Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Сервис Эконом" (далее - Заявитель) на действия Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения (номер извещения 0173100009217000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) документацию об Аукционе с нарушениями статьи 33 и 64 Закона о контрактной системе, поскольку в техническом задании, помимо уборки, устанавливаются дополнительные незаконные требования к видам услуг, имеющие иные коды ОКПД 2 и требующие наличие специальных лицензий.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 21.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 500 000 рублей;
4) Дата и время окончания подачи заявок - 08.03.2017.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения ОКПД 2 "81.29.19.000. Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, исполнитель должен оказывать услуги по уборке помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения, в том числе содержание электросетей, силового оборудования и его эксплуатации, теплосетей, систем водоснабжения, систем водоотведения и канализации, обслуживание систем пожарной защиты, систем кондиционирования, уборке здания, дезинфекции помещений, мелкому ремонту дверей, окон, замков, мебели, мелкому локальному ремонту стен, полов.
Комиссия приходит к выводу о том, что работы по уборке помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения функционально и технологически не связаны между собой, поскольку вышеуказанные услуги осуществляются на разных рынках услуг и такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.
При этом, Заказчиком на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что указанные работы/услуги функционально и (или) технологически взаимосвязаны между собой.
На основании вышеизложенного, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки услуги по уборке помещений и работ по обслуживанию систем жизнеобеспечения, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 1.7.1 "Требования к участникам закупки" Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Участник закупки должен иметь следующие подтверждающие документы, предъявляемые к оказываемым услугам:
- лицензия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения; монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения; монтаж, ремонт и обслуживание систем дымоудаления; монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре; разработку мероприятий по предотвращению пожаров;
- свидетельство саморегулируемой организации на монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей; монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей; установку распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты; пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования; монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений; гидроизоляция строительных конструкций. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования. Устройство наружных электрических сетей и линий связи; установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Строительный контроль за общестроительными работами (водоснабжения и канализации, теплогазоснабжения и вентиляции, пожарной безопасности, электроснабжения).
- лицензия Федеральной службы безопасности России по г. Москве и Московской области, на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну."
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, исполнитель должен оказывать услуги по уборки помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что только часть кабинетов Заказчика являются режимными объектами по форме секретности N 2, соответственно они являются помещениями ограниченного доступа и требуют наличия у персонала соответствующей формы допуска.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, в техническом задании документации об Аукционе не установлены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
Кроме того, положениями документации об Аукционе, проектом контракта установлено, что участник Аукциона вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе вышеуказанные лицензии, свидетельства нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Форме 2 "Сведения о конкретных показателях соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе" документации об Аукционе в том числе установлено (ПРИМЕР):
По позиции "Лен сантехнический" - влажность волокон по факту не должна быть больше 16%; массовая доля недоработки не должна быть более 2%; массовая доля костры и сорных примесей до 5%.
По позиции "Хомут" - сопротивление сжатию при сжатии на 40% должно быть более 0,002МПа; сопротивление сжатию на 60% должно быть более 0,005 МПа; относительное удлинение должно быть менее 350%; остаточная деформация после многократного сжатия (250 тыс. циклов сжатия на 50% со скоростью 50 цикл/мин) должна быть менее 5%.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Кроме того, по позиции "Диффузор приточный" в Форме 2 "Сведения о конкретных показателях соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе" документации об Аукционе установлен товарный знак POLAR BEAR, и страна происхождения товара Россия, без возможности предоставления эквивалента данному товару.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе и ненадлежащее описание объекта закупки, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Техническом задании документации об Аукционе установлено, что срок оказания услуг: с 01 марта 2017 года по 31 декабря 2017 года.
В пункте 1.4.3 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что срок оказания услуг с даты заключения государственного контракта по 31.12.2017.
Учитывая изложенное, в Информационной карте документации об Аукционе, проекте контракта установлены противоречивые сроки начала оказания услуг.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, поскольку Заказчиком неправомерно в один объект включены услуги по уборке помещений и работы по обслуживанию систем жизнеобеспечения, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать предписание об аннулировании закупки, поскольку согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, внесение изменений в объект закупки не допускается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Сервис Эконом" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 06.03.2017 по делу N К-147/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2017 г. N К-147/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был