Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 28 марта 2017 г. N 3.6-04/511
по проекту федерального закона N 572517-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 марта 2017 года (проект N 572517-5), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на повышение безопасности на транспорте и борьбу с участившимися случаями нарушения правил поведения на транспорте и совершения хулиганских действий, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров. По данным МВД России в 2016 году на объектах транспорта было выявлено 51 640 мелких хулиганств.
Федеральный закон вводит уголовную ответственность за хулиганство* на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также ином транспорте общего пользования. За совершение такого рода действий предусматривается уголовное наказание в виде штрафа от 300 000 рублей до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х до 3-х лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок от 1-го года до 2-х лет, либо принудительных работ на срок до 5-ти лет, либо лишения свободы на тот же срок. Более жесткое наказание предусмотрено в случае, если это же деяние совершено группой лиц, а также если деяние совершено с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Дополнительно устанавливается уголовная ответственность за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, совершенные из хулиганских побуждений. К таким относятся, в частности, действия так называемых "зацеперов", лиц, которые бросают камни в проезжающий поезд или оставляют на железнодорожных путях предметы, которые могут вызвать нарушение движения поездов, а также лиц, ослепляющих пилотов самолетов лазерными указками и др.
За такие действия, предусматривается уголовное наказание в виде штрафа в размере от 150 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо в виде ограничения свободы на срок до 2-х лет, либо лишения свободы на тот же срок.
Комитет поддерживая в целом необходимость ужесточения наказания за подобного рода действия, отмечает, что в предложенной редакции прослеживается конкуренция норм предлагаемой статьи 267.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), новой редакции статьи 213 УК РФ со статьями главы 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Административные правонарушения на транспорте"), в связи с чем могут возникнут сложности при их правоприменении. Так, статья 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает такой состав правонарушения, как повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток. Также статья 11.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде, за что предусматривается штраф в размере 100 рублей.
Таким образом, правонарушения "зацеперов" и лиц, которые оставляют предметы на железнодорожных путях или повреждают их, могут квалифицироваться в соответствии с КоАП РФ как административное правонарушение и наказываться незначительными штрафами или как уголовное преступление по новой статье 267.1 УК РФ как действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, и наказываться серьезным штрафом либо даже лишением свободы на срок до 2-х лет. Аналогичные пересечения прослеживаются и с другими статьями главы 11 КоАП РФ.
Решение о том, совершены данные деяния из хулиганских побуждений, являются они хулиганством или нет, будет приниматься судом. Полномочия по осуществлению предварительного расследования по указанным уголовным делам возлагаются на следственные органы внутренних дел Российской Федерации.
Комитетом проведены консультации с МВД России, Минюстом России, Верховным Судом Российской Федерации. МВД России и Минюст России не усматривают конкуренцию правовых норм УК РФ и КоАП РФ. По информации Минюста России необходимым условием для квалификации содеянного по вводимой статье 267.1 УК РФ будет являться наличие мотива в виде хулиганских побуждений. Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года N 45 под уголовно наказуемыми деяниями, совершенными из хулиганских побуждений, следует понимать умышленные действия, направленные против личности человека или его имущества, которые совершены без какого-либо повода или с использованием незначительного повода. Указанный мотив позволит разграничить данное преступление со смежными составами административных правонарушений.
У Верховного Суда Российской Федерации в целом положения представленного Федерального закона возражений не вызывают, но при этом им усматривается конкуренция нормы проектируемой статьи 267.1 со статьей 213 УК РФ (в предлагаемой редакции), поскольку хулиганство, совершаемое на транспорте, объективно угрожает безопасности его эксплуатации.
МВД России полагает, что разграничение проектных уголовных норм статьи 213 УК РФ и статьи 267.1 УК РФ будет осуществляться следующим образом. По статье 213 УК РФ (в редакции Федерального закона) будет квалифицироваться грубое нарушение общественного порядка на транспорте, при котором не возникло угрозы безопасной эксплуатации транспортных средств. А в случае, если угроза безопасной эксплуатации возникла, то деяние будет квалифицироваться по статье 267.1 УК РФ.
При такой трактовке текста рассматриваемого Федерального закона возникает вопрос, почему за деяние, которое не угрожает безопасной эксплуатации транспортного средства, предлагается наказание более жесткое**, чем за действие, при котором возникла угроза безопасной эксплуатации транспортного средств***.
МВД России предлагает провести в течение 2017 года ведомственный мониторинг правоприменения норм рассматриваемого Федерального закона, по итогам которого обратиться к законодателю для возможной корректировки закона или в Верховный Суд Российской Федерации для дачи необходимых разъяснений.
Комитет Совета Федерации по экономической политике понимая, что введение уголовного наказания за хулиганство, а также за совершенные из хулиганских побуждений действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования, будет способствовать повышению уровня безопасности пассажиров, считает возможным его поддержать при условии осуществления мониторинга его реализации.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
_____________________________
* Согласно статье 213 Уголовного кодекса Российской Федерации хулиганством признается грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.
** Штраф от 300 000 до 500 000 рублей, вплоть до лишения свободы на срок до 5-ти лет. Если деяние совершено группой лиц - штраф от 500 000 до 1 000 000 руб., лишение свободы на срок до 7-ми лет. Если с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств - лишение свободы до 8-ми лет.
*** Штраф от 150 000 до 300 000 рублей, ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.