Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.059-2015
"Рекомендации по применению на мостах, путепроводах и тоннелях пешеходных настилов (тротуаров) из композиционных материалов"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 4 апреля 2017 г. N 588-р)
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Руссинтэк" (ООО "Руссинтэк"), руководитель разработки Е.Ю. Крашенинин, исполнители разработки В.С. Шиковский, И.В. Никитин, к.т.н. А.С. Бейвель.
2 Внесен Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 04.04.2017 N 588-р.
4 Имеет рекомендательный характер.
5 Введен впервые.
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит рекомендации на проектирование, строительство и ремонт пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях и в тоннелях на автомобильных дорогах всех категорий в различных дорожно-климатических зонах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9.708-83 (СТ СЭВ 3758-82) |
Единая система защиты от коррозии и старения. Пластмассы. Методы испытаний на старение при воздействии естественных и искусственных климатических факторов |
ГОСТ 9.719-94 |
Единая система защиты от коррозии и старения. Материалы полимерные. Методы испытаний на старение при воздействии влажного тепла, водяного и соляного тумана |
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) |
Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения |
Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности |
|
Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация |
|
Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования |
|
Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытания плоских образцов на растяжение при нормальной, повышенной и пониженной температурах |
|
Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытания на сжатие при нормальной, повышенной и пониженной температурах |
|
ГОСТ 25.604-82 |
Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытания на изгиб при нормальной, повышенной и пониженной температурах |
ГОСТ 166-89 СТ СЭВ 704-77 - СТ СЭВ 707-77; СТ СЭВ 1309-78, ИСО 3599-76) |
Штангенциркули. Технические условия |
Линейки измерительные металлические. Технические условия |
|
ГОСТ 4648-2014 (ISO 178:2010) |
Пластмассы. Метод испытания на статический изгиб |
ГОСТ 4650-2014 (ISO 62:2008) |
Пластмассы. Методы определения водопоглощения |
ГОСТ 4651-2014 (ISO 604:2002) |
Пластмассы. Метод испытания на сжатие |
Глубиномеры индикаторные. Технические условия |
|
Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости |
|
Бетоны. Методы определения морозостойкости |
|
Бетоны. Методы определения истираемости |
|
Пластмассы. Методы механических испытаний. Общие требования |
|
ГОСТ 15139-69 (СТ СЭВ 891-78) |
Пластмассы. Методы определения плотности (объемной массы) |
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды |
|
ГОСТ 16782-92 (ИСО 974-80) |
Пластмассы. Метод определения температуры хрупкости при ударе |
ГОСТ 23630.2-79 (ИСО 974-80) |
Пластмассы. Метод определения теплопроводности |
Тоннели автодорожные. Габариты приближений строений и оборудования |
|
Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления |
|
Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения |
|
Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть |
|
Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования |
|
Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость |
|
Пластмассы. Термомеханический анализ (ТМА). Часть 2. Определение коэффициента линейного теплового расширения и температуры стеклования |
|
ГОСТ 32656-2014 (ISO 527-4:1997, ISO 527-5:2009) |
Композиты полимерные. Методы испытаний. Испытания на растяжение |
ГОСТ 32657-2014 (ISO 75-1:2004, ISO 75-3:2004) |
Композиты полимерные. Методы испытаний. Определение температуры изгиба под нагрузкой |
ГОСТ 32658-2014 (ISO 14129:1997) |
Композиты полимерные. Определение механических характеристик при сдвиге в плоскости армирования методом испытания на растяжение под углом 45 град |
ГОСТ 32659-2014 (ISO 14130:1997) |
Композиты полимерные. Методы испытаний. Определение кажущегося предела прочности при межслойном сдвиге методом испытания короткой балки |
Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство |
|
Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения |
|
Пешеходные мосты и путепроводы из полимерных композитов |
|
Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования |
|
Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85 |
|
Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* |
|
Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 |
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действия ссылочных стандартов и сводов правил - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Действие сводов правил можно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 композиционный материал (композит): Материал, состоящий из двух и/или более разнородных совместимых компонентов, объединенных одним связующим компонентом.
Примечание - Разнородными компонентами являются матрица и наполнитель, связующим - матрица.
3.2 матрица композита (матрица): Структура, которая обеспечивает цельность и основные физико-механические свойства композита, а также отвечает за восприятие, передачу и распределение напряжений в армирующем наполнителе.
3.3 наполнитель композита (наполнитель): Материал, вводимый в матрицу до ее отверждения с целью модификации физико-механических свойств композита или для снижения себестоимости конечной продукции.
3.4 армирующий наполнитель: Наполнитель, предназначенный для восприятия растягивающих и сдвигающих усилий.
Примечание - Армирующими наполнителями являются следующие типы наполнителей: волокна (фибра), нити, жгуты, ленты, пластины, ткани, сетки, холсты (маты), ровинги, мелкодисперсные частицы (микросферы) и т.п.
