Global navigation satellite system. Satellite navigation equipment for mounting on wheeled vehicles for M and N categories. General technical requirements
Дата введения - 1 января 2017 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Акционерным обществом "Научно-технический центр современных навигационных технологий" "Интер навигация" (АО "НТЦ "Интернавигация")
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по результатам голосования (протокол от 28 декабря 2015 г. N 83-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по MК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения Беларусь Киргизия Россия |
AM BY KG RU |
Минэкономики Республики Армения Госстандарт Республики Беларусь Кыргызстандарт Росстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2016 г. N 2061-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33472-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 56360-2015 и ГОСТ Р 56361-2015*
6 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств".
Установленные в настоящем стандарте общие технические требования к аппаратуре спутниковой навигации для оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенных для перевозки детей, и категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, необходимы для обеспечения унификации и совместимости аппаратных и программных средств, функционирующих в рамках автоматизированных систем управления (диспетчеризации), мониторинга и контроля в сфере наземного автомобильного транспорта, создаваемых на основе применения глобальных навигационных спутниковых систем.
Настоящий стандарт может быть использован для обеспечения соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" в части оснащения аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств вышеуказанных категорий.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на аппаратуру спутниковой навигации, предназначенную для оснащения колесных транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенных для перевозки детей, и категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, и устанавливает общие технические требования к указанной аппаратуре с учетом требований, установленных в [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 9181-74 Приборы электроизмерительные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний
ГОСТ 23544-84 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общие технические условия
ГОСТ 28147-89 Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования
ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний
ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний
ГОСТ 30852.10-2002 (МЭК 60079-11:1999) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 11. Искробезопасная электрическая цепь i
ГОСТ 32422-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Требования к архитектуре и функциям
ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ 33470-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний модулей беспроводной связи устройства/системы вызова экстренных оперативных служб
ГОСТ 33474-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Методы испытаний на соответствие требованиям по электробезопасности, климатическим и механическим воздействиям
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячным информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.
3.2 глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.
3.3 коммерческие перевозки: Перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
3.4 координатно-временная информация: Информация о пространственно-временном состоянии транспортного средства с установленной аппаратурой спутниковой навигации.
3.5 крупногабаритный груз: Груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные габаритные параметры для движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
3.6 мониторинговая информация навигационно-информационной системы: Координатно-временная и телематическая информация, передаваемая от транспортных средств в навигационно-информационные центры.
Примечание - Разновидностью мониторинговой информации навигационно-информационной системы является мониторинговая информация в системах диспетчерского управления транспортом по ГОСТ 32422.
3.7 навигационно-информационная система; НИС: Автоматизированная система, основанная на реализации метода спутниковой радионавигации и предназначенная для проведения навигационных определений, передачи от объектов навигации мониторинговой информации и формирования на ее основе системной навигационной информации, предоставляемой потребителям.
3.8 навигационная информация: Сведения прямо или косвенно используемые для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов потребителя.
3.9 навигационный модуль (навигационный приемник) ГНСС: Составная часть аппаратуры спутниковой навигации, предназначенная для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам ГЛОНАСС, GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем.
3.10 навигационный космический аппарат ГНСС; НКА ГНСС: Космический аппарат, имеющий на борту аппаратуру, предназначенную для формирования и излучения навигационных сигналов ГНСС, необходимых потребителю ГНСС для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения этой поправки.
3.11 навигационный сигнал ГНСС: Радиосигнал, излучаемый навигационным космическим аппаратом ГНСС, несущий информацию о показаниях его часов, навигационное сообщение и предназначенный для потребителей ГНСС.
3.12 опасный груз: Опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузке могут создать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнение окружающей природной среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружении, средств и иного имущества.
3.13 пространственно-временное состояние транспортного средства: Состояние ТС, характеризующееся вектором состояния - упорядоченной совокупностью пространственных координат, временных поправок шкалы времени объекта навигации относительно системной шкалы и составляющих вектора скорости ТС.
3.14 специальный груз: Груз, нуждающийся в индивидуальной упаковке и маркировке, нестандартной обработке, оформлении специальных документов, и, как правило, перевозящийся по особым тарифам.
3.15
бытовые отходы: Отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.21] |
3.16 телематическая информация: Совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и обстановки в нем и/или вокруг него, передаваемых с контролируемого транспортного средства в навигационно-информационные системы.
Примечание - Состав данных определяется в зависимости от категории ТС и функций, выполняемых АСН в рамках навигационно-информационных систем.
3.17 тяжеловесный груз: Груз, который с учетом собственной массы транспортного средства превышает установленные на национальной территории хотя бы один нормативный весовой параметр: максимальную массу или максимальную осевую нагрузку транспортного средства.
3.18 холодный старт: Состояние АСН, при котором системное время, координаты местоположения объекта, на котором установлена аппаратура, альманах ГНСС и эфемериды НКА неизвестны.
3.19 горячий старт: Состояние АСН, при котором альманах ГНСС и эфемериды НКА известны, а системное время и координаты местоположения объекта, на котором установлена аппаратура, известны с некоторой ошибкой.
3.20 перезахват: Повторный захват сопровождаемого объекта при срыве сопровождения на время не более 60 с.
