Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 113667-7 "О внесении изменений в статьи 156 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части уточнения порядка определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 113667-7 "О внесении изменений в статьи 156 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, Г.П. Хованской, С.В. Натаровым, А.В. Куринным, В.Е. Булавиновым, Б.М. Гладких и др. (далее - законопроект), и считает возможным отметить следующее.
1 января 2017 году расходы на коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации соответствующие расходы рассчитываются исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498. При этом в настоящее время при расчете размера расходов используются нормативы, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Новые нормативы должны быть утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года.
Такой порядок определения расходов на коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, урегулирован законодательством императивно и не может быть изменен по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или органов управления товариществ собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Вместе с тем Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установил требование по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов. При этом на управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы возложена обязанность по проведению мероприятий, направленных на повышение энергосбережения и энергетической эффективности в многоквартирных домах. Проведение указанных мероприятий направлено, в том числе на существенную экономию потребляемых коммунальных услуг, а значит и снижение расходов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. Это является большим стимулом для граждан и организаций, помещения которых расположены в многоквартирных домах.
Однако в настоящее время независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме расчет расходов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, осуществляется исходя из норматива потребления этих коммунальных ресурсов.
Такое положение не создает условия для стимулирования собственников помещений в многоквартирных домах по проведению мероприятий, направленных на повышение энергосбережения и энергетической эффективности в этих домах, так как оплачивать в результате они должны все равно по нормативу, а не реально потребленный объем, определенный по коллективному (общедомовому) прибору учета.
В целях исправления данной ситуации законопроект предоставляет собственникам помещений в многоквартирных домах право на своем общем собрании изменить общий порядок определения расходов на оплату указанных видов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
Комитет поддерживает законопроект и считает, что он позволит собственникам помещений в многоквартирных домах реализовать основную цель Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при которой расчеты за коммунальные ресурсы осуществляются на основании данных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем Комитет считает возможным обратить внимание на то, что размер платы за содержание жилого помещения, в которую включены расходы на коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется не только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но также в соответствии с решением органа управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива (части 6, 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому представляется, что порядок определения размера соответствующих расходов, в случае реализации в многоквартирном доме способа управления товариществом или кооперативом, должен устанавливаться органами этих товарищества или кооператива.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 113667-7 "О внесении изменений в статьи 156 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.