Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1018453-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации)"
внесен депутатом Государственной Думы У.М. Умахановым, а также В.Ф. Звагельским, Е.Л. Николаевой, Н.В. Герасимовой в период исполнения ими полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и ряд иных нормативных правовых актов (в числе которых Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации) изменения, направленные на расширение полномочий Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации (далее - уполномоченные), а также сотрудников их рабочих аппаратов и общественных представителей.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции (соисполнитель), рассмотрев в пределах своих полномочий указанный законопроект, сообщает следующее.
Законопроектом предлагается в части 2 статьи 1 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), указать на то, что Уполномоченный обеспечивает гарантии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности не только органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, но и субъектами естественных монополий, государственными и муниципальными учреждениями, созданными государством или муниципальными образованиями фондами, государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставных капиталах которых принадлежит государству или муниципальным образованиям, специализированными организациями, выполняющими отдельные функции государственных или муниципальных заказчиков, а также иными органами, организациями, наделенными в установленном порядке отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Необходимо отметить, что данное положение не в полной мере согласуется с концепцией Федерального закона в части роли и назначения института Уполномоченного, призванного защищать интересы предпринимателей в отношениях с публичной властью, но не во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности между собой.
Аналогичное замечание относится к подпункту "а" пункта 7 статьи 1 законопроекта.
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в том числе в сопровождении сотрудников своего аппарата (пункт 3 части 1 статьи 5 Федерального закона). Корреспондирующим положением предлагается дополнить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (статья 4 Федерального закона), Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" (статья 5 законопроекта), Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (статья 6 законопроекта).
В связи с этим отмечаем, что выработанный законодательством перечень лиц, которым предоставлено такое право, находится в причинно-следственной связи со статусом этих лиц, их задачами, в частности, по осуществлению соответствующих контрольных функций. Работники указанных аппаратов не обладают ни надлежащим статусом, ни компетенцией. Для сотрудников, например, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации такие права не предусмотрены.
Подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 законопроекта за общественными представителями Уполномоченного закрепляются, по сути, права уполномоченных. Отмечаем, что предоставляемые полномочия выходят за обозначенные Федеральным законом рамки осуществления общественными представителями представительских и экспертных функций. В силу своего особого правового статуса, предъявляемых требований и специальной процедуры назначения ими могут обладать только уполномоченные, иное ведет к правовой неопределенности и фактическому "размыванию" данного правового института.
Положение абзаца четвертого подпункта "б" пункта 7 статьи 1 законопроекта представляется юридически некорректным, поскольку органы прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации не являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
На основании изложенного, Комитет по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.