Заключение Счетной палаты РФ 5 декабря 2016 г. N ЗСП-231/09-02
на проект федерального закона N 869166-6 "О пчеловодстве"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 869166-6 "О пчеловодстве" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 15 ноября 2016 г. N 11).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы И.К. Сухаревым, К.И. Черкасовым, О.Д. Валенчуком, Н.С. Валуевым, Р.М. Марданшиным, А.А. Ремезковым, а также В.В. Семеновым, А.А. Ищенко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, устанавливаются правовые основы, обязательные к выполнению гражданами и юридическими лицами при осуществлении содержания в населенных пунктах пчел, использовании пчел для опыления энтомофильных культур, охраны медоносных пчел, производства продуктов пчеловодства и создания условий для повышения эффективности отрасли пчеловодства, а также определяются меры государственной поддержки в отрасли пчеловодства.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, нормативная правовая база, регламентирующая указанные правоотношения, сформирована в рамках законодательства Российской Федерации.
Так, например, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлены основные направления и мероприятия в области государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которыми в соответствии с его частью 1 статьи 3 признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 446. В этот перечень включена в том числе и продукция пчеловодства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая пчеловодство.
Государственная поддержка отрасли пчеловодства может оказываться в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 г. N 1257, с учетом приказа Минсельхоза России от 19 февраля 2015 г. N 63 "Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 г. N 1257", предусматривающего коэффициент перевода пчелосемей в условные головы в размере 0,2.
В рамках статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации регулируются правоотношения по предоставлению для ведения сельского хозяйства лесных участков, на которых допускается размещение ульев и пасек.
Статьей 46 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" определены общие условия правомерности получения продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска диких пчел и других).
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880, установлены требования, предъявляемые к натуральному меду и продуктам пчеловодства.
Кроме того, Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" установлены обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования, направленные на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" установлены правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
Таким образом, указанной нормативной базы вполне достаточно для регулирования деятельности отрасли пчеловодства.
Более того, положения законопроекта носят декларативный, отсылочный характер, не содержат конкретных механизмов правового регулирования определенных общественных отношений. Одновременно с этим ряд положений законопроекта чрезмерно детализирован и вполне мог бы быть закреплен на уровне подзаконных актов (например, статьи 10-19 законопроекта).
Статьей 25 законопроекта предлагается установить профессиональный праздник - День пчеловода и отмечать его 14 августа.
Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N 659 "О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников" определено, что профессиональные праздники устанавливаются Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральными органами исполнительной власти либо иными федеральными государственными органами.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, его реализация не потребует дополнительного финансового обеспечения из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Однако в соответствии со статьей 5 законопроекта государственную поддержку в отрасли пчеловодства предлагается осуществлять посредством финансирования федеральных и региональных целевых программ в этой отрасли за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, реализация статьи 5 законопроекта влечет риски возникновения дополнительных расходов средств федерального бюджета.
На основании изложенного законопроект Счетной палатой Российской Федерации не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.