Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 109547-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года", внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым проектом федерального закона предусматривается ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года, подписанный в городе Москве 12 апреля 2016 года (далее - Протокол).
Целью Протокола является урегулирование вопросов налогообложения косвенными налогами при реализации товаров налогоплательщикам, состоящим на учете в городе Байконур, и ввозе товаров на территорию города Байконур, а также при выполнении работ, оказании услуг.
Протоколом вносятся следующие изменения в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года (далее - Соглашение):
- исключается требование о необходимости регистрации физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц Республики Казахстан, зарегистрированных на территории г. Байконур, на период аренды комплекса "Байконур" также в администрации г. Байконур;
- Соглашение дополняется новыми статьями 12-1 и 12-2 "Применение косвенных налогов при реализации и ввозе товаров" и "Применение косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" соответственно.
Применение Протокола предусматривается в отношении операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), осуществляемых начиная с даты вступления в силу Протокола.
Новой статьей 12-1 Соглашения предусматривается налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по нулевой ставке и освобождение от уплаты акцизов при реализации товаров, вывезенных с территории г. Байконур на иную территорию Республики Казахстан и вывозе товаров с иной территории Республики Казахстан на территорию г. Байконур, в случае совершения указанных операций между индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, зарегистрированным в налоговом органе г. Байконур, и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, зарегистрированным на иной территории Республики Казахстан. При осуществлении таких операций указанные лица получают право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этих государств за пределы Евразийского экономического союза. При реализации товаров на территории г. Байконур без их вывоза на иную территорию Республики Казахстан косвенные налоги применяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, принятие указанной нормы позволит устранить ситуацию, при которой в силу российского налогового законодательства в настоящее время у налогоплательщиков, состоящих на учете в г. Байконур, отсутствует возможность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных им казахскими продавцами, и наоборот.
Перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов, приведен в пункте 5 статьи 12-1 Соглашения (при этом в отношении необходимости и особенностей представления некоторых из них предусмотрена возможность учета особенностей национального налогового законодательства сторон).
В связи с этим отмечается, что для возможности практического применения предлагаемых Протоколом изменений потребуется определение нормативными правовыми актами налоговых органов сторон либо иными нормативными правовыми актами сторон форм заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и перечня заявлений, порядок их заполнения и форматы, а также техническая готовность налогового органа г. Байконур к информационному обмену, необходимому для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов.
Также необходимо отметить, что пояснительная записка не содержит информации о том, каким образом принятое решение отразится на состоянии бюджета г. Байконур, в который зачисляются налоги (включая НДС и акцизы) и из которого, по-видимому, будут подлежать возмещению суммы НДС и акцизов налогоплательщикам.
Новой статьей 12-2 Соглашения регулируются вопросы взимания косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг): их взимание осуществляется на территории г. Байконур или иной территории Республики Казахстан в зависимости от того какая из этих территорий признается местом реализации работ (услуг), и приводится порядок определения места их реализации. Данный порядок фактически соответствует порядку, отраженному в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор от 29.05.2014). Если местом реализации работ (услуг) признается территория г. Байконур, то при выполнении работ (оказании услуг) налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласование сторонами Соглашения порядка определения места реализации работ (услуг) позволит исключить возможность их двойного налогообложения.
Пунктами 6 новых статей 12-1 и 12-2 Соглашения предусматривается, что применение и взимание косвенных налогов в отношении товаров, вывозимых с территории г. Байконур и ввозимых на ее территорию, при выполнении работ (оказании услуг) между индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, зарегистрированными в налоговом органе г. Байконур и на иной территории Республики Казахстан, и механизм контроля за их уплатой осуществляется аналогично порядку, установленному Договором от 29.05.2014. В связи с этим обращается внимание на то, что указанной нормой не установлены границы применения положений Договора от 29.05.2014 (в связи с чем возникает вопрос о его применении, в частности, в отношении особенностей представления обосновывающих нулевую ставку НДС и место реализации работ (услуг) документов, а также в отношении порядка взимания косвенных налогов при реализации работ по переработке давальческого сырья).
Учитывая направленность Протокола на урегулирование вопросов налогообложения косвенными налогами на территории г. Байконур, что в свою очередь будет способствовать росту экономической активности субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность на его территории, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 109547-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.