Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 54490-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность)
внесен депутатами Государственной Думы А.А. Носовым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Р.А. Азимовым, О.И. Павловой, А.С. Грибовым, Д.В. Сазоновым, А.П. Петровым, М.А. Ивановым, А.Н. Козловским, А.В. Канаевым, Т.И. Цыбизовой, Д.В. Юрковым, А.З. Фарраховым, Е.В. Паниной, Т.В. Соломатиной, Р.В. Кармазиной, Ю.Н. Березуцким, В.Н. Плотниковым, А.И. Петровым, И.М. Гусевой, Н.В. Назаровой, Т.В. Сапрыкиной, В.В. Кабановой, А.В. Маграмовым, М.С. Гаджиевым, М.В. Гулевским, Н.А. Черняевой, А.А. Геттой, Ю.В. Кобзевым, А.Ш. Догаевым, И.И. Белековым, З.А. Аскендеровым, Н.В. Говориным, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, И.С. Минкиным, В.В. Бурматовым, А.Г. Эмиргамзаевым, О.М. Германовой, Р.Р. Ишсариным, О.В. Грищенко, А.А. Максимовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона N 54490-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект), отмечает следующее.
С 1 января 2017 года согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". До указанного срока государственные и муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В этой связи законопроектом предлагается сделать из этого правила исключение для государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность, а именно разрешить таким федеральным государственным унитарными предприятиями осуществлять закупки в прежнем порядке в соответствии с требованиями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Для унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность, выполнение требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" означает снижение ассортимента лекарственных средств, конкурентоспособности и несостоятельности государственных и муниципальных аптечных организаций, т.к. процедура проведения электронного аукциона от даты размещения закупки в плане-графике до заключения контракта составляет от 42 до 60 дней. До перехода аптечных предприятий на контрактную систему срок от заказа и заключения договора до поставки лекарственных средств составлял, в среднем, семь дней.
Кроме того, осуществление закупок в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исключает возможность приобретения лекарственных препаратов высокой степени эффективности, поскольку единственным критерием определения поставщика посредством проведения аукциона является цена лекарственного средства.
Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускается включение в описание объекта закупки требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, а также наименования места происхождения товара или наименования производителя. Формирование лота аптечными предприятиями осуществляется по международному непатентованному наименованию, что может привести к недоступности необходимых пациенту лекарственных средств.
Таким образом, требования Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" создали неравные условия для участников фармацевтического рынка, установив для государственных и муниципальных унитарных предприятий дополнительные ограничения в части закупки лекарственных средств для последующей реализации.
В свою очередь, предлагаемые законопроектом изменения позволят государственным и муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим фармацевтическую деятельность, оптимизировать их закупочную деятельность и своевременно обеспечивать население и организации здравоохранения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 54490-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.