Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 101467-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) главой 55.1 "Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с признанием и принудительным исполнением приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путем", определив: основания признания и принудительного исполнения приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем; требования к запросу компетентного органа иностранного государства о признании и исполнении таких приговоров и постановлений иностранных судов; подсудность этих запросов и порядок их рассмотрения судом Российской Федерации; перечень оснований, при наличии которых суд Российской Федерации может отказать в исполнении запроса; виды, форму и содержание решений суда Российской Федерации, принимаемых по результатам рассмотрения таких запросов, а также порядок исполнения решения суда Российской Федерации.
Замечаний концептуального характера по проекту не имеется. Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с терминологией, используемой в УПК РФ, судебное решение в форме постановления выносится, а не принимается (часть вторая новой статьи 472.1 УПК РФ).
Кроме того, учитывая, что имущество, подлежащее конфискации, может находиться в собственности, владении, пользовании или распоряжении третьих лиц, а проектом не только не исключается возможность участия таких лиц в судебном заседании при рассмотрении запроса компетентного органа иностранного государства о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем (часть шестая новой статьи 472.4 УПК РФ), но предусматривается обязательность направления им копии постановления суда Российской Федерации, вынесенного по результатам рассмотрения такого запроса (часть четвертая новой статьи 472.6 УПК РФ), полагаем необходимым включить этих лиц перечень лиц, которые должны быть извещены о месте, дате и времени рассмотрения судом такого запроса (часть первая новой статьи 472.4 УПК РФ).
Положение пункта 5 новой статьи 472.5 УПК РФ необходимо согласовать с положением пункта 1 "f" статьи 18 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 года), в соответствии с которым отказ от сотрудничества возможен в случае, если преступление, в связи с которым сделан запрос, не считается преступлением по законодательству запрашиваемой Стороны, если оно совершено на территории, находящейся под ее юрисдикцией. Наличие в тексте проектной редакции пункта 5 новой статьи 472.5 УПК РФ союза "(или)" допускает возможность отказа в признании и принудительном исполнении решения суда иностранного государства как по основанию - "деяние .... совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации", так и по основанию - "это деяние по законодательству Российской Федерации не является преступлением", что не согласуется с указанным положением названной Конвенции.
В наименовании законопроекта слово "изменений" следует заменить словом "изменения". Иные замечания юридико-технического характера по тексту проекта прилагаются.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.