3.21 голосовая гарнитура: Устройство, предназначенное для осуществления двусторонней голосовой связи между водителем и диспетчером по сетям подвижной радиотелефонной связи посредством использования GSM/UMTS модема, входящего в состав АСН.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГЛОНАСС |
- |
глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации; |
ПЗ-90 |
- |
государственная геоцентрическая система координат "Параметры земли 1990 года"; |
ПО |
- |
программное обеспечение; |
СКЗИ |
- |
средства криптографической защиты информации; |
СТ |
- |
стандартная точность; |
ТС |
- |
транспортное средство; |
С/А |
- |
открытый код доступа; |
CAN |
- |
сеть контроллеров, организованная в систему на основе последовательной шины, в соответствии с [2]; |
FIFO |
- |
порядок получения и выдачи данных по принципу "первым пришел - первым обслуживается": блок данных, полученный первым, первым обрабатывается/обслуживается/передается дальше на обработку; |
GPRS |
- |
пакетная радиосвязь общего пользования; |
GPS |
- |
глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки; |
GSM |
- |
глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи; |
NMEA0183 |
- |
текстовый протокол обмена данными с навигационным оборудованием; |
OSI |
- |
базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем; |
PIN |
- |
код авторизации использования SIM-карты; |
RS-232 |
- |
стандарт, описывающий интерфейс для последовательной передачи данных, поддерживающий асинхронную связь; |
RS-485 |
- |
стандарт передачи данных по двухпроводному полудуплексному многоточечному последовательному симметричному каналу связи; |
SIM |
- |
модуль идентификации абонента (SIM-карта); |
SMS |
- |
служба коротких сообщений (технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений по сетям подвижной радиотелефонной связи); |
TCP/IP |
- |
набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет; |
UMTS |
- |
универсальная система подвижной связи; |
USB |
- |
универсальная последовательная проводная шина; |
USIM |
- |
расширенный стандарт SIM-карты, принятый в рамках UMTS; |
WGS-84 |
- |
всемирная геодезическая система координат 1984 г. |
5 Общие положения
5.1 Требования к АСН применяют в зависимости от категории ТС, для оснащения которых она предназначена, а также функций, выполняемых АСН в рамках НИС.
5.2 В соответствии с [1] установлены следующие категории ТС:
а) Категория М - ТС, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, включая:
1) автомобили легковые, в том числе:
- категория М1 - ТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения,
2) автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские ТС и их шасси, в том числе:
- категория М2 - ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
- категория МЗ - ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
б) Категория N - ТС, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов, включая автомобили грузовые, в том числе:
- категория N 1 - ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т;
- категория N 2 - ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
- категория N 3 - ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
5.3 АСН, предназначенную для оснащения колесных ТС категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, классифицируют следующим образом:
- АСН, предназначенная для оснащения колесных ТС категории М1,
- АСН, предназначенная для оснащения колесных ТС категорий М2 и МЗ.
5.4 АСН, предназначенная для оснащения колесных ТС категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров и категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации в порядке, предусмотренном [1] (раздел V).
5.5 Состав АСН указан в разделе 6.
5.6 В целях повышения уровня безопасности и эффективности перевозок к АСН может быть подключено дополнительное бортовое оборудование.
5.7 Состав и требуемые характеристики дополнительного бортового оборудования, подключаемого к АСН, устанавливаются заказчиком или изготовителем в зависимости от назначения транспортных средств и НИС, в рамках которых планируется использовать АСН.
5.8 Общие требования к АСН, обеспечивающие применение дополнительного бортового оборудования, указаны в разделе 7.
6 Состав аппаратуры спутниковой навигации
6.1 АСН должна включать следующие основные функциональные модули и компоненты:
а) навигационный модуль (включая приемник сигналов и антенну ГНСС);
б) коммуникационный модуль, включающий:
- модем GSM/UMTS со слотом для установки в него персональной универсальной многопрофильной SIM (USIM)-карты.
Примечание - Число слотов для установки SIM (USIM)-карт может быть более одного,
- персональную универсальную многопрофильную SIM (USIM)-карту для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900/1800 и UMTS 900/2000.
Примечание - SIM (USIM)-карта может не входить в комплект поставки АСН,
- антенну GSM/UMTS;
в) модуль СКЗИ - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации.
Примечание - Необходимость включения модуля СКЗИ в состав АСН определяет заказчик или изготовитель в зависимости от назначения ТС и НИС, в рамках которых планируется использовать АСН;
г) модуль интерфейса пользователя, включающий:
- устройство отображения информации (дисплей) для водителя,
- кнопку подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопку вызова диспетчера,
- индикатор (индикаторы) состояния АСН,
- органы управления АСН;
д) модуль интерфейсов подключения оборудования;
е) внутреннюю энергонезависимую память;
ж) резервный источник питания (аккумуляторная батарея);
и) акселерометр.
Примечания
1 Необходимость включения в состав АСН устройства отображения информации (дисплея) для водителя, кнопки подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопки вызова диспетчера, органов управления, резервного источника питания и акселерометра (встроенный или внешний) определяет заказчик или изготовитель АСН в зависимости от выполняемых функций и назначения АСН.
2 Вид конструктивного исполнения устройства отображения информации (дисплея) для водителя, кнопки подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопки вызова диспетчера, органов управления, резервного источника питания и акселерометра (встроенный или внешний) определяет заказчик или изготовитель АСН. В случае внешнего конструктивного исполнения этих устройств АСН должна в обязательном порядке обеспечивать возможность их подключения.
6.2 Требования к функциональным модулям и компонентам АСН указаны в разделе 8.
7 Общие требования к аппаратуре спутниковой навигации
7.1 АСН должна определять пространственно-временное состояние ТС по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS).
7.2 АСН должна обеспечивать возможность передачи и приема информации по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM и UMTS посредством пакетной передачи данных или коротких текстовых сообщений.
7.3 АСН должна обеспечивать передачу следующей мониторинговой информации:
1) идентификационного номера АСН;
2) идентификационные параметры ТС:
- идентификационный номер транспортного средства (VIN),
- категория ТС,
- тип энергоносителя ТС;
3) параметров пространственно-временного состояния ТС:
- географической широты местоположения ТС,
- географической долготы местоположения ТС,
- высоты местоположения ТС,
- скорости движения ТС,
- путевого угла ТС,
- времени и даты фиксации пространственно-временного состояния ТС;
4) признака нажатия кнопки подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопки вызова диспетчера.
7.4 В случае подключения дополнительного бортового оборудования АСН должна обеспечивать включение в состав мониторинговой информации и передачу соответствующих данных от этого оборудования.
Примечание - Перечень информации от дополнительного бортового оборудования, включаемой в состав мониторинговой информации, в зависимости от функций, выполняемых АСН в рамках НИС, определяет заказчик или изготовитель АСН.
