Заключение Счетной палаты РФ от 16 марта 2016 г. N ЗСП-58/03-02
на проект федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 25 февраля 2016 г. N 285).
Законопроектом, внесенным членами Совета Федерации В.В. Рязанским, И.Н. Чернышевым, А.А. Борисовым, В.В. Полетаевым, депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Н.И. Горовым, М.Х. Юсуповым, Р.В. Кармазиной, предлагается наделить работодателей правом учитывать расходы, понесенные на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей), в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Указанные расходы включаются в состав расходов на оплату труда в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда. При этом они исключаются из состава расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли.
В представленной редакции законопроекта не в полной мере учтены замечания Счетной палаты Российской Федерации, изложенные в заключении от 13 октября 2015 г. N ЗСП-196/03-02 и направленные в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
Так, в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Включение в состав указанных расходов затрат на оплату услуг по организации туризма и отдыха, оказанных супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным), детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, подопечным в возрасте до 18 лет либо бывшим подопечным (после прекращения опеки и попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, то есть довольно широкому кругу граждан, не связанных с организацией трудовыми отношениями, противоречит положениям статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что в случае заключения работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей) договора о реализации туристического продукта у работодателя возникает обязанность на основании пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
При этом согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Учитывая, что с членами семьи работников работодатель, как правило, не связан трудовыми отношениями и не выплачивает им доходов, то организация обязана сообщить в налоговый орган не только о невозможности удержать налог и сумме налога, но и о суммах дохода, с которого не был удержан налог (пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, у лиц, с доходов которых не был удержан налог, возникает обязанность его декларирования и уплаты, что в целом усложняет администрирование налога на доходы физических лиц с указанных видов дохода.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.