Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 72-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 ноября 2015 г. N 393 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" со дня его издания в части величины установленных экономически обоснованных уровней тарифов (столбец 5 приложения к Приказу) и взыскания судебных расходов, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 30 сентября 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей административного истца Морозовой Л.С., представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Ванниковой М.Б. и Поповой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "ЗППК", общество) обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 ноября 2015 г. N 393 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" со дня его издания в части величины установленных экономически обоснованных уровней тарифов (столбец 5 приложения к Приказу) и взыскания судебных расходов.
Решением Забайкальского краевого суда от 30 сентября 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края обратилась с апелляционной жалобой в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, в удовлетворении заявления общества отказать.
Относительно апелляционной жалобы ОАО "ЗППК" представлены возражения.
Представители прокуратуры Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Региональная служба по тарифам и ценообразования Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным по установлению тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и, соответственно, принятию нормативных актов в данной области в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 г. N 229.
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 ноября 2015 г. N 393 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2016 год.
В приложении к приказу в столбце 5 установлены экономически обоснованные уровни тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги для ОАО "3111ИС" в размере: 1 зона - 84,55 руб./10 пасс.-км, 2 зона - 169,10 руб./10 пасс.-км, 3 зона - 253,65 руб./10 пасс.-км, 4 зона - 338,20 руб./10 пасс.-км, 5 зона - 422.75 руб./10 пасс.-км, 6 зона - 507,29 руб./10 пасс.-км, 7 зона - 591,84 руб./10 пасс.-км, 8 зона - 676,39 руб./10 пасс.-км, 9 зона - 760,94 руб./10 пасс.-км, 10 зона - 845,49 руб./10 пасс.-км, 11 зона - 930,04 руб./10 пасс.-км, 12 зона - 1014,59 руб./10 пасс.-км, 13 зона - 1099,14 руб./10 пасс.-км, 14 зона - 1183,69 руб./10 пасс.-км, 15 зона - 1268,24 руб./10 пасс.-км, 16 зона - 1352,78 руб./10 пасс.-км, 17 зона - 1437,33 руб./10 пасс.-км, 18 зона - 1521,88 руб./10 пасс.- км, 19 зона - 1606,43 руб./10 пасс.-км, 20 зона - 1690,98 руб./Ю пасс.-км.
Тарифы установлены по результатам рассмотрения предложения ОАО "ЗППК" от 14 июля 2015 г. об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на 2016 год.
Приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным в газете "Азия - Экспресс" от 3 декабря 2015 г. N 48 (1451).
Административный истец оспаривает столбец 5 приложения к Приказу поскольку полагает, что при утверждении тарифов органом регулирования необоснованно прямые затраты по заработной плате ОАО "ЗППК" учтены на основе установленного на 2015 год экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки с учетом прогнозного индекса-дефлятора на 2016 год, а исключение из затрат организации расходов на оплату труда 23 единиц работающего персонала влечет уменьшение суммы компенсации субъектом РФ выпадающих доходов регулируемой организации, чем нарушаются права и законные интересы общества.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что тарифный орган, не определив фактическую штатную численность компании в отчетный и текущий периоды, установил размер затрат на оплату труда на основе прогнозных данных на 2016 год, при этом исключив из числа административно-управленческого персонала 23 единицы в нарушение Порядка рассмотрения вопросов по установлению тарифов и Методики расчета экономически обоснованных затрат, утвержденных приказами ФСТ России от 19 августа 2011 г. N 506-Т и от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) установлены правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденного приказом ФСТ России от 19 августа 2011 г. N 506-Т (далее - Порядок рассмотрения вопросов по установлению тарифов) субъект естественной монополии к своему предложению об установлении (изменении) цен (тарифов) должен приложить документы согласно Перечню, приведенному в приложении N 3, а также согласно пункту 5 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 (далее - Методика расчета).
В соответствии с пунктом 32 Порядка рассмотрения вопросов по установлению тарифов орган регулирования субъекта Российской Федерации в течение 14 рабочих дней с момента поступления предложения субъекта естественной монополии анализирует указанное предложение на предмет соответствия требованиям законодательства, и, в случае если документы представлены субъектом естественной монополии в полном объеме, предложение субъекта естественной монополии принимается к рассмотрению, о чем орган регулирования субъекта Российской Федерации письменно уведомляет субъекта естественной монополии в срок не позднее 5 рабочих дней с момента принятия такого решения.
