Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить предельный размер прибыли кредитной организации по кредитам, выдаваемым индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в реальном секторе экономики, на соответствующие виду их экономической деятельности цели, а также физическим лицам по кредитным договорам, срок которых не превышает 5 лет не более чем 1,5 процента годовых.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли. В связи с этим установление фиксированного предельного размера прибыли кредитных организаций, основой формирования которой не являются рыночные механизмы, может привести к снижению предложения кредитных ресурсов в связи с несоразмерностью риска и платы за этот риск, а также может создать неравные условия на рынке кредитования.
Кроме того, правовое регулирование, предлагаемое законопроектом, направлено на снижение стоимости привлечения юридическими и физическими лицами заемных средств. Установление фиксированного предельного размера прибыли только в отношении кредитного договора, учитывая его схожее назначение с договором займа, может привести лишь к изменению структуры предложения кредитных ресурсов в пользу конструкции договора займа, но не способствовать снижению стоимости привлечения указанных средств.
При этом деятельность по предоставлению кредитов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регламентирована Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", в соответствии с которым полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть. Таким образом, в настоящее время предусмотрено изменение верхнего предела полной стоимости потребительского кредита (займа) в зависимости от рыночной ситуации.
Кроме того, специфика банковской деятельности, обусловленная комплексным характером банковских операций и сделок, не предполагает выделение расходов на совершение отдельной операции и полученных от этой операции доходов, а также обособленную оценку их достаточности, в связи с чем представляется необоснованным применение к кредитным операциям предложенного законопроектом механизма ограничения предельного размера прибыли кредитных организаций.
Необходимо также учитывать, что правоотношения заемщиков и кредитных организаций, возникающие на основании кредитного договора, являются гражданскими и стороны по собственной инициативе соглашаются на взаимовыгодные и приемлемые условия с учетом таких основных начал гражданского законодательства, как свобода договора и недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, закрепленных в статьях 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.