Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается ввести дополнительное ограничение, связанное с личной заинтересованностью лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ), установив запрет для супруга (супруги) и совершеннолетних детей лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, заниматься предпринимательской деятельностью и (или) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом.
Определяется, что ограничения и (или) дополнительные обязанности, связанные с личной заинтересованностью и конфликтом интересов, могут предусматриваться Федеральным законом N 273-ФЗ и иными правовыми нормативными актами.
Комитет отмечает, что Федеральным законом N 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми данное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Согласно статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Статья 7 Федерального закона N 273-ФЗ определяет одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции - унификацию прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.
Таким образом, нормами Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрены необходимые механизмы, направленные на предупреждение конфликта интересов у лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, находящихся с ними в близком родстве и свойстве, а также определены правовые основы антикоррупционного законодательства.
Введение предлагаемого запрета только для супруга (супруги) и совершеннолетних детей лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, противоречит проводимой государством политике единства требований и ограничений в области противодействия коррупции к лицам замещающим, государственные и муниципальные должности.
Кроме этого, предлагаемый законопроектом запрет ограничивает права граждан, предусмотренные статьями 34 (право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), 37 (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию) и 19 (равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения) Конституции Российской Федерации, а также нарушает часть 2 статьи 55 Конституции, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Часть 3 статьи 55 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 22.06.2010 N 14-П) цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения - адекватными этим целям и отвечающими требованиям справедливости, при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 части 3 Конституции, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату, недопустимо искажение в ходе правового регулирования самого существа конституционного права или свободы; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 06 апреля 2017 года.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.