3.5 полимерный композит (ПКМ): Композит, матрица которого образована из термопластичных или термореактивных полимеров или эластомеров. [ГОСТ 32794-2014, п. 2.1.234] |
3.6 композитный настил: Несущая конструкция из композиционных материалов в составе инженерного сооружения, по которой осуществляется движение пешеходов.
Примечание - Пешеходный настил является конструктивным элементом тротуара или служебного прохода, по которому осуществляется движение пешеходов или служебного персонала.
3.7 композитный решетчатый настил: Настил композитный, состоящий из системы объединенных между собой продольных и поперечных вертикальных ребер.
3.8 композитный сплошной настил: Настил композитный, содержащий плиту прохожей части, подкрепленную вертикальными ребрами.
3.9 композитный профиль: Линейное профильное изделие из полимерного композита, имеющее постоянное поперечное сечение.
3.10 композитный многослойный настил: настил композитный, содержащий выполненные из ламината две наружные пластины (верхняя пластина является плитой прохожей части), подкреплённые поперечными и продольными рёбрами, а также заполнитель, при этом рёбра и заполнитель размещены во внутреннем пространстве между наружными пластинами, а заполнитель занимает весь свободный объём указанного внутреннего пространства.
4 Основные положения
4.1. По конструктивному исполнению пешеходные настилы подразделяют на решетчатые и сплошные, в т.ч. многослойные (рисунок 1).
Рисунок 1 - Примеры поперечных сечений секций настилов
4.2 Пешеходные настилы из ПКМ сооружают как из отдельных сборных композитных профилей, так из цельных блоков заводского изготовления.
4.3 Проектирование настилов из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях и в тоннелях следует выполнять с учетом обеспечения основных потребительских свойств грузоподъёмности, долговечности, комфортности передвижения (жёсткости настилов), а также пожаробезопасности и ремонтопригодности.
4.4 Настилы из ПКМ проектируют с учетом беспрепятственного проведение профилактических и восстановительных работ по поддержанию требуемого уровня их функциональной надежности.
4.5 Экономическая эффективность применения на мостовых сооружениях и тоннелях настилов из полимерных композиционных материалов должна подтверждаться меньшими строительными и приведенными эксплуатационными затратами по сравнению с настилами из традиционных материалов.
5 Конструктивно-технологические требования, предъявляемые к настилам из полимерных композиционных материалов
5.1 Общие требования
5.1.1 Конструкции пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов должны соответствовать требованиям ГОСТ 27751 в части их надежности в процессе возведения и эксплуатации, в том числе, с учетом особых воздействий (в т.ч. открытого огня) и изменений свойств полимерного композита секций настилов во времени, ГОСТ Р 54928, настоящих рекомендаций и изготавливаться в соответствии с утвержденной в установленном порядке технологической документацией, которая должна содержать пооперационную карту производства работ и карту контроля параметров технологического процесса производства.
5.1.2 Конструкции пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов должны соответствовать требованиям к пределам огнестойкости строительных конструкций, которые устанавливаются проектом, исходя из обеспечения безопасной эвакуации людей. Предел огнестойкости настилов из полимерных композиционных материалов определяется по ГОСТ 30247.0.
5.2 Требования к материалам
5.2.1 Сырье для производства композитных настилов должно соответствовать требованиям технологической документации на продукцию, утвержденной в установленном порядке. Качество сырья должно быть подтверждено соответствующими документами о качестве и контролироваться при входном контроле в соответствии с методикой предприятия - изготовителя.
5.2.2 Физико-механические характеристики полимерных композитов, для настилов, устанавливаемые по таблице 1, должны соответствовать требованиям действующих государственных и межгосударственных нормативных документов и гарантироваться заводом-изготовителем.
Таблица 1 - Физико-механические характеристики полимерных композитов настилов и методы их определения
Характеристики |
Метод определения |
Механические характеристики | |
Прочность при растяжении в направлении 0° и 90° |
ГОСТ 32656 |
Напряжение при сжатии в направлениях 0° и 90° |
|
Напряжение при изгибе в направлениях 0° и 90° |
|
Временное сопротивление при межслойном сдвиге (в т.ч. в расчетах на касательные напряжения и смятие) |
ГОСТ 32659 |
Модуль упругости при растяжении в направлениях 0° и 90° |
ГОСТ 32656 |
Модуль сдвига |
ГОСТ 32658 |
Модуль упругости при сжатии и коэффициент Пуассона в направлениях 0° и 90° |
|
Физико-механические характеристики | |
Плотность |
|
Водопоглощение |
|
Коэффициент теплопроводности |
|
Коэффициент линейного теплового расширения и температура стеклования |
|
Температура упругой деформации |
ГОСТ 25.604 с учетом ГОСТ 32657 |
Температура хрупкости |
5.2.3 Допускается при проектировании использовать значения физико-механических характеристик полимерных композитов по приложении А с последующим подтверждением заводом - изготовителем проектных данных.
