образовании": зарегистрированы уставы - 38, получены лицензии - 36, проводится процедура аттестации и получения свидетельства об аккредитации, разработаны и утверждены необходимые локальные акты.
18 учреждений находятся на финансово-хозяйственной самостоятельности.
В городе наблюдается тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста и увеличение количества детей в дошкольных учреждениях (% охвата детей услугами дошкольных учреждений).
В 15 ДОУ функционирует 51 специальных групп для 803 детей с отклонением в развитии.
Для последнего десятилетия характерны демографические процессы, оказавшие серьезное влияние на образование на всех уровнях. В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул начальную и основную школу. За последние 5 лет контингент учащихся 1 - 11 классов уменьшился на 1140 человек, что сказывается на сокращении классов - комплектов, а в свою очередь влечет за собой сокращение педагогической нагрузки.
Миграция учащихся: Выбыло учащихся из школ города
Прибыло учащихся в школы города
Численность учащихся в школах города
На третьей ступени обучения сформированы профильные классы и классы с углубленным изучением предметов, которые работали по программам и учебникам, рекомендованным для данного профиля. По программам углубленного изучения предметов занимаются способные и одаренные дети в семи школах города:
в гуманитарных классах 94 учащихся в школах N 3, 4;
в классах с углубленным изучением предметов естественно-научной направленности 356 учащихся в школах N 1, 3, 5, 8, 11, 14;
в классах художественно эстетического направления 70 учащихся в школе N 3;
с изучением двух иностранных языков 201 учащихся в школах N 3, 4, 5, 8, 11.
Школы N 5, 11, 14 являются участниками апробации учебных пособий по совершенствованию структуры и содержания общего образования 12 - летней школы.
Программы компенсирующего обучения для слабоуспевающих школьников реализуются в 21 классах в школах N 1, 2, 3, 6, 8, 10, 14, организована работа 4 классов санаторного вида в шк. N 4 (47 уч-ся). В целом по городу наблюдается тенденция снижения таких классов.
По специальным программам организовано обучение 226 детей с ограниченными возможностями (в шк. N 7-98 детей, в шк. N 12-128 детей), в т.ч. в общеобразовательных школах обучаются 20 детей.
О достаточно высоком уровне подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений свидетельствуют следующие результаты.
За последние 5 лет золотыми медалями награждены 22 выпускника, серебряными 107 выпускников, стабильно число выпускников 9 классов, получивших аттестаты с отличием, а также число "отличников" и "хорошистов".
Вручено золотых и серебряных медалей в школах г. Искитима (1996 - 2005 гг.)
За последние 5 лет (2001-2005 гг.) система дополнительного образования сохранилась и получила дальнейшее развитие. В настоящее время функционируют учреждения дополнительного образования: Центр дополнительного образования, Детско-юношеская спортивная школа, Станция юных техников, Станция юных натуралистов, Детско-юношеский клуб физической подготовки (преобразован в 2004 г. из Спортивно-оздоровительного Центра), Центр информационных технологий (образован в 2004 г.), ДЮСШ "Заря" (01.10.2005).
Одной из главных задач, которая решалась в прошедший период - формирование нормативно-правовой базы учреждений дополнительного образования. Из названных учреждений 6 имеют лицензии на образовательную деятельность - ЦДО, ДЮСШ (2003 г), СЮН, СЮТ, ДЮКФП (2005 г.), 4 учреждения аттестованы - ЦДО, ДЮСШ, СЮН, ДЮКФП. Учреждениям (СЮТ, ЦИТ) предстоит в 2006-2007 г.г. подготовить документы на получение лицензии (ЦИТ) и пройти аттестацию (СЮТ).
На 1 июля 2005 года на учете состоят 153 человека, находящихся под опекой и попечительством, из них: детей дошкольного возраста - 26; учащихся школ - 107, учащихся техникумов, училищ, ВУЗов - 20.
Сравнительные данные за 5 лет
Содержание работы. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Всего. |
Лишены родительских прав. | 10 | 21 | 15 | 17 | 20 | 20 | 103 |
2. Кол-во детей в семьях. |
35 | 28 | 19 | 22 | 28 | 28 | 160 |
3. Ограничены в родительских правах. |
- | 1 | 4 | 3 | - | 4 | 12 |
4. Кол-во детей в них. | - | 1 | 5 | 6 | - | 6 | 18 |
5. Лишены, после ограничения. |
- | - | 3 | 3 | - | - | 6 |
6. Восстановлены в родительских правах. |
- | - | - | - | - | - | - |
7. Дети-дошкольники школьники |
6 29 |
4 25 |
2 22 |
9 19 |
9 19 |
10 24 |
40 138 |
8. Определены: в д/ребенка, д/дома. |
21 | 5 | 10 | - | 12 | 17 | 65 |
9. Усыновлены. | 2 | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 7 |
10. Переданы под опеку (попечительство). |
28 | 44 | 36 | 31 | 30 | 41 | 210 |
11. Рассмотрены спорные вопросы об определении места жительства. |
1 | 5 | - | 3 | 4 | 2 | 15 |
12. Рассмотрены спорные вопросы о детях, прожив. отдельно от одного из родителей. |
8 | 5 | - | 3 | 4 | 2 | 22 |
13. Рассмотрены спорные вопросы о разделе имущества (квартиры). |
- | 4 | 4 | 5 | 4 | 17 | 34 |
Анализ работы показывает, что растет количество неблагополучных семей. За 5 лет 103 семьи лишены родительских прав, но ни одна семья не восстановлена в правах.
Наиболее распространенная форма устройства детей - опека и попечительство.
