Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 5-АПГ16-132
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Молния" о признании не действующим пункта 357 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы"
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Тушинский машиностроительный завод" на решение Московского городского суда от 1 августа 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя открытого акционерного общества "Тушинский машиностроительный завод" по доверенности Красильникова Д.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Правительства Москвы по доверенности Борисовой К.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП размещено 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликовано 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП Перечень изложен в новой редакции, в которой, в частности, изменена нумерация объектов недвижимости. Названное постановление Правительства Москвы размещено 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликовано 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67. Оспариваемый акт в редакции от 26 ноября 2015 г. действует с 1 января 2016 г.
Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Молния" (далее - ОАО "Научно-производственное объединение "Молния", Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 357 Перечня в редакции, действующей с 1 января 2016 г.
В пункт 357 Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1079 общей площадью 17 343,0 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005003:1845 по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 35, стр. 14, которое, по мнению административного истца, не обладает предусмотренными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. ОАО "Научно-производственное объединение "Молния" является собственником нежилого помещения в спорном здании и включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 1 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления ОАО "Научно-производственное объединение "Молния" отказано.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо - открытое акционерное общество "Тушинский машиностроительный завод" (далее - ОАО "Тушинский машиностроительный завод"), просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель жалобы указывает, что суд неверно оценил вид разрешённого использования земельного участка, на котором находится спорное нежилое здание.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Москвы и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 378.2 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно признал, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утверждён Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 1.1 названного закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры общей площадью свыше 3000 кв.м и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (пункт 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64). К таким объектам также отнесены отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 2 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64).
Понятие административно-делового центра приведено в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ, согласно которому таким объектом признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, содержащихся в указанном пункте. В частности, к таким условиям относится расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с видом разрешённого использования, предусматривающим размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 3 статьи 378.2 НК РФ).
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве до утверждения правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве". Пунктом 3.2 данного постановления в редакции 2011 г., действовавшей на момент включения указанного здания в Перечень, предусмотрено, что разрешённое использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее - Методические указания). Разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (пункт 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В данном случае вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:1845, на котором расположено спорное здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1079, установлен как "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов" (1.2.7, 1.2.9 Методических указаний).
Методические указания к группе видов разрешённого использования 1.2.7 относят земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, к группе 1.2.9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:1845 не в полной мере соответствует как виду разрешённого использования, поименованному в пункте 1.2.7, так и пункте 1.2.9 Методических указаний, и безусловно не свидетельствует о том, что вид разрешённого использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в связи с чем содержание вида разрешённого использования земельных участков должно быть установлено с учётом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения признаётся использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 Порядка).
В подтверждение специального (функционального) назначения и надлежащего целевого использования здания по обращению административного истца проведено обследование здания.
Согласно акту Госинспекции об обследовании фактического использования здания от 16 апреля 2015 г. N 9080212 объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Актом подтверждено, что только 3,9% его общей площади фактически используется для размещения офисов, остальные помещения являются производственными цехами (96,1%).
Судебная коллегия полагает, что с учётом установленных обстоятельств, здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1079, включённое в пункт 357 Перечня, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, по признакам отнесения его к офисным зданиям делового и коммерческого назначения по смыслу статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
С учётом изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 1 августа 2016 г. отменить.
Признать не действующим с момента принятия пункт 357 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в отношении здания с кадастровым номером 77:08:0005003:1079, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 35, стр. 14.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 5-АПГ16-132
Текст определения официально опубликован не был