7.5 АСН должна обеспечивать возможность изменения периодичности передачи мониторинговой информации от 1 с до 24 ч.
7.6 При отсутствии возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи АСН должна обеспечивать автоматическое сохранение мониторинговой информации во внутренней энергонезависимой памяти АСН. Выгрузка сохраненной информации должна осуществляться автоматически сразу при возобновлении возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи.
7.7 По запросу АСН должна обеспечивать возможность осуществления голосовой связи по сетям подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM/UMTS.
Примечание - Для осуществления двусторонней голосовой связи между водителем и диспетчером используется подключаемая к АСН голосовая гарнитура.
7.8 В АСН должна быть обеспечена возможность обновления информации, хранящейся на персональной универсальной многопрофильной SIM (USIM)-карте по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS.
7.9 АСН должна обеспечивать возможность настройки и смены версий ПО путем:
1) непосредственного подключения к ней (с использованием специального ПО);
2) удаленного подключения по беспроводным сетям.
7.10 Требования к аппаратуре спутниковой навигации, устанавливаемой на транспортные средства категории М1
7.10.1 АСН, устанавливаемая на ТС категории М1, кроме выполнения требований, указанных в 7.1 - 7.9, должна обеспечивать возможность подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) в диспетчерский центр информации следующего дополнительного бортового оборудования:
- таксометра;
- видеорегистратора (видеорегистраторов);
- голосовой гарнитуры;
- устройства для принятия заказов от диспетчера;
- кнопки подачи "Сигнала бедствия" (в случае ее конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- устройства отображения информации (дисплей) для водителя (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- акселерометра (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства).
Примечания
1 Под управлением понимается изменение параметров настройки (режима работы и т.п.) по беспроводным каналам связи.
2 Под обработкой информации следует понимать общий первичный анализ, фильтрация и систематизация информации (показаний датчиков, фото-, видео-, аудиофайлов, текстовых сообщений и пр.) с целью управления данной информацией.
3 Необходимость установки и подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) в диспетчерский центр информации от дополнительного бортового оборудования определяет заказчик или изготовитель АСН в зависимости от выполняемых функций и назначения АСН. Вид конструктивного исполнения устройства определяет изготовитель АСН.
7.10.2 Требования к интерфейсам для обмена данными с подключаемым дополнительным бортовым оборудованием указаны в разделе 9.
7.11 Требования к аппаратуре спутниковой навигации, устанавливаемой на транспортные средства категорий М2 и МЗ
7.11.1 АСН, устанавливаемая на ТС категорий М2 и МЗ кроме выполнения требований, указанных в 7.1 - 7.9, должна обеспечивать возможность подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) информации следующего дополнительного бортового оборудования:
- видеорегистратора(ов), обеспечивающего(их) также возможность аудиозаписи;
- датчика(ов) задымления и быстрого повышения температуры;
- голосовой гарнитуры;
- датчика(ов) уровня топлива, используемого для измерения уровня топлива в топливном баке ТС;
- датчика подсчета входящих и выходящих пассажиров;
- голосового автоинформатора, используемого для воспроизведения аудиоинформации в целях информирования пассажиров, находящихся в салоне ТС;
- переднего, заднего и бокового маршрутоуказателей, используемых для вывода визуальной информации о маршруте движения в целях информирования потенциальных пассажиров, находящихся снаружи ТС;
- внутрисалонного информационного табло, используемого для вывода визуальной информации в целях информирования пассажиров, находящихся в салоне ТС;
- модема передачи данных по беспроводным локальным сетям, указанных в [3];
- модема передачи данных по беспроводным сетям, отличным от GSM/UMTS;
- кнопки подачи "Сигнала бедствия" (в случае ее конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- устройства отображения информации (дисплей) для водителя (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- акселерометра (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- датчиков нагрузки на оси транспортного средства.
Примечания
1 Необходимость установки и подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) в диспетчерский центр информации от дополнительного бортового оборудования определяет заказчик или изготовитель AСH в зависимости от выполняемых функций и назначения АСН.
2 Вид конструктивного исполнения устройства определяет изготовитель АСН по согласованию с заказчиком и/или производителем ТС.
7.11.2 Требования к интерфейсам для обмена данными с подключаемым дополнительным бортовым оборудованием указаны в разделе 9.
7.11.3 В АСН должна быть обеспечена возможность определения автоматического срабатывания датчика задымления и быстрого повышения температуры на борту ТС.
7.11.4 АСН должна обеспечивать немедленное формирование и передачу экстренного сигнала при нажатии кнопки подачи "Сигнала бедствия" и/или срабатывания датчика задымления и быстрого повышения температуры.
7.12 Требования к аппаратуре спутниковой навигации для обеспечения подключения дополнительного бортового оборудования на транспортные средства категории N
7.12.1 АСН, устанавливаемая на транспортные средства категории N, используемых для перевозки опасных грузов, кроме выполнения требований, указанных в 7.1 - 7.9, должна обеспечивать возможность подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) в диспетчерский центр информации следующего дополнительного бортового оборудования:
- видеорегистратора(ов);
- датчика включения/выключения зажигания;
- датчика(ов) уровня жидкости;
- датчиков оценки состояния груза (датчиков температуры, давления и др.);
- голосовой гарнитуры;
- кнопки подачи "Сигнала бедствия" и/или кнопки вызова диспетчера (в случае ее конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- устройства отображения информации (дисплей) для водителя (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- акселерометра (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- датчиков нагрузки на оси транспортного средства;
- датчика(ов) уровня топлива, используемого для измерения уровня топлива в топливном баке ТС.
Примечания
1 Под управлением понимается изменение параметров настройки (режима работы и т.п.) по беспроводным каналам связи.
2 Под обработкой информации следует понимать общий первичный анализ, фильтрацию и систематизацию информации (показаний датчиков, фото-, видео-, аудиофайлов, текстовых сообщений и пр.) с целью управления данной информацией.