Созданы четыре приемные семьи. Условия для воспитания и содержания детей в семьях созданы хорошие. Дети нормально развиваются, успешно обучаются в школе.
Немаловажной составляющей ресурсообеспечения условий воспитания и развития детей является кадровое обеспечение педагогического процесса.
Тенденции внедрения новых технологий в воспитательно-образовательный процесс требуют специалистов с высшим образованием и, кроме того, влекут за собой компьютерный всеобуч педагогов и руководителей.
Профессиональный состав педагогических работников
В системе общего образования города на 05.09.2004 год было занято 1788 работников в том числе 1117 педагогических работников, что составляет 62,4% от общего числа работников системы образования, из них 747 учителей (66,8%).
2001-2002 % |
2002-2003 % |
2003-2004 % |
2004-2005 % |
|||||
Всего пед. работников из них в школах |
1142 833 |
1111 799 |
1102 801 |
1117 825 |
||||
Имеют высшее образование в школах пед. работников до 40 лет в школах |
681 572 562 410 |
59,6 686 49,2 49,2 |
676 557 567 361 |
60,1 69,7 50,4 32,1 |
719 561 518 352 |
65,2 75 47 45,5 |
732 586 491 321 |
65,5 78,4 43,9 42,9 |
Среднее спец. образование в школах |
461 261 |
40,3 31,3 |
447 212 |
39,8 26,5 |
383 185 |
34,7 23,9 |
385 161 |
34,4 21,5 |
Дошкольные образовательные учреждения | ||||||||
Всего пед. работников До 40 лет Имеет высшее образование Среднее специальное |
205 94 52 153 |
45,8 25,3 74,6 |
223 156 61 162 |
69,9 27,3 72,6 |
231 115 77 154 |
49,7 33,3 66.6 |
248 118 77 171 |
47,5 31 68,9 |
Учреждения дополнительного образования | ||||||||
Всего пед. работников до 40 лет Пенсион. возраста Высшее образование Среднее специальное |
104 58 3 57 47 |
55,7 2,8 54,8 45,1 |
101 50 1 58 43 |
49,5 0,9 57,1 42,5 |
98 51 9 54 44 |
52,0 9,1 55,1 44,8 |
95 45 10 52 43 |
47,3 10,5 54,7 45,2 |
В качестве положительной тенденции отмечается рост образовательного уровня учителей на 0,3% по сравнению с прошлым годом. Однако по городу процент педагогических работников с высшим образованием ниже, чем по области - 75,2% (значительна доля воспитателей ДОУ с средним специальным образованием).
Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических и руководящих кадров. В настоящее время в образовательных учреждениях области работает 153 (13,6%) педагогических и руководящих работников пенсионного возраста, что на 1,5% больше, чем в 2003 году. Из них 12 (14,8%) руководители (2003 г. - 14,7%). В связи с этим в образовательных учреждениях, в управлении образования создается банк данных о резерве руководящих кадров, продумывается система повышения квалификации, подготовки и переподготовки данной категории педагогических работников на базе НГПУ, НИПКиПРО. Среди педагогов 1032 женщины (92,3%), 43,9% - до 40 лет. Ежегодно сокращается приток в систему образования выпускников вузов. В образовательных учреждениях в настоящее время трудятся около 8,2% (41 человек) учителей со стажем работы до 5 лет.
Финансирование учреждений образования в 2005 году составило 189,9 млн. руб., что составило 83% от потребности.
Доля образовательных учреждений в бюджете города
Стоимость обучения, содержания одного ребенка в год (в тыс. рублях)
Система образования г. Искитима и других городов области:
Показатели | Искитим | Бердск | Куйбышев | Барабинск |
Количество обучающихся | 6234 | 9362 | 5154 | 4027 |
Доля отрасли в бюджете | 35,5 | 46,5 | 25,1 | 32,2 |
Число работающих | 2215 | 2731 | 1858 | 1021 |
Средняя з/плата | 3160 | 3457 | 2727 | 2830 |
Учащихся на 1 пед. работника | 12,3 | 14,6 | 13,8 | 12,9 |
Число работающих в УДО | 241 | 495 | 109 | 65 |
Золотых медалистов (1996 - 2005 гг.) |
25 | 58 | 71 | 35 |
Серебряных медалистов (1996 - 2004 гг.) |
135 | 173 | 286 | 121 |
Таким образом, исходными данными для подготовки программы послужили:
положительные тенденции в системе образования города и их дальнейшее развитие;
демографическая ситуация в городе и прогноз по численности населения детского возраста;
приоритетные направления государственной политики в области образования;
существующая материально-техническая база образовательных учреждений;
Проблемы образования.
Материальное, научно-методическое обеспечение, существующее общественное мнение, не позволяет в полном объеме реализовать возможности по сохранению здоровья школьников.
Не уменьшается число детей уклоняющихся от обучения.
Значительные финансовые затраты требуются для организации мероприятий по обеспечению безопасности детей в образовательных учреждениях.
Система единства обучения и воспитания.
В связи со старением основных фондов возрастают потребности по осуществлению текущего и капитального ремонта.
Обеспечение учебно-наглядными пособиями, особенно по прикладным дисциплинам, не позволяет на должном уровне реализовать образовательные программы.
Слабая материальная база учреждений дополнительного образования.
Уровневая и качественная дифференциация образовательных учреждений.
Повышение образовательного уровня педагогов в учреждениях дошкольного и дополнительного образования.
Повышение методического мастерства (из-за отсутствия финансирования соответствующих статей расходов) ограничивается внутригородскими мероприятиями и курсами в областном центре.
"Старение" педагогических кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.