Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 114141-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
(о запрете оборота отдельных категорий товаров),
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 114141-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Комитет сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон). В проекте:
- дается определение оборота в Российской Федерации отдельных категорий товаров;
- устанавливается перечень товаров, на оборот которых на российской территории Правительство РФ может устанавливать запрет.
Законопроектом предлагается также наделить Правительство РФ полномочиями:
- вводить запрет на оборот в Российской Федерации некоторых товаров;
- определить порядок применения запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров;
- определить порядок распоряжения запрещенными товарами в случае их обнаружения в обороте;
- определять полномочия Федеральных органов исполнительной власти на осуществление:
- - контроля и надзора за соблюдением запрета на оборот в России отдельных категорий товаров;
- - распоряжения такими товарами в случае их обнаружения в обороте в Российской Федерации.
По сути, Законопроект направлен на предупреждение оборота на территории РФ товаров, которые не прошли "полное" таможенное оформление в государствах - членах ЕАЭС или которые запрещены к ввозу на территорию РФ, в том числе в рамках реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" ("анти - санкции").
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на следующее.
Таможенным законодательством Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) предусмотрены ограничения на свободное обращение товаров, в отношении которых не были в полном объеме уплачены таможенные пошлины и налоги, а также не были соблюдены установленные запреты и ограничения (статья 200 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В пояснительной записке к законопроекту не раскрываются причины, по которым для этих категорий товаров предлагается предусмотреть возможность введения дополнительного запрета на оборот.
Полагаем, что дополнительный запрет на оборот товаров может повысить административную нагрузку для участников внешнеэкономической деятельности при ведении торговли со странами ЕАЭС.
Законопроект не устанавливает порядок введения запрета, предоставляя Правительству РФ право установления такого порядка при введении запрета.
Таким образом, проект федерального закона закрепляет за Правительством РФ широкие полномочия по ограничению оборота товаров, что на практике может затронуть интересы добросовестных участников ВЭД (при приобретении иностранных товаров на внутреннем рынке) в связи с возможными дополнительными проверками со стороны контролирующих органов и отсутствием механизма получения хозяйствующими субъектами информации о выпуске товаров в государствах - членах Союза.
Так, в настоящее время статьей 100 Закона предусмотрен порядок предоставления таможенными органами РФ заинтересованным лицам информации о выпуске товаров. При этом Закон не устанавливает, что информация может быть получена о выпуске товаров в любой стране ЕАЭС, а не только в Российской Федерации.
В этой связи на практике российские таможенные органы могут отказать в предоставлении информации о выпуске товаров в государствах-членах ЕАЭС, если не будет соответствующей нормы о предоставлении такой информации.
Полагаем, что реализовать данную задачу в законодательстве РФ о таможенном деле возможно в рамках статьи 124 Таможенного кодекса Таможенного союза, которой предусмотрен обмен информацией между таможенными органами государств - членов ЕАЭС.
С учетом изложенного, в целях минимизации последствий для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности при введении запрета на оборот товаров на территории РФ, полагаем целесообразным дополнить пункт 2 статьи 113.2 Закона, в предлагаемой Законопроектом редакции, предложением следующего содержания:
"При введении Правительством Российской Федерации запрета на оборот отдельных категорий товаров лицо, указанное в подпункте 9 или 14 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, имеет право на получение информации о выпуске товаров в государствах-членах ЕАЭС в порядке, предусмотренном частями 4-10 статьи 100 настоящего Федерального закона".
Кроме того, полагаем, что в определении "оборот товаров" перечень операций надо дополнить операциями по загрузке, маркировке, упаковке, сортировке товаров, а также в назначении использования этих товаров указать не только производственные нужды, но и технологические.
Комитет полагает необходимым обсудить указанные предложения при доработке законопроекта ко второму чтению.
Кроме того, законопроект необходимо привести в соответствие с терминологией Закона и правилами юридической техники.
В частности, статьей 6 Закона установлен специальный порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Таким образом, законопроект необходимо дополнить новой статьей, устанавливающей срок вступления в силу Федерального закона.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием принятие рассматриваемого федерального закона дополнительных расходов из федерального бюджета не потребует.
Счетная палата Российской Федерации сообщила об отсутствии замечаний и предложений к законопроекту.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 114141-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.