7.12.2 АСН, устанавливаемая на транспортные средства категории N, используемых для перевозки специальных грузов, кроме выполнения требований, указанных в 7.1 - 7.9, должна обеспечивать, возможность подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) информации следующего дополнительного бортового оборудования:
- видеорегистратора(ов);
- датчика включения/выключения зажигания;
- датчика(ов) уровня жидкости;
- датчиков оценки состояние груза (датчиков температуры, давления и др.);
- датчиков контроля наличия специальных грузов на транспортных средствах;
- голосовой гарнитуры, используемой для осуществления двусторонней голосовой громкой связи между водителем и диспетчером посредством использования коммуникационного модуля GSM/MTS;
- кнопки подачи "Сигнала бедствия" и/или кнопки вызова диспетчера (в случае ее конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- устройства отображения информации (дисплей) для водителя (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- акселерометра (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- датчиков нагрузки на оси транспортного средства;
- датчика (датчиков) уровня топлива, используемого для измерения уровня топлива в топливном баке ТС.
7.12.3 АСН, устанавливаемая на транспортные средства категории N, используемых для перевозки тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, кроме выполнения требований, указанных в 7.1 - 7.9, должна обеспечивать, возможность подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) информации следующего дополнительного бортового оборудования:
- видеорегистратора(ов);
- датчика включения/выключения зажигания;
- датчиков оценки состояние груза (датчиков температуры, давления и др.);
- датчиков нагрузки на оси транспортного средства;
- голосовой гарнитуры, используемой для осуществления двусторонней голосовой громкой связи между водителем и диспетчером посредством использования коммуникационного модуля GSM/UMTS;
- кнопки подачи "Сигнала бедствия" и/или кнопки вызова диспетчера (в случае ее конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- устройства отображения информации (дисплей) для водителя (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- акселерометра (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- датчика (датчиков) уровня топлива, используемого для измерения уровня топлива в топливном баке ТС.
7.12.4 АСН, устанавливаемая на транспортные средства категории N, используемых для перевозки твердых бытовых отходов и мусора, кроме выполнения требований, указанных в 7.1 - 7.9, должна обеспечивать, возможность подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) информации следующего дополнительного бортового оборудования:
- видеорегистратора(ов);
- датчика включения/выключения зажигания;
- датчика(ов) уровня жидкости;
- датчиков включения/выключения коробки отбора мощности и других исполнительных механизмов ТС;
- датчиков нагрузки на оси транспортного средства;
- датчик выгрузки;
- голосовой гарнитуры, используемой для осуществления двусторонней голосовой громкой связи между водителем и диспетчером посредством использования коммуникационного модуля GSM/UMTS;
- кнопки подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопки вызова диспетчера (в случае ее конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- устройства отображения информации (дисплей) для водителя (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- акселерометра (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);
- датчика (датчиков) уровня топлива, используемого для измерения уровня топлива в топливном баке ТС.
7.12.5 Требования к интерфейсам для обмена данными с подключаемым дополнительным бортовым оборудованием указаны в разделе 9.
7.12.6 В АСН должна быть обеспечена возможность определения автоматического срабатывания датчика задымления и быстрого повышения температуры на борту транспортного средства.
7.12.7 АСН должна обеспечивать немедленное формирование и передачу мониторинговой информации экстренного сигнала при нажатии кнопки подачи "Сигнала бедствия" и/или кнопки вызова диспетчера и/или срабатывания датчика задымления и быстрого повышения температуры.
Примечания
1 Необходимость установки и подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) в диспетчерский центр информации от дополнительного бортового оборудования определяет заказчик или изготовитель АСН в зависимости от выполняемых функций и назначения АСН.
2 Вид конструктивного исполнения устройства определяет изготовитель АСН по согласованию с заказчиком и/или производителем ТС.
8 Требования к функциональным модулям и компонентам аппаратуры спутниковой навигации
8.1 Навигационный модуль
8.1.1 АСН должна определять текущее местоположение (широта, долгота, высота), направление и скорость движения ТС, привязанных к шкале времени UTC(SU) по сигналам ГНСС ГЛОНАСС стандартной точности в диапазоне частот L1.
8.1.2 В составе протоколов обмена данными навигационного приемника должен присутствовать протокол NMEA 0183 [4].
8.1.3 АСН должна обеспечивать определение навигационных параметров в системах координат ПЗ-90 и WGS-84 с возможностью преобразования полученных значений из одной системы координат в другую.
8.1.4 Доверительные границы допустимой погрешности (по уровню вероятности 0,95) определения координат вектора скорости при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код СТ), GPS код (L1, код С/А) при скорости движения до 70 м/с и пространственном геометрическом факторе (PDOP) не более 4 не должны превышать по модулю 15 м и 0,1 м/с соответственно.
8.1.5 Частота выдачи навигационных данных должна быть не менее 1 Гц.
8.1.6 Навигационный модуль должен обеспечивать выполнение первого навигационного определения с заданной точностью в течение:
- для холодного старта - не более 60 с;
- для горячего старта - не более 5 с;
- для перезахвата - не более 5 с.
8.1.7 Чувствительность входящего в состав АСН навигационного модуля должна быть не менее:
- при поиске (обнаружении) сигналов ГНСС - минус 163 дБВт;
- при слежении за сигналами ГНСС и выдаче навигационного решения - минус 180 дБВт.
8.1.8 Навигационный модуль должен обеспечивать работу в режиме "только ГЛОНАСС" (в том числе принудительное переключение в этот режим) и соответствовать требованиям, указанным в 8.1.1 - 8.1.8.
8.1.9 В отношении безопасности применения антенна ГНСС (внешняя) должна соответствовать требованиям, указанным в [1] (пункт 113 приложения 10).
8.1.10 Требования к установке внешней антенны ГНСС на ТС указаны в разделе 16.
8.1.11 Испытания АСН на соответствие требованиям, указанным в 8.1.10, проводят в соответствии с [5].
