Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 928356-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, А.Н. Лавриком, В.В. Семеновым и другими
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", направленные на регулирование деятельности финансовых консультантов.
В связи с этим обращаем внимание на требования пункта 2.1 статьи 3 ГК РФ, согласно которым внесение изменений в ГК РФ осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в ГК РФ, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
В проекте предлагается часть вторую ГК РФ дополнить главой 52.1, предусматривающей новый вид гражданско-правовых договоров - договор финансового консультирования. В данной главе, состоящей из двух статей, содержатся только определение договора финансового консультирования и указания о том, что является "объектом финансового консультирования" и какие лица могут выступать в качестве финансового консультанта (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели), а также указание о том, что к отношениям, вытекающим из договора финансового консультирования, применяются правила, предусмотренные главой 52 ГК РФ ("Агентирование"). При этом отсутствуют положения, непосредственно регулирующие отношения сторон договора финансового консультирования, а следовательно, отсутствуют особенности регулирования таких отношений, позволяющие рассматривать договор финансового консультирования как отдельный вид гражданско-правовых договоров. В связи с этим требует дополнительного обоснования выделение данного договора в отдельную главу ГК РФ. Обращаем внимание на положение пункта 4 статьи 1005 ГК РФ, согласно которому законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора. Соответственно, при наличии особенностей договора финансового консультирования как агентского договора они могут быть предусмотрены как в самой главе 52 ГК РФ ("Агентирование"), так и в других федеральных законах.
Согласно положениям проекта "по договору финансового консультирования одна сторона (финансовый консультант) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) действия по привлечению и консультированию третьих лиц в интересах принципала от имени и за счет принципала. Объектом финансового консультирования являются финансовые услуги, оказываемые лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций". Из указанных положений неясно, какие конкретно действия относятся к "действиям по привлечению и консультированию третьих лиц в интересах принципала", например, вправе ли финансовый консультант совершать с привлеченными им лицами сделки в интересах принципала. Это, в свою очередь, не позволяет определить, каким образом правовое положение финансового консультанта соотносится, например, с правовым положением страховых агентов и страховых брокеров. Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" под деятельностью страховых агентов, страховых брокеров по страхованию и перестрахованию понимается деятельность, осуществляемая в интересах страховщиков или страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности. Поскольку согласно положениям законопроекта статья 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополняется указанием о финансовых консультантах как лицах, подлежащих саморегулированию в соответствии с данным Федеральным законом, отмечаем также, что и страховые брокеры указаны в данной статье в качестве отдельной категории финансовых организаций, подлежащих саморегулированию в соответствии с данным Федеральным законом.
Кроме того, обращаем внимание на положение пункта 1 части 4 указанной статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ, согласно которому для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна объединять в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. При этом общее количество финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, определяется на основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Поскольку в законопроекте не предусматривается ведение Банком России реестра финансовых консультантов или какого-либо другого их учета, неясно также, каким образом будет определяться общее количество лиц, осуществляющих деятельность финансового консультанта.
Следует обратить внимание и на то, что в Федеральном законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" также регулируется правовое положение лица, именуемого финансовым консультантом (финансовый консультант на рынке ценных бумаг), однако под финансовым консультантом на рынке ценных бумаг понимается юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.
Заместитель начальника управления |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.