Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 85923-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 85923-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан Минсельхозом России в целях уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.6 "Порча земель" и статьей 8.7 "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), совершенных на землях сельскохозяйственного назначения и на землях иных категорий.
В настоящее время действует Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1 (далее также - Положение), в соответствии с которым государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальными органами. При этом указанным Положением четко разграничены полномочия Россельхознадзора и Росприроднадзора по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Россельхознадзор осуществляет полномочия в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также - Федеральный закон N 101-ФЗ) в том числе в части соблюдения требований:
- о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Росприроднадзор осуществляет полномочия в части соблюдения указанных требований в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых (с учетом положений статьи 1 Федерального закона 101-ФЗ) регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, т.е. в отношении расположенных на землях сельскохозяйственного назначения садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Действующая редакция КоАП определяет полномочия Россельхознадзора и Росприроднадзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.6 и 8.7, исключительно исходя из принадлежности земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения (статьи 23.15, 23.29 КоАП). Кроме того, статьей 23.31 КоАП определены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.7 (в части невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые) и совершенных на землях всех категорий.
Законопроектом предлагается внести изменения в указанные статьи КоАП, разграничив компетенцию указанных федеральных органов исполнительной власти с учетом предмета регулирования Федерального закона N 101-ФЗ и во взаимосвязи с Положением о государственном земельном надзоре.
Таким образом, с учетом предлагаемых изменений, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.6 и 8.7 КоАП, будут рассматривать:
Россельхознадзор - в отношении правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ;
Росприроднадзор - в отношении правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых не регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ;
Ростехнадзор - в отношении правонарушений, связанных с невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, совершенных на землях всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Комитет поддерживает предлагаемые законопроектом изменения и считает, что они способствуют устранению дублирования полномочий, а также позволят сократить избыточные процедуры по направлению материалов проверок, осуществленных одним федеральным органом исполнительной власти в рамках установленных Положением о государственном земельном надзоре полномочий, для рассмотрения дел об административных правонарушениях в другой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях.
Замечаний концептуального характера к законопроекту не имеется.
В связи с изложенным, Комитет по аграрным вопросам поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 85923-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор", внесенного Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.