8.2 Коммуникационный модуль
8.2.1 Модем GSM/UMTS
8.2.1.1 Модем должен работать в диапазонах GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000, с поддержкой пакетной передачи данных и обеспечивать процедуру передачи управления при переходе из одного диапазона в другой.
8.2.1.2 Модем GSM/UMTS должен удовлетворять требованиям, установленным в ГОСТ 33470.
8.2.1.3 Испытания АСН на соответствие требованиям, указанным в 8.2.1.2, проводят в соответствии с ГОСТ 33470 (разделы 6 и 7).
8.2.2 Персональная универсальная многопрофильная идентификационная карта абонента
8.2.2.1 SIM-карта абонента должна обеспечивать регистрацию АСН в сетях подвижной связи стандартов GSM/UMTS.
8.2.2.2 SIM-карта абонента не должна запрашивать PIN-код при включении АСН.
8.2.2.3 SIM-карта абонента не должна содержать в своем составе программных и аппаратных средств (алгоритмов, счетчиков, сценариев), искусственно ограничивающих срок службы карты.
8.2.3 Антенна для коммуникационного модуля GSM/UMTS
8.2.3.1 АСН должна оснащаться внешней или внутренней антенной для коммуникационного модуля GSM/UMTS, обеспечивающей необходимое качество подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS в рабочем положении ТС.
Примечание - Вид конструктивного исполнения антенны коммуникационного модуля GSM/UMTS (встроенный или внешний) определяет изготовитель АСН.
8.2.3.2 В отношении безопасности применения антенна для коммуникационного модуля GSM/UMTS (внешняя) должна соответствовать требованиям, указанным в [1] (пункт 113 приложения 10).
8.2.3.3 Испытания АСН на соответствие требованиям, установленным в 8.2.3.2, проводят в соответствии с [5].
8.3 Модуль средства криптографической защиты информации
8.3.1 Модуль СКЗИ должен обеспечивать реализацию криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в АСН и подлежащей защите в соответствии с национальным законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.
8.3.2 Реализованные в модуле СКЗИ криптографические алгоритмы должны соответствовать требованиям ГОСТ 28147, [6] - [10] и устанавливаются в национальных стандартах государств, указанных в предисловии к настоящему стандарты, как проголосовавших за его принятие**.
8.3.3 Аутентификация образца АСН должна обеспечиваться на основании уникального криптографического ключа (ключевого документа), соответствующего заданному образцу АСН.
Модуль СКЗИ должен обеспечивать хранение криптографических ключей (ключевых документов) и выполнять криптографические преобразования в защищенной от вскрытия среде с изоляцией криптографического ключа.
8.4 Модуль интерфейса пользователя
8.4.1 Модуль интерфейса пользователя предназначен для обеспечения взаимодействия между АСН и водителем ТС и включает следующие элементы:
- устройство отображения информации (дисплей) для водителя;
- кнопку подачи "Сигнала бедствия";
- индикатор(ы) состояния АСН;
- органы управления АСН.
8.4.2 Дисплей для водителя может быть встроенным в АСН или подключаться к аппаратуре как отдельное устройство.
Примечание - Вид конструктивного исполнения дисплея (встроенный или внешний) определяет изготовитель АСН.
8.4.3 Кнопка подачи "Сигнала бедствия" предназначена для подачи экстренного сигнала по сетям подвижной радиотелефонной связи в диспетчерский центр.
8.4.4 Кнопка подачи "Сигнала бедствия" может быть встроенной в корпус АСН (модуль интерфейса пользователя) или размещаться отдельно, но в любом случае указанная кнопка должна находиться в зоне досягаемости с рабочего места водителя без изменения положения тела.
Примечание - Вид конструктивного исполнения кнопки подачи "Сигнала бедствия" (встроенная или внешняя) определяет изготовитель АСН.
8.4.5 Кнопка подачи "Сигнала бедствия" должна быть защищена от непреднамеренного нажатия.
Примечание - Конкретный способ защиты кнопки подачи "Сигнала бедствия" от непреднамеренного нажатия определяет изготовитель АСН.
8.4.6 Изображение пиктограммы кнопки подачи "Сигнала бедствия" должно отличаться от изображения пиктограммы кнопки "Экстренный вызов" систем/устройств вызова экстренных оперативных служб, установленного в ГОСТ 33464.
8.4.7 Индикаторы состояния должны отображать следующие функциональные состояния АСН:
- подключение бортового питания;
- работа модуля ГНСС;
- нахождение АСН в сети подвижной радиотелефонной связи;
- прием (передача) данных по сети подвижной радиотелефонной связи (спутниковой связи - при оборудовании ТС средствами спутниковой связи);
- факт нажатия кнопки подачи "Сигнала бедствия".
8.5 Модуль интерфейсов подключения оборудования
8.5.1 Модуль интерфейсов подключения оборудования предназначен для обеспечения подключения компонентов АСН (в случае их внешнего конструктивного исполнения) и дополнительного бортового оборудования.
8.5.2 Требования к интерфейсам для обмена данными с подключаемым дополнительным бортовым оборудованием указаны в разделе 9.
8.6 Внутренняя энергонезависимая память
8.6.1 АСН должна иметь внутреннюю энергонезависимую память для хранения сообщений, которые не удалось передать по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900/1800 и UMTS 900/2000 (например, ввиду отсутствия покрытия сети).
8.6.2 Объем внутренней энергонезависимой памяти должен обеспечивать возможность хранения не менее 150000 последовательно зарегистрированных наборов данных, включающих мониторинговую информацию, для АСН, устанавливаемой на транспортные средства категории М, и не менее 20000 - для АСН, устанавливаемой на транспортные средства категории N.
Запись информации в энергонезависимую память АСН, выгрузка сохраненной информации из нее и передача по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS должны быть произведены в порядке FIFO.
8.6.3 В АСН должна быть реализована возможность считывания и очистки содержимого внутренней энергонезависимой памяти. Интерфейс обмена данными для считывания и очистки содержимого внутренней энергонезависимой памяти АСН определяет изготовитель аппаратуры.
