Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 33-АПГ16-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вираж"
о признании не действующим в части Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 г. N 520,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вираж"
на решение Ленинградского областного суда от 12 сентября 2016 г., которыми в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя административного истца Хабибуллина И.Н., представителя Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
правительством Ленинградской области 28 декабря 2015 г. принято постановление N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Ленинградской области".
Пунктом 1 данного постановления утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка определено, что расчет размера арендной платы за использование земельного участка осуществляется по формуле, в состав которой входят в том числе базовая ставка арендной платы и коэффициент разрешенного использования земельного участка.
ООО "Вираж" обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.1 Порядка в части применения коэффициента разрешенного использования земельного участка в формуле расчета размера арендной платы за использование земельного участка, указав, что оспариваемый акт противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку в формуле расчета размера арендной платы за использование земельного участка дважды учитывается такой критерий как вид разрешенного использования земельного участка: при определении базовой ставки арендной платы (значение "Б") и при определении коэффициента разрешенного использования (значение "Кри"). Кроме того, принятием данного акта преодолено решение Ленинградского областного суда от 9 июня 2012 г. о признании недействующим аналогичного положения Порядка определения арендной платы, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. N 353.
Решением Ленинградского областного суда от 12 сентября 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Вираж" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Ленинградской области представлены возражения.
Представители прокуратуры Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Судом установлено, что ООО "Вираж" является арендатором земельных участков с кадастровым номером 47:15:0112004:67, общей площадью 13 885 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение базы ГСМ, и с кадастровым номером 47:15:0112004:68, общей площадью 2 152 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение АЗС, расположенных на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
К таким принципам определения арендной платы отнесены, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что в целях реализации принципа экономической обоснованности Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом 6 августа 2014 г. с ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Ленинградской области, а также земельными участками, расположенными на территории Ленинградской области, государственная собственность на которые не разграничена.
Во исполнение данного контракта ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" составлен отчет от 10 декабря 2014 г. N 10.14-03/1 о выполненной работе (далее - отчет), который содержит многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков Ленинградской области, в том числе анализ макроэкономической ситуации, рынка земельных участков, рынка купли-продажи земельных участков, сравнительный анализ сумм арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по действующим договорам аренды в разрезе категорий арендаторов, анализ судебной практики по делам о правоотношениях, в отношении которых возник спор, в том числе учтено решение Ленинградского областного суда от 9 июня 2012 г., приведен обоснованный расчет базовых ставок и коэффициентов разрешенного использования и иных используемых коэффициентов с учетом местоположения земельных участков, видов разрешенного использования и иных экономических характеристик, влияющих на уровень их доходности.
В пункте 6.1 отчета для соблюдения принципа экономической обоснованности и принципа запрета необоснованных предпочтений принято решение структурировать базовые ставки арендной платы по категориям земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов.
В отдельную группу выделены земельные участки, предназначенные для организации пляжей и благоустройства, в границах водоохранных зон, без права возведения объектов капитального строительства, поскольку такие участки имеются во всех категориях земель, но базовые ставки для них должны существенно отличаться от прочих видов использования земельных участков, предусматривающих возможность их застройки.
Базовые ставки установлены для укрупненных групп использования земельных участков в составе той или иной группы, поскольку дифференциация рыночных ставок между указанными группами значительная и не может быть установлена только с использованием коэффициентов разрешенного использования.
Суд первой инстанции, исследовав представленный административным ответчиком в материалы дела в качестве экономического обоснования оспариваемого нормативного правового акта отчет, подготовленный ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" по результатам выполнения государственного контракта, пришел к выводу о том, что при расчете базовых ставок арендной платы земельных участков действительно учитывается вид разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем, из пункта 6.8 отчета, в котором приведено обоснование и расчет коэффициентов разрешенного использования земельных участков, следует, что в тех случаях, когда в базовых ставках уже учтен вид разрешенного использования, коэффициенты разрешенного использования в общем случае не вводятся, коэффициент Кри признается равным 1.
Аналогичным образом коэффициент разрешенного использования земельного участка (Кри) определен в приказе Леноблкомимущества от 11 января 2016 г. N 2 "Об установлении коэффициента разрешенного использования земельного участка".
С учетом того, что на федеральном уровне единая методика расчета арендной платы за пользование земельными участками не установлена, включение в формулу определения размера арендной платы различных коэффициентов в случае, когда такая формула не противоречит принципам определения арендной платы, не является нарушением требований федерального законодательства.
Поскольку довод административного истца о том, что оспариваемое положение противоречит принципу экономической обоснованности не нашел своего подтверждения, а принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы предусматривает лишь возможность, но не обязанность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 2.1 Порядка в оспариваемой части не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятием оспариваемого акта правительством Ленинградской области преодолено решение Ленинградского областного суда от 9 июня 2012 г. является несостоятельным, поскольку основанием признания недействующим аналогичного положения Порядка, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. N 353, послужило несоответствие его принципу экономической обоснованности, что не установлено по настоящему делу.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 12 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вираж" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 33-АПГ16-32
Текст определения официально опубликован не был