Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 509712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, С.В. Кривоносовым и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на совершенствование института уполномоченного по защите прав предпринимателей, в том числе на закрепление права и процедуры назначения региональных уполномоченных в случае отсутствия соответствующих законов в регионах.
К законопроекту имеются следующие замечания.
Законопроектом предлагается наделить Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) статусом неприкосновенности. При этом отсутствует обоснование необходимости наделения его таким статусом. Кроме того, предложение о включении Уполномоченного в перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, требует дополнительного обоснования.
Законопроектом предлагается предоставить право Уполномоченному знакомиться с материалами уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях на основании жалоб предпринимателей. Положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации позволяют Уполномоченному по ходатайству обвиняемого и по определению или постановлению суда быть допущенным в качестве защитника и знакомиться с материалами уголовных дел. В свою очередь, нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяют Уполномоченному быть допущенным к участию в деле в качестве защитника, что предусматривает возможность ознакомления с материалами дела.
Предлагаемые изменения требуют проработки в части недопустимости разглашения данных предварительного расследования и вмешательства в деятельность органа предварительного расследования. Кроме того, неясно, каким образом Уполномоченный будет исполнять свои обязанности по защите прав предпринимателей, если и обвиняемый, и потерпевший являются предпринимателями.
Предлагается наделить Уполномоченного правом при рассмотрении жалобы предпринимателя вступить в дело, производство по которому возбуждено судом, на любой стадии процесса для дачи заключения с правами стороны по делу. Выбор стороны, в поддержку требований которой вступает в дело Уполномоченный, зависит от его усмотрения, в связи с чем такие обстоятельства являются коррупциогенным фактором.
Инициатива об исключении требования об обязательном наличии письменного согласия предпринимателя на участие Уполномоченного в проводимых контрольно-надзорных мероприятиях также не поддерживается.
Законопроектом предлагается предоставить право Уполномоченному, в том числе в сопровождении сотрудников своего аппарата, без специального разрешения посещать следственные изоляторы и учреждения, исполняющие наказания. Предоставление права беспрепятственного посещения мест лишения свободы Уполномоченному и сотруднику аппарата требует дополнительной проработки с учетом их полномочий, правового статуса и режимности соответствующих учреждений.
Норма законопроекта о наделении уполномоченных, действующих на общественных началах, правами, схожими с правами уполномоченных в субъектах Российской Федерации, поддерживается.
Законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии доработки и устранения изложенных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.