8.6.4 Изготовитель АСН должен обеспечить необходимую степень защиты реализованного в АСН механизма для считывания и очистки содержимого энергонезависимой памяти АСН от несанкционированного использования.
8.7 Резервный источник питания
8.7.1 Резервный источник питания (аккумуляторная батарея) при отсутствии питания от бортовой электрической сети должен обеспечивать возможность непрерывной автономной работы АСН в течение не менее 4 ч в режиме передачи данных по каналу GSM/UMTS с периодичностью один раз в минуту и 15 мин работы в режиме голосовой связи (в случае использования в АСН встроенного дисплея время автономной работы должно составлять не менее 1 ч).
8.7.2 Должна быть обеспечена возможность контроля уровня заряда резервного источника питания (аккумуляторной батареи).
8.7.3 Срок службы аккумуляторной батареи определяется производителем АСН и должен составлять не менее одного года.
8.8 Акселерометр
8.8.1 Акселерометр должен обеспечивать определение значений ускорения по направлениям трех осей ТС (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени.
8.8.2 Ускорение ТС должно определяться с погрешностью не более 10% в диапазонах:
- от минус 24 g до плюс 24 g по направлению продольной оси;
- от минус 8 g до плюс 8 g по направлению поперечной и вертикальной осей.
8.9 Соединительные кабели
8.9.1 Жгуты проводов для присоединения АСН со стороны ТС, коммутации компонентов АСН к основному блоку аппаратуры, подключения к исполнительным устройствам и датчикам должны быть оснащены электрическими соединителями, имеющими защиту от самопроизвольного разъединения.
8.9.2 Технические требования к жгутам проводов - по ГОСТ 23544.
8.9.3 Контакты в электрических соединителях кабелей и жгутов со стороны ТС, используемых для присоединения АСН к ТС в процессе сочленения и в сочлененном состоянии должны быть защищены от взаимного замыкания.
9 Требования к интерфейсам передачи данных
9.1 Для обмена данными с подключаемым оборудованием в АСН должны быть реализованы следующие интерфейсы: RS-232, RS-485, CAN и USB.
9.2 АСН должна иметь не менее двух дискретных и двух аналоговых входов.
9.3 Обмен данными АСН с НИС (аппаратно-программными комплексами) осуществляется с использованием протокола, общие требования к которому приведены в приложении А.
9.4 Спецификация протокола передачи мониторинговой информации приведена в приложении Б.
9.5 Спецификация протокола уровня поддержки услуг и спецификация сервисов предоставления услуг приведена в приложении В.
10 Требования к электропитанию
10.1 АСН должна подключаться к бортовой системе питания ТС с номинальным напряжением 12 или 24 В.
10.2 АСН должна:
- сохранять работоспособность при изменении рабочего напряжения питаний (среднего значения) от минус 15% до плюс 15% от номинального значения;
- иметь защиту от обратной полярности напряжения;
- обеспечивать защиту по току (предохранитель);
- автоматически включаться при подаче бортового питания;
- корректно выключаться через одну минуту с момента отключения бортового питания, если в ее настройках не предусмотрена дальнейшая работа от аккумуляторной батареи;
10.3 В АСН должна быть предусмотрена диагностика заряда аккумуляторной батареи.
11 Требования электробезопасности
11.1 Сопротивление изоляции между электрическими цепями, указанными в технических условиях на АСН, должно быть не менее:
- 20 МОм для нормальных условий применения;
- 10 МОм при температуре 25°С и относительной влажности воздуха до 80%.
11.2 Электропроводка для подключения АСН к бортовой сети ТС и резервному источнику питания (аккумуляторной батарее) должна быть надежно закреплена и проложена таким образом, чтобы провода были хорошо защищены от механических и термических воздействий.
11.3 Питающие провода АСН должны быть защищены плавким предохранителем или автоматическим выключателем, находящимся настолько близко к источнику энергии, насколько это практически возможно. Диаметр проводов должен быть достаточно большим во избежание их перегрева.
Провода должны быть хорошо изолированы. Если используется однополюсный переключатель, то он должен находиться на питающем проводе, а не на заземляющем.
12 Требования к электромагнитной совместимости
12.1 АСН при применении по назначению не должна создавать недопустимых электромагнитных помех (излучаемых и наведенных) другим техническим средствам (устройствам), установленным на ТС.
АСН должна обладать достаточной устойчивостью к электромагнитным помехам (излучаемым и наведенным), обеспечивающей функционирование АСН в заданной электромагнитной обстановке.
12.2 В отношении помехоэмиссии (создаваемых АСН помех) установлены требования к следующим видам помех (излучаемых и наведенных АСН):
- электромагнитные помехи, создаваемые АСН в диапазоне частот от 30 до 1000 МГц;
- кондуктивные помехи по цепям питания.
12.3 АСН должна быть устойчивой к воздействию следующих видов электромагнитных помех:
а) кондуктивные помехи по цепям питания;
б) кондуктивные помехи от емкостных и индуктивных соединений в сигнальных бортовых цепях;
в) помехи, обусловленные электромагнитным излучением в полосе частот от 20 до 2000 МГц;
г) электростатический разряд.
12.4 Требования к допустимым уровням электромагнитных помех, указанных в 12.2, создаваемых АСН, а также методы испытаний АСН на соответствие этим требованиям установлены в [11].
12.5 Требования по устойчивости АСН к электромагнитным помехам, указанным в перечислениях а) и в) 12.3, а также методы испытаний АСН на соответствие этим требованиям установлены в [11].
12.6 АСН должна соответствовать требованиям ГОСТ 29157 по устойчивости к помехам от емкостных и индуктивных соединений в сигнальных бортовых цепях. Параметры испытательных импульсов и требования к функциональному состоянию приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Параметры испытательных импульсов и требования к функциональному состоянию
Испытательный импульс |
Число применяемых импульсов/продолжительность испытаний |
Степень жесткости воздействия |
Требуемое функциональное состояние по ГОСТ 28751 |
1 |
5000 имп. |
IV |
А |
2 |
5000 имп. |
IV |
А |
3а, 3b |
1 час |
IV |
А |
12.7 Испытания АСН на соответствие требованиям, установленным в 12.6, проводят по ГОСТ 29157 (раздел 2).
