Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1172516-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"
в части регулирования особенностей применения раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
внесен Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел законопроект N 1172516-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в части регулирования особенностей применения раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Разработка законопроекта связана с различиями в правовом регулировании отношений по наследованию между законодательством Российской Федерации и Украины, в частности законодательством Украины предусмотрена возможность составления совместных завещаний супругов, что пока не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Комитет отмечает, что в настоящее время находится на рассмотрении Государственной Думы проект федерального закона N 801269-6 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования наследственного права), принятый в первом чтении и предусматривающий возможность составления совместных завещаний.
Для определения применимого права в отношениях по наследованию предлагается установить общее правило, что положения раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) применяются к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если наследство открылось 18 марта 2014 г. и позднее. В случае открытия наследства до 18 марта 2014 г. к названным отношениям применяется законодательство, действовавшее на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г. Указанное правило соответствует принципам стабильности и предсказуемости регулирования гражданского оборота.
Законопроект предусматривает специальные правила наследования по совместным завещаниям, используя аналогичные правила установленным в законодательстве Украины.
Устанавливается, что после смерти одного из супругов, составивших совместное завещание, доля в праве общей совместной собственности на имущество, нажитое супругами во время брака, переходит пережившему супругу. После смерти пережившего супруга право наследования имеют лица, определенные супругами в совместном завещании. При жизни супругов каждый из них имеет право отменить совместное завещание. Совместное завещание супругов утрачивает силу при расторжении брака. Совместное завещание супругов не может быть отменено или изменено после смерти одного из супругов. Завещание пережившего супруга, составленное после смерти другого супруга, действует в части, не противоречащей совместному завещанию.
Данные положения соответствуют концепции проекта федерального закона N 801269-6 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования наследственного права), в случае принятия последнего не требуют подробного повторения в Федеральном законе от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
В законодательстве Российской Федерации установлен несколько иной по сравнению с законодательством Украины порядок расчета обязательной доли в зависимости от даты совершения завещания. В целях исключения применения правил законодательства РСФСР к отношениям по наследованию в Крыму, если наследство открылось после 18 марта 2014 г., а завещание составлено до 1 марта 2002 г., статью 8 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" предлагается дополнить положением, в соответствии с которым правила о размере обязательной доли в наследстве, установленные частью третьей ГК РФ, применяются к завещаниям, совершенным по законодательству, действовавшему на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г., независимо от даты совершения завещания.
Требует специального регулирования и следующие отношения. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством, действовавшим до 18 марта 2014 г., лица, проживавшие с наследодателем одной семьей не менее пяти лет до открытия наследства, на основании решения суда, подтверждающего факт проживания одной семьей, могли быть признаны наследниками четвертой очереди по закону.
Под такими лицами в судебной практике Украины понимались разнополые сожители - мужчина и женщина, проживающие одной семьей без регистрации брака, при этом не состоящие в браке с другими лицами, а также иные лица, связанные семейными правами и обязанностями и общим бытом, например, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, лица, взявшие ребенка на воспитание как члена семьи, кроме детей, устроенных в приемные семьи или детские дома семейного типа.
Законопроект исходит из того, что если добросовестный гражданин основывает свое поведение на законе, в силу которого он может быть призван к наследованию, необходимо обеспечить его право наследования.
В связи с этим законопроектом гарантируется право наследования лиц, проживающих более пяти лет одной семьей с наследодателем, если наследство открылось не только до 18 марта 2014 г., но и в течение последующих пяти лет.
Однако с целью недопущения ограничения прав лиц, относящихся к наследникам четвертой очереди по праву Российской Федерации, законопроектом предусматривается, что граждане, относящиеся к наследникам четвертой очереди по закону в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г., если обстоятельства, влекущие призвание их к наследованию в соответствии с указанным законодательством, подтверждены судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, могут быть призваны к наследованию, если нет наследников первой, второй, третьей, четвертой очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, но до наследников пятой очереди и наследство открылось в течение пяти лет после 18 марта 2014 г.
В целях недопущения ухудшения положения наследников по сравнению с ранее действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательством в части 4 статьи 11 (проектной редакции) Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" законопроектом устанавливается, что при открытии наследства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в течение пяти лет после 18 марта 2014 г. лицо, являющееся наследником по закону последующих очередей, может наследовать по закону вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию, если судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, установлено, что такое лицо в течение длительного времени заботилось, материально обеспечивало, оказывало другую помощь наследодателю, который вследствие преклонного возраста, тяжелой болезни или увечья был в беспомощном состоянии.
Между законодательством Российской Федерации и законодательством, применявшимся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г., также имеются различия в части порядка наследования выморочного имущества.
В связи с этим в части 5 статьи 11 (проектной редакции) Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" законопроектом устанавливается, что наследование выморочного имущества на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации вне зависимости от момента открытия наследства.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в 1 чтении проект федерального закона N 1172516-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в части регулирования особенностей применения раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесенный Правительством РФ.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.