Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 60-АПГ16-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интарсия" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 1 октября 2015 г. N 174 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Интарсия" на 2016 год" в части, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Интарсия" на решение Камчатского краевого суда от 11 ноября 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Интарсия" Печкурова В.А., представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Андрусяка С.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Интарсия" (далее - ООО "Интарсия", общество) обратилось в Камчатский краевой суд с заявлением (уточненным в ходе рассмотрения дела) о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 1 октября 2015 г. N 174 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Интарсия" на 2016 год" (далее - постановление от 1 октября 2015 г. N 174) в части установления необходимой валовой выручки в размере 12 653 тыс. руб., одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 1 полугодие 2016 года в размере 2,962 руб./кВтч и на 2 полугодие 2016 года в размере 3,147 руб./кВтч, и об обязании принять новый нормативный правовой акт.
В обоснование заявленных требований общество указало, что оспариваемое постановление принято с нарушением законодательства, регулирующего правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. Размер включенных в необходимую валовую выручку органом регулирования расходов, связанных с оплатой труда и отчислениями на социальные нужды, а также арендной платой, является завышенным.
Решением Камчатского краевого суда от 11 ноября 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Интарсия" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно жалобы публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэерго"), Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, прокуратура Камчатского края представили пояснения по апелляционной жалобе и возражения.
В судебное заседание представители ПАО "Камчатскэнерго", прокуратуры Камчатского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснений и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Служба по тарифам) является уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 г. N 424-П (далее - Положение).
Постановлением Службы по тарифам от 1 октября 2015 г. N 174 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Интарсия" на 2016 год, которое официально опубликовано в печатном издании "Официальные ведомости" за 13 октября 2015 г. N 206-207.
Постановлением органа регулирования от 15 декабря 2015 г. N 452, опубликованным в печатном издании "Официальные ведомости" от 18 декабря 2015 г. спецвыпуск N 4, в указанное постановление внесены изменения.
Пунктом 1 постановления от 1 октября 2015 г. N 174 утверждена необходимая валовая выручка электросетевой организации ООО "Интарсия" на 2016 год, которая согласно приложению N 1 определена в размере 12 653 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).
Пунктом 2 этого постановления утверждены и введены в действие с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Интарсия" и ПАО "Камчатскэнерго" с календарной разбивкой согласно приложению N 2, в том числе одноставочные тарифы на первое и второе полугодие 2016 года в размере 2,962 руб./кВтч и 3,147 руб./кВтч.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В силу пунктов 15, 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.
Согласно материалам дела 30 апреля 2015 г. ООО "Интарсия" обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифа на электрическую энергию на 2016 год и представило обосновывающие материалы.
Регулирующим органом в качестве метода регулирования был выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат), что соответствует пункту 12 Основ ценообразования.
По статье "Фонд оплаты труда" обществом предложено к включению в необходимую валовую выручку расходы в размере 7 530 тыс. руб. Согласно экспертному заключению Службы по тарифам расходы по указанной статье составили 7 007 тыс. руб.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Поскольку общество не является участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике, его положения при определении расходов на оплату труда применению не подлежат.
За основу расчета принят объем фонда оплаты труда за предыдущий период регулирования - 2014 год, который с учетом численности работников общества 16,78 чел. определен экспертами органа регулирования в размере 5 532 тыс. руб. (16 чел - фактическая среднесписочная численность работников организации 2014 года. Расчет произведен на основании расчетных ведомостей по заработной плате, штатной расстановке руководителей, специалистов и рабочих предприятия, с учетом уволенных и принятых на работу сотрудников; 0,78 чел. - потребность в дополнительной численности работников по основному производству на время отпуска основного работника).
С применением прогнозных индексов потребительских цен Министерства экономического развития Российской Федерации 2015/2014 - 115,7%, 2016/2015 - 107,0% на 2015-2016 годы фонд оплаты труда составил 6 849 тыс. руб.
С учетом потребности предприятия в дополнительной численности работников по основному производству на период отсутствия основного работника регулирующим органом согласовано предложение общества об увеличении штатной численности электромонтеров на 0,78 единицы. Расчетный фонд оплаты труда по основному производству на время отсутствия основного работника (электромонтера) на 2016 год составил 158 тыс. руб. Расчет фонда оплаты труда работника по основному производству произведен на основании представленных обществом расчетных ведомостей за 2014 год. Соответственно, расходы на оплату труда в 2016 году составили 7 007 тыс. руб.
По результатам анализа представленных организацией расчетов, обосновывающих материалов за 2014 год, из расчета фонда оплаты труда исключены средства в размере 276,515 тыс. руб., в том числе 85,469 тыс. руб. выплаты в качестве пособий по временной нетрудоспособности, а также 191,046 тыс. руб. денежной компенсации неиспользованных дней отпуска, не связанной с увольнением работников, как не предусмотренные Основами ценообразования к учету в составе расходов на оплату труда.
Довод общества о необоснованном исключении органом регулирования из состава необходимой валовой выручки расходов в виде денежной компенсации неиспользованных дней отпуска, не связанной с увольнением работников со ссылкой на положения статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку по смыслу названной правовой нормы замена части отпуска денежной компенсацией при наличии соответствующего письменного заявления работника является правом, а не обязанностью работодателя.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что документального обоснования необходимости замены части ежегодного оплачиваемого отпуска работников денежной выплатой, обществом в материалы тарифного дела не представлено, и что заявленные расходы выплачены работникам за рамками фонда оплаты труда, утвержденного регулирующим органом на 2014 год, у орган регулирования имелись основания для исключения из расчета фонда оплаты труда расходов на выплату денежной компенсации, в связи с их экономической необоснованностью.
Довод о необоснованном исключении из состава необходимой валовой выручки на 2016 год 51 тыс. руб. недополученного по независящим от предприятия причинам дохода также признан судом необоснованным, поскольку указанные денежные средства явились фактическим перерасходом фонда оплаты труда ООО "Интарсия" на 2014 год (5 723 тыс. руб.) по сравнению с утвержденным органом регулирования на этот же период (5 672 тыс. руб.) в результате произведенной замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией, которая, в свою очередь признана экономически необоснованной.
Поскольку статья расходов "Отчисления на социальные нужды" является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют, заявленные обществом расходы в размере 2 258 тыс. руб. также являются экономически необоснованными.
Согласно экспертному заключению затраты по статье "Арендная плата" скорректированы Службой по тарифам в сторону уменьшения с 937 тыс. руб. до 549 тыс. руб. Затраты в размере 388 тыс. руб. исключены из состава расходов по названной статье в связи с отсутствием их экономического обоснования.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами, за исключение иных, приведенных в данном пункте расходов.
Подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования установлено, что расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендованному имуществу.
Согласно расчету регулирующего органа размер арендной платы сформирован исходя из величины амортизации объектов, находящихся в аренде, а также налоговых отчислений (налога на имущество, земельного налога). Размер амортизации определен Службой по тарифам по представленным обществом сведениям о балансовой стоимости имущества.
Таким образом, представленный регулирующим органом расчет соответствует пунктам 28, 34 Основ ценообразования.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 11 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интарсия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению электросетевой организации, из состава необходимой валовой выручки, на основе которой рассчитываются тарифы, были необоснованно исключены расходы на выплату компенсации за неиспользованные дни отпуска, не связанной с увольнением работников.
Верховный Суд РФ отклонил эти доводы.
По Трудовому кодексу РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
По смыслу этой нормы замена части отпуска компенсацией при наличии заявления работника является правом, а не обязанностью работодателя.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. N 60-АПГ16-15
Текст определения официально опубликован не был