Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел повторно письмо по вопросу о возможности отнесения земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте и не являющимся объектом налогообложения по земельному налогу, и сообщает, что подтверждает ранее направленные позиции по данному вопросу письмами от 3 августа 2012 г. N Д23и-2603 и от 13 июля 2012 г. N Д23и-2037.
Что касается оснований налогообложения земельных участков и освобождения их от уплаты земельного налога сообщаем.
Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.
Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, к ограниченным в обороте относятся, в том числе земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенные для использования в вышеуказанных целях, являются ограниченными в обороте, и, соответственно, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. В то же время обстоятельства, из которых следует, что земельный участок является ограниченным в обороте, могут подтверждаться целым рядом документов, подтверждающих как юридическое, так и фактическое его использование для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В этом случае важным обстоятельством является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной федеральными законами "Об обороне" и "О безопасности".
Таким образом, исключение из объектов налогообложения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и ограниченных в обороте, связано с категорией земель, их целевым назначением и расположенными на таких земельных участках, предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, объектами недвижимости. Данные обстоятельства могут быть подтверждены выписками из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), а также иными документами, определяющими разрешенное использование земельных участков. Кроме того, имущество относится к ограниченному в обороте независимо от того, находится ли такое имущество в пользовании одного или нескольких лиц, только при наличии признаков, перечисленных в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса.
По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, фактическое использование объектов недвижимости для целей, не связанных с целями, перечисленными в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса, является основанием для признания земельного участка объектом налогообложения даже если, в целом, уставными целями организаций является обеспечение обороны.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 января 2013 г. N Д23и-1 "Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте"
Текст письма официально опубликован не был