Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 14-АПГ16-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Танаис" об оспаривании отдельных положений решения Воронежской городской Думы от 17 июня 2015 г. N 1823-III "О внесении изменений в решение Воронежской городской Думы от 26.03.2014 N 1467-III "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж"
по апелляционным жалобам администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думы, апелляционному представлению прокурора Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 2 ноября 2016 г., которым требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Танаис" по доверенности Михалева С.А., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб и апелляционного представления прокурора Воронежской области, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Танаис" (далее - ООО "Танаис) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия пунктов 1.2.2.3 и 1.2.2.4 решения Воронежской городской Думы от 17 июня 2015 г. N 1823-III "О внесении изменений в решение Воронежской городской Думы от 26.03.2014 N 1467-III "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж" (далее - Решение N 1823-III) в части введения и применения в формулу расчета годового размера арендной платы за земельные участки поправочного повышающего коэффициента, отражающего изменение удельных показателей кадастровой стоимости земель, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город Воронеж (К_П).
В обоснование своих доводов административный истец указал, что изменение оспариваемым нормативным правовым актом порядка расчета арендной платы произведено в отсутствие экономического обоснования с нарушением норм земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности. Введение в формулу расчета арендной платы за земельные участки коэффициента (К_П) ведет к существенному увеличению арендных платежей, что нарушает права и законные интересы ООО "Танаис" как арендатора земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городского округа город Воронеж.
Решением Воронежского областного суда от 2 ноября 2016 г. пункты 1.2.2.3, 1.2.2.4 Решения N 1823-III признаны не действующими в части введения и применения поправочного повышающего коэффициента, отражающего изменение удельных показателей кадастровой стоимости земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж (К_П), в формуле расчета годового размера арендной платы за земельные участки со дня вступления решения суда в законную силу. С Воронежской городской Думы в пользу ООО "Танаис" взыскано 4500 руб. в счет возмещения судебных расходов.
В апелляционных жалобах администрация городского округа город Воронеж и Воронежская городская Дума, а также прокурор в принесенном апелляционном представлении, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и процессуального права, просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Возражения относительно выводов, изложенных в решении суда, сводятся к следующему: ограничения в федеральном законодательстве по установлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации повышенной арендной платы за пользование земельными участками отсутствуют, Решение N 1823-III экономически обосновано, поскольку принято с учетом результатов анализа использования земельных участков; введение оспариваемого коэффициента влечет положительный экономический эффект.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах и апелляционном представлении, ООО "Танаис" представило возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб и представления прокурора.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционные жалобы и апелляционное представление прокурора в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Как усматривается из материалов дела, Решение N 1823-III принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой городского округа город Воронеж (статьи 29, 42 и 56 Устава городской округ город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 г. N 150-I) и вступило в силу со дня его официального опубликования 23 июня 2015 г. в газете "Берег", N 64.
Пунктом 1.2.2.3 Решения N 1823-III изложен в новой редакции пункт 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж (далее - Положение), предусматривающий, что годовой размер арендной платы за пользование названными выше земельными участками рассчитывается как произведение величины кадастровой стоимости земельного участка, арендной ставки, установленной в процентах от кадастровой стоимости в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, и корректирующих коэффициентов. Данная формула расчета арендной платы дополнена множителем К_G - поправочным повышающим коэффициентом, отражающим изменение удельных показателей кадастровой стоимости земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж, установленным пунктом 2.3.1 Положения.
Пунктом 1.2.2.4 Решения N 1823-III введено правило, согласно которому при предоставлении в аренду земельного участка, за исключением земельного участка, занятого объектами инженерной или социальной инфраструктуры, расчет годового размера арендной платы осуществляется с применением указанного поправочного повышающего коэффициента (пункт 2.3.1 Положения).
Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 4 июня 2014 г. N 170-14-09/мс, заключенного администрацией городского округа город Воронеж и ООО "Танаис", обществу в аренду передан земельный участок из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Олека Дундича, 2. Данный участок площадью 211 466 кв.м находится в муниципальной собственности, имеет статус озелененной территории общего пользования категории "парк" и передан обществу в целях организации досуга, массового отдыха, культурного обслуживания населения, обеспечения сохранности и восстановления зеленых насаждений, обслуживания озелененной территории общего пользования, содержания находящегося на территории парка муниципального движимого и недвижимого имущества.
В связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта администрацией городского округа город Воронеж при расчете арендной платы по названному договору применен повышающий коэффициент со значением 100, в результате чего существенно увеличился размер арендных платежей, подлежащих уплате обществом.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что изменение ставок арендной платы произведено при отсутствии анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) предусмотрен принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Вместе с тем из заключений управления правовой и экономической экспертизы Воронежской городской Думы, контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж, пояснительной записки к оспариваемому нормативному правовому акту с учетом информации об оценке эффективности передачи в аренду муниципальных земельных участков, имеющихся в материалах дела, не усматривается, что при подготовке проекта Решения N 1823-III проводились указанные анализ и оценка экономических факторов.
Представленные документы свидетельствуют о том, что введение оспариваемого коэффициента обусловлено необходимостью повышения льготного размера арендной платы за пользование земельными участками, занятыми городскими парками, поскольку они используются в том числе для осуществления коммерческой деятельности. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства использования при подготовке оспариваемого решения данных: об оценке доходности таких земельных участков; о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках; о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка; влиянии увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по его эксплуатации и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.
Отсутствует расчет, обосновывающий установление повышающего коэффициента К_П в иных размерах для остальных земельных участков муниципального образования.
Таким образом, изменение формулы расчета арендной платы произведено административным ответчиком при отсутствии анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Необходимость повышения размера арендных платежей в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов, на что ссылается в апелляционной жалобе представитель администрации городского округа город Воронеж, сама по себе в отсутствие надлежащей оценки указанных выше факторов не подтверждает соблюдения принципа экономической обоснованности определения арендной платы.
Отклоняется довод апелляционной жалобы Воронежской городской Думы о том, что оценка экономической обоснованности факторов, влияющих на доходность земельного участка, произведена в рамках государственной кадастровой оценки, на основе результатов которой рассчитан оспариваемый коэффициент. Постановлением N 582 установлен принцип экономической обоснованности, согласно которому при определении арендной платы должно быть установлено соответствие ее размера доходности земельного участка. Определение экономических характеристик земельного участка в рамках государственной кадастровой оценки не исключает необходимости расчета указанного выше соответствия.
Не может быть принят довод апелляционного представления о том, что оспариваемый акт не затрагивает прав административного истца, поскольку в соответствии с решением Арбитражного суда Воронежской области, вступившим в силу 25 августа 2016 г., указанный выше договор аренды земельного участка расторгнут. В материалах дела имеется претензия администрации городского округа город Воронеж, направленная 20 октября 2016 г. ООО "Танаис" в связи с имеющейся задолженностью по уплате арендной платы, исчисленной в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом. Следовательно, Решение N 1823-III в период рассмотрения дела в суде первой инстанции продолжало применяться в отношении общества и затрагивать его права и обязанности.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Воронежского областного суда от 2 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думы, представление прокурора Воронежской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 14-АПГ16-27
Текст определения официально опубликован не был