В случае же если перечень документов, представленных субъектом естественной монополии, не соответствует Перечню, приведенному в приложении N 3 к приказу ФСТ России от 19 августа 2011 г. N 506-Т, орган регулирования субъекта Российской Федерации в срок не позднее 5 рабочих дней направляет субъекту естественной монополии запрос о предоставлении недостающих документов.
Согласно пункту 33 Порядка рассмотрения вопросов по установлению тарифов субъект естественной монополии должен предоставить запрашиваемые органом регулирования субъекта Российской Федерации документы в течение 14 рабочих дней с момента поступления запроса. В противном случае орган регулирования субъекта Российской Федерации принимает решение о начале процедуры рассмотрении вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, оказываемые данным субъектом естественной монополии, на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе использованных для установления действующих тарифов, о чем должен известить заинтересованное лицо в срок не позднее 5 рабочих дней с момента принятия такого решения.
ОАО "ЗППК" являясь субъектом естественной монополии, обратилось в регулирующий орган 14 июля 2015 г. с предложением об установлении тарифа на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на территории Забайкальского края и экономически обоснованного уровня тарифа на 2016 год с приложением необходимых материалов и информации.
24 ноября приказом N 393 Региональная служба по тарифам и ценообразования Забайкальского края установлены тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги для ОАО "ЗППК".
Расчет экономически обоснованных тарифов на перевозки железнодорожным транспортом, в том числе расчет затрат на оплату труда и отчислений на специальные нужды, был произведен на основании заявления общества и представленных документов 14 ноября 2015 г., в том числе расчета затрат на оплату труда в текущем периоде (ожидаемые по году) и на период регулирования. В качестве обоснования затрат на оплату труда ОАО "ЗППК" регулирующим органом учтено штатное расписание на 1 января 2015 г. и прогнозное штатное расписание на 2016 год, расчет затрат на оплату труда.
Поскольку обществом не представлено дополнительных документов по запросу региональной службы от 16 ноября 2015 г., а именно должностных инструкций и приложений об отделах административно-управленческого персонала ОАО "ЗППК", тарифным органом при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов из расчетов на оплату труда исключено 23 единицы административно-управленческого персонала по прогнозному штатному расписанию компании на 2016 год. Общая сумма расходов по исключенным единицам должностей составила 30,9 млн. руб.
Прямые затраты по заработной плате общества учтены регулирующим органом на основе установленного уровня тарифа на перевозки, произведенного на 2015 год с учетом прогнозного уровня индекса-дефлятора на 2016 год в соответствии с протоколом заседания правления региональной службы от 24 ноября 2015 г. N 95.
При этом согласно материалам дела на запрос тарифного органа от 16 ноября 2015 г. организацией 17 ноября 2015 г. дан ответ с просьбой о подтверждении полномочий по запрашиваемым документам и на невозможность представить, запрашиваемые документы из-за незначительных сроков, который расценен тарифным органом как отказ в предоставлении документов.
Регулирующим органом при расчете тарифа на 2016 год использованы документы и данные из заявки общества об обоснованности тарифа, установленного на 2015 год.
Вместе с тем тарифы как на 2015, так и на 2016 годы устанавливались регулирующим органом одновременно на основании одного и того же пакета документов.
Согласно представленным обществом документам из штатного расписания организации в 2014 году штатная численность персонала составляла 284 единицы, на 1 января 2015 г. - 160 единиц, на 1 августа 2015 г. - 172 единицы, на 1 января 2016 г. - 174 единицы.
Однако в приложении N 13 к заключению по расчету экономически обоснованного уровня тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2015 год в расчете затрат на оплату труда среднесписочная численность работников указана в 2014 году - 228 человек, в 2015 году - 179, в 2016 году - 172.
Указанные данные также не согласуются со сведениями о списочной численности работников, представленными ОАО "ЗППК" в форме П-4 по приказу Росстата N 407.
В экспертном заключении региональной службы по расчету тарифов на перевозки пассажиров и багажа на 2016 год отсутствует обоснование снижения размера затрат по фонду оплаты труда. В результате доказательств использования при установлении тарифа достоверных и обоснованных сведений о штатной численности работников общества за период 2014, 2015 и 2016 годов как в целом, так и, в частности, по административно-управленческому персоналу, регулирующим органом не представлено.
Определение штатной численности работников общества на очередной период регулирования с использованием недостоверных и противоречивых данных недопустимо. В этой связи регулирующий орган должен был провести проверку хозяйственной деятельности общества либо иным способом устранить противоречия в представленных документах.
На основании изложенного Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 30 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 72-АПГ16-11
Текст определения официально опубликован не был