Заключение Общественной палаты РФ
по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 280859-5 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части законодательного регулирования государственного сектора науки)"
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 280859-5 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части законодательного регулирования государственного сектора науки) (далее - законопроект).
Авторами законопроекта предлагается внести дополнения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с целью определения субъектного состава государственного сектора науки на основе принадлежности имущества научных организаций к государственной собственности.
В этой связи государственный сектор науки предлагается составить из:
- научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных академий наук и государственных корпораций;
- организаций, наделенных статусом "государственный научный центр Российской Федерации";
- Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".
Включение научных организаций в состав государственного сектора науки авторами законопроекта обосновывается тем, что в их ведении находятся научные организации в форме государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций (долей) находится в государственной собственности.
Вместе с тем, авторами, видимо, не учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федерального закона от 08 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Согласно указанным законодательным актам, если доля государства в уставном капитале хозяйственного общества более пятидесяти процентов это не означает, что хозяйственное общество находится в государственной собственности.
Кроме того, как уже отмечено в заключение Правительства Российской Федерации, включение в состав государственного сектора научных организаций, находящихся в ведении государственных корпораций, некорректно, так как согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество, переданное Российской Федерацией государственной корпорации, является собственностью последней.
Вместе с тем, в состав государственного сектора науки предлагается ввести также образовательные учреждения высшего профессионального образования, так как их основной уставной целью является научная (научно-техническая) деятельность и подготовка научных кадров. Под образовательные учреждения высшего профессионального образования подпадают федеральные университеты, университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", и университеты, получившие в соответствии с федеральным законом особый статус - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет.
В связи с этим Общественная палата Российской Федерации обращает внимание, что в статье 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" уже дано определение научной организации.
Так, научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. При этом научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Таким образом, все организации, подпадающие под данное определение и относящиеся к государственным организациям, должны автоматически включаться в государственный сектор науки. Поэтому возникает вопрос - зачем отдельно выделять Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные и национальные исследовательские университеты?
На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации не поддерживает принятие проекта федерального закона N 280859-5 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.