12.8 АСН по устойчивости к электростатическому разряду на элементы корпусов компонентов АСН, органы управления и электрические соединители должны удовлетворять требованиям, установленным в [12]. Параметры испытательных импульсов и требования к функциональному состоянию приведены в таблице 2.
12.9 Испытания АСН на соответствие требованиям, установленным в 12.8, проводятся в соответствии с [12].
Таблица 2 - Параметры испытательных импульсов и требования к функциональному состоянию
Вид разряда |
Напряжение разряда, кВ |
Число разрядов |
Требуемое функциональное состояние по ГОСТ 28751 |
Контактный |
8 |
3 |
С |
Воздушный |
15 |
3 |
С |
13 Требования по стойкости к внешним воздействиям
13.1 Требования по стойкости к климатическим воздействиям
13.1.1 По условиям эксплуатации АСН относится к группе В4 по ГОСТ 16019 (пункт 4.1) при степени жесткости 1.
13.1.2 Степень защиты основного блока АСН от проникновения пыли и влаги должна быть не ниже IP 51 по ГОСТ 14254.
Степень защиты от проникновения пыли и влаги компонентов АСН, указанных в 6.1 и исполненных в виде внешних устройств, подключаемых к основному блоку аппаратуры и располагаемых в кабине транспортного ТС, должна быть не ниже IP 40 по ГОСТ 14254.
Степень защиты компонентов АСН от проникновения пыли и влаги, исполненных в виде внешних устройств, подключаемых к основному блоку аппаратуры и располагаемых вне кабины (салона) ТС, должна быть не ниже IP 64 по ГОСТ 14254.
13.1.3 Испытания АСН на соответствие требованиям по стойкости аппаратуры к климатическим воздействиям проводят в соответствии с ГОСТ 33474.
13.2 Требования по стойкости к механическим воздействиям
13.2.1 АСН в эксплуатационных условиях должна обеспечивать стойкость к механическим воздействиям, характеристики которых установлены для группы В4 по ГОСТ 16019.
13.2.2 Испытания АСН на соответствие требованиям к механическим воздействиям проводят в соответствии с ГОСТ 33474.
13.3 Требования по взрывозащищенности
АСН, устанавливаемая на транспортные средства, эксплуатирующиеся в зонах с потенциально взрывоопасной атмосферой, должна соответствовать ГОСТ 30852.10 и иметь взрывозащиту вида "i" (искробезопасная электрическая цепь).
14 Конструктивные требования
14.1 Конструкция АСН должна обеспечивать установку аппаратуры в ТС без разбора корпусов основного оборудования АСН и иметь элементы крепления для возможности монтажа в ТС.
14.2 В конструкции АСН должна быть предусмотрена возможность опломбирования аппаратной части аппаратуры.
15 Требования к надежности
15.1 АСН должна обеспечивать возможность круглосуточного режима работы.
15.2 Время наработки на отказ АСН должно быть не менее 10000 ч; гарантийный срок эксплуатации АСН - не менее трех лет; срок службы АСН - не менее семи лет (кроме аккумуляторной батареи).
16 Требования к установке аппаратуры спутниковой навигации
16.1 Компоненты АСН, содержащие в своем составе органы управления АСН и кнопку подачи "Сигнала бедствия" и (или) кнопку вызова диспетчера, должны устанавливаться в кабине ТС в зоне досягаемости с рабочего места водителя без изменения положения тела.
Компоненты АСН, содержащие в своем составе устройство отображения информации (дисплей) для водителя и индикаторы состояния АСН, должны устанавливаться в кабине ТС в зоне прямой видимости с рабочего места водителя.
16.2 Компоненты АСН, установленные на ТС, не должны ухудшать обзор водителю и препятствовать выполнению водителем действий по управлению ТС.
16.3 Если АСН комплектуется внешней антенной ГНСС и/или внешней антенной GSM/UMTS, то необходимые кабели от места установки антенн до места подключения их к АСН должны быть проложены таким образом, чтобы они были надежно закреплены и хорошо защищены от механических и термических воздействий.
16.4 Внешние антенны не должны экранироваться металлическими или металлосодержащими конструкциями или материалами, ослабляющими чувствительность приема внешних антенн.
16.5 Для защиты от климатических и механических воздействий антенны могут размещаться под обтекателем (кожухом или фонарем) из радиопрозрачного материала.
16.6 Конструкция и размещение компонентов АСН и других устройств, подключаемых к АСН, не должны нарушать требований к травмобезопасности внутреннего оборудования ТС в соответствии с [1].
17 Требования по эргономике и технической эстетике
17.1 Для АСН, устанавливаемой на ТС на предприятии-изготовителе ТС, требования по эргономике и технической эстетике определяются изготовителем ТС.
17.2 При монтаже АСН вне предприятия-изготовителя ТС, требования по эргономике и технической эстетике определяются изготовителем АСН.
18 Требования по безопасности и экологической чистоте
18.1 АСН не должна:
- содержать элементы и материалы, опасные для обслуживающего персонала;
- в процессе работы производить эмиссию опасного для здоровья электромагнитного излучения.
18.2 При изготовлении АСН не допускается применение легковоспламеняющихся материалов, выделяющих вредные вещества при горении. Применяемые при изготовлении АСН материалы должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности по ГОСТ 12.1.044.
18.3 При повреждении или разрушении корпуса аккумуляторной батареи, а также коротком замыкании контактов аккумуляторной батареи или неисправности в цепи заряда аккумуляторной батареи, используемой в качестве резервного источника питания, она не должна выделять тепловую энергию, достаточную для возгорания окружающих веществ и предметов, а также дым, пары и аэрозоли, содержащие вещества, вредные для здоровья человека.
