Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 83801-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части сокращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей),
внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 83801-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области, и отмечает следующее.
В настоящее время согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет пять лет. При этом по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с такими лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Нормы части 4 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.
Полагаем, что требования об установлении срочного характера договора найма специализированного жилого помещения для указанных категорий граждан и его целевом использовании и предназначении установлены в целях создания федеральных гарантий предотвращения незаконных сделок, а также иных мошеннических действий, влекущих утрату или ограничения права таких категорий граждан на предоставленные им жилые помещения.
Положениями законопроекта предлагается внести изменения в нормы пункта 6 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, предусматривающие возможность сокращения пятилетнего срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого упомянутым категориям граждан. Согласно нормам законопроекта сокращение указанного срока возможно будет осуществлять по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не ранее чем через два года шесть месяцев со дня заключения соответствующего договора найма специализированного жилого помещения.
В пояснительной записке к данному законопроекту указывается, что оценочными критериями для принятия решения о сокращении данного срока могли бы быть возраст лица, который является нанимателем жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, трудовая занятость, состояние в браке, факты привлечения к административной и уголовной ответственности, психофизиологическое состояние гражданина (состояние на учете в медицинских учреждениях, наличие заболевания, препятствующего возможности отдельного проживания) и т.д.
В то же время полагаем, что в целях установления единообразных подходов во всех субъектах Российской Федерации по решению вопроса о сокращении пятилетнего срока действия указанного договора найма специализированного жилого помещения, недопущения установления на региональном уровне недостаточно однозначных критериев для решения данного вопроса, защиты жилищных прав упомянутых категорий граждан, в Федеральном законе N 159-ФЗ необходимо установить рамочные порядок, условия и критерии, в соответствии с которыми будут приниматься конкретные законы субъектов Российской Федерации по регулированию указанной ситуации. Базовые принципы для установления порядка оценки упомянутых критериев в целях решения вопроса о сокращении указанного срока действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого вышеперечисленным лицам, необходимо также установить в Федеральном законе N 159-ФЗ.
В связи с этим в законопроекте следует также установить, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен будет принимать соответствующее решение исключительно на основе указанных положений Федерального закона N 159-ФЗ и закона конкретного субъекта Российской Федерации по регулированию данного вопроса.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект при условии учета указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.