Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 123588-7 "О ратификации Протокола N 15,
вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 123588-7 "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод" (далее - Протокол N 15), внесенный в Государственную Думу 14 марта 2017 года Президентом Российской Федерации.
Основной целью Протокола N 15 является повышение эффективности деятельности Европейского суда по правам человека (далее - Суда) - контрольного органа, созданного для обеспечения и соблюдения норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года ее государствами-участниками.
В соответствии с Протоколом N 15 преамбулу Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) предлагается дополнить новой частью, устанавливающей, что государства-участники в соответствии с принципом субсидиарности несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, определенных в настоящей Конвенции и Протоколах к ней. При этом государства-участники пользуются свободой усмотрения при применении Конвенции на национальном уровне.
До настоящего времени принцип субсидиарности был отражен в Конвенции через закрепленное в статье 35 положение о том, что Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Помимо этого, в своих постановлениях Суд указывал на обязанность государств, ратифицировавших Конвенцию, гарантировать каждому защиту признанных ею прав, прежде всего в собственном внутреннем правопорядке и по отношению к органам национальной судебной системы.
Важно отметить, что российские граждане, а также все лица, находящиеся под юрисдикцией нашего государства, получили право обращаться в Суд с 5 мая 1998 года - даты вступления в силу Конвенции для Российской Федерации. Обращаясь в Суд, они реализуют свое право, гарантированное Конституцией Российской Федерации, согласно которой "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты" (ч.3 ст. 46).
Указанное конституционное положение со всей определенностью указывает на субсидиарный (дополнительный) характер системы правовой защиты, действующей в рамках Конвенции, означающей, что защиту прав человека должны обеспечивать прежде всего национальные власти государств-участников, включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности, учитывая при этом, что Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства и не имеет полномочий по отмене решений, вынесенных национальными судами.
Помимо указанного дополнения преамбулы Конвенции Протоколом N 15 исключается норма о прекращении полномочий судей Суда по достижении ими семидесятилетнего возраста, также исключается норма о праве государств-участников возражать против уступки палатой Суда юрисдикции в пользу Большой палаты Суда. Кроме того, срок подачи жалобы в Суд сокращается с шести до четырех месяцев.
Вносимые Протоколом N 15 изменения, по мнению Комитета по международным делам, в полной мере отвечают интересам Российской Федерации, так как направлены на снижение загруженности Суда, будут способствовать обеспечению большей последовательности, предсказуемости и стабильности прецедентной практики Суда, а введение принципа субсидиарности в основной текст Конвенции (преамбула к Конвенции составляет ее неотъемлемую часть, обладающую равной юридической силой с другими частями указанного международного договора) в качестве базового принципа усилит возможности по защите своего суверенитета в отношениях с Судом.
В соответствии со статьей 7 Протокол N 15 вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трехмесячного срока с даты, когда все государства-участники Конвенции выразили свое согласие на обязательность для них Протокола N 15. В настоящее время из сорока семи государств-участников Конвенции Протокол N 15 ратифицировали тридцать три государства.
Протокол N 15 подписан от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 19 сентября 2016 года в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации N 166-рп от 11 июня 2016 года.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол N 15, вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.