19 Требования к маркировке
19.1 Маркировка АСН должна быть четко видимой и соответствовать требованиям конструкторской документации АСН в части состава, места и способа нанесения.
19.2 Маркировка АСН должна содержать:
- товарный знак или название предприятия-изготовителя;
- название изделия;
- обозначение;
- заводской номер предприятия-изготовителя;
- год изготовления;
- клеймо приемки для типа оборудования;
- маркировку соединителей;
- знак обращения на рынке;
- наименование страны-изготовителя АСН.
Маркировка должна быть нанесена в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.
20 Требования к упаковке, транспортированию и хранению
Упаковка, транспортирование и хранение изделий должны соответствовать ГОСТ 9181.
_____________________________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2016 г. N 2061-ст национальные стандарты ГОСТ Р 56360-2015 и ГОСТ Р 56361-2016 отменены с 1 июня 2017 г.
** В Российской Федерации требования к криптографическим алгоритмам установлены в следующих национальных стандартах:
ГОСТ Р 34.10-2012 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электромагнитной цифровой подписи".
ГОСТ Р 34.110-2012 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования".
Библиография
[1] |
Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств ТР ТС (018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 6) |
|
[2] |
ИСО 11898-1:2003 (ISO 11898-1: 2003) |
Транспорт дорожный. Местная контроллерная сеть (CAN). Часть 1. Канальный уровень и передача сигналов (Road vehicles - Controller area network (CAN) - Part 1: Data link layer and physical signaling) |
[3] |
802.11-IEEE |
Standard for Information technology Telecommunications and information exchange between systems Local and metropolitan area networks Specific requirements - Part 11: Wireless LAN Medium Access Control (MAC) and Physical Layer (PHY) Specifications |
[4] |
МЭК 61162-1 (2010) (IEC 61162-1(2010)) |
Аппаратура и системы морской навигации и радиосвязи. Цифровые интерфейсы. Часть 1. Передача от одного источника на несколько приемников (Maritime navigation and radio communication equipment and systems - Digital interfaces - Part 1: Single talker and multiple listeners) |
[5] |
Правила ЕЭК ООН N 26-02 (26-03) |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов |
[6] |
ИСО/МЭК 9796-2:2010 |
Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Схемы цифровой подписи, обеспечивающие восстановление сообщений. Часть 2. Механизмы на основе целочисленной факторизации |
[7] |
ИСО/МЭК 9796-3:2006 |
Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Схемы цифровой подписи, обеспечивающие восстановление сообщений. Часть 3. Механизмы на основе дискретного логарифма |
[8] |
ИСО/МЭК 14888-2:2008 |
Информационные технологии. Методы защиты. Цифровые подписи с приложением. Часть 2. Механизмы, основанные на разложении на множители |
[9] |
ИСО/МЭК 14888-3:2006/Изм.1:2010 |
Информационные технологии. Методы защиты. Цифровые подписи с приложением. Часть 3. Механизмы на основе дискретного логарифма. Изменение 1. Алгоритм русской цифровой подписи эллиптической кривой, алгоритм цифровой подписи Шнора, алгоритм цифровой подписи Шнора для эллиптической кривой, и полный алгоритм цифровой подписи Шнора для эллиптической кривой |
[10] |
ИСО/МЭК 10118-1:2000 |
Информационные технологии. Методы защиты информации. Хэш-функции. Часть 1. Общие положения |
[11] |
Правила ЕЭК ООН N 10-03 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости |
[12] |
ИСО 10605:2008 (ISO 10605:2008) |
Транспорт дорожный. Методы испытания на электропомехи от электростатических разрядов (Road vehicles. Test methods for electrical disturbances from electrostatic discharge) |
[13] |
ИСО 639-2:1998 (ISO 639-2:1998) |
Коды для представления названий языков. Часть 2. Трехбуквенный код (Codes for the representation of names of languages - Part 2: Alpha-3 code) |
[14] |
ITU-T E.212 |
План международной идентификации для сетей общего пользования и абонентов |
[15] |
ITU-T E.164 |
План нумерации электросвязи общего пользования |
[16] |
ИСО 3779: 2009 (ISO 3779:2009) |
Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей (VIN). Содержание и структура (Road vehicles - Vehicle identification number (VIN) - Content and structure) |
[17] |
ИСО/МЭК 8859-1:1998 (ISO/IEC 8859-1:1998) |
Информационные технологии. 8-битовые однобайтовые наборы кодированных графических знаков. Часть 1. Латинский алфавит N 1 (Information technology - 8-bit single-byte coded graphic character sets - Part 1: Latin alphabet No. 1)
|
[18] |
ИСО/МЭК 8859-5:1999 (ISO/IEC 8859-5:1999) |
Информационные технологии. 8-битовые однобайтовые наборы кодированных графических знаков. Часть 5. Латинский/кириллический алфавит (Information technology - 8-bit single-byte coded graphic character sets - Part 5: Latin/Cyrillic alphabet) |
[19] |
ИСО/МЭК 8859-8:1999 (ISO/IEC 8859-8:1999) |
Информационные технологии. 8-битовые однобайтовые наборы кодированных графических знаков. Часть 8. Латинский/древнееврейский алфавит (Information technology - 8-bit single-byte coded graphic character sets - Part 8: Latin/Hebrew alphabet) |
[20] |
ИСО/МЭК 10646:2014 (ISO/IEC 10646:2014) |
Информационные технологии. Универсальный набор кодированных символов (UCS) (Information technology - Universal Coded Character Set (UCS)) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33472-2015 "Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории М и N. Общие технические требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2016 г. N 2061-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 января 2017 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2019 г., N 7
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2018 г., N 7
Приказом Росстандарта от 17 октября 2023 г. N 1144-ст (в редакции приказа Росстандарта от 23 мая 2024 г. N 633-ст) взамен настоящего ГОСТа с 1 января 2028 г. с правом досрочного применения введен в действие ГОСТ 33472-2023
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Поправка (ИУС 2023 г., N 1)
Изменения вступают в силу с 26 января 2023 г.