5.2.4 Полимерные композиционные материалы, применяемые при изготовлении пешеходных настилов, должны удовлетворять требованиям к внешним воздействиям по морозостойкости, водонепроницаемости, влагостойкости, термостойкости и стойкости к климатическому старению, стойкости к циклическому нагружению (выносливости) и ползучести в соответствии с положениями ГОСТ Р 54928.
5.2.5 Требования по морозостойкости и водонепроницаемости полимерных композитов, применяемых для настилов, должны соответствовать требованиям, предъявляемых к бетону для аналогичных железобетонных конструкций, по СП 35.13330.
5.2.6 Показатели морозостойкости полимерных композитов должны соответствовать марке бетона по морозостойкости не ниже F300 (в солях).
5.2.7 Водонепроницаемость полимерных композитов должна соответствовать марке бетона по водонепроницаемости не ниже W8.
Для обеспечения соответствия характеристик полимерного композита характеристикам бетона по водонепроницаемости марки не ниже W8, водопоглощение полимерного композита, % по массе, должно быть не более 0,5 по ГОСТ 4650, метод А.
5.2.8 Истираемость рабочих поверхностей секций настилов, образующих полотно прохожей части, должна быть не более 10,0 по ГОСТ 13087.
5.2.9 Морозостойкость, влагостойкость, термостойкость, стойкость к климатическому старению, стойкость к циклическому нагружению полимерного композита секций настилов характеризуются коэффициентами сохранения свойств, значения которых определяют по изменению пределов прочности при растяжении и сжатии после окончания приложения воздействия, ползучесть - по изменению модуля упругости при растяжении после воздействия.
Коэффициенты надежности композиционных материалов устанавливаются на заводе-изготовителе и подтверждаются проведением испытаний в соответствии с методиками, приведенными в таблице 2.
Таблица 2 - Методы определения значений коэффициентов надежности по материалу при испытаниях на растяжение и сжатие в направлениях 0° и 90°
Номер свойства |
Характеристика сопротивления воздействию |
Метод определения внешнего воздействия |
1 |
Морозостойкость |
Марка F300 в солях, приложение Б |
2 |
Влагостойкость |
|
3 |
Термостойкость |
|
4 |
Климатическое старение |
|
5 |
Ползучесть |
|
6 |
Усталость |
5.2.10 При проектировании рекомендуется использовать значения коэффициентов надежности согласно таблице 3.
Таблица 3 - Рекомендуемые значения коэффициентов надежности по материалу при испытаниях на растяжение и сжатие в направлениях 0° и 90°
Номер свойства |
Характеристика сопротивления воздействию |
Рекомендуемое значение коэффициента надежности |
1 |
Морозостойкость |
= 1,1 |
2 |
Влагостойкость |
= 1,3 |
3 |
Термостойкость |
= 1,2 |
4 |
Климатическое старение |
= 1,3 |
5 |
Ползучесть |
= 1,37 - 2,50 (ср. значение 1,66) |
6 |
Усталость |
= 1,1 |
Примечание - Коэффициенты надежности по материалу могут быть изменены заводом-изготовителем при подтверждении протоколом испытания данного материала. |
5.2.11 Значения характеристик пожарной опасности полимерных композитов пешеходных настилов должны быть не менее:
- Г2 по ГОСТ 30244 - для горючести;
- В2 по ГОСТ 30402 - для воспламеняемости;
- Д2 по ГОСТ 12.1.044 - для дымообразующей способности;
- Т2 по ГОСТ 12.1.044 - для токсичности продуктов горения.
5.2.12 Мероприятия по защите от биоповреждений конструкций из композиционных материалов должны разрабатываться специализированными организациями. В случае потребности в указанных мероприятиях способ такой защиты назначается согласно указаниям СП 28.13330 (п. 5.3).
5.2.13 Для обеспечения стойкости рабочих поверхностей секций настилов к внешним, в том числе различным механическим воздействиям, допускается устраивать дополнительное защитное покрытие.
5.3 Требования к условиям эксплуатации
5.3.1 Расчетные сроки эксплуатации пешеходных настилов из ПКМ устанавливаются с учетом местных условий эксплуатации сооружения и технико-экономического обоснования.
5.3.2 Рекомендуемые основные условия эксплуатации пешеходных настилов из ПКМ следующие:
- интервал температур окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 60°С;
- географический район с сейсмичностью до 9 баллов;
- зона влажности от сухой до влажной по СП 50.13330;
- степень агрессивности среды не более чем "слабоагрессивная" по СП 28.13330.
5.4 Конструктивные требования и рекомендуемые в качестве типовых конструкций пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов
5.4.1 Габаритные размеры пешеходных настилов должны обеспечивать требуемую пропускную способность согласно СП 35.13330 и СП 122.13330.
5.4.2 Решетчатые пешеходные настилы из полимерных композитов
5.4.2.1 Основные геометрические характеристики рекомендуемых типовых решетчатых пешеходных настилов, приведены в таблице 4.
5.4.2.2 Для маркировки решетчатого пешеходного настила используются основные геометрические размеры сечения: размер вспомогательной ячейки (если она имеется), размер основной ячейки, общая толщина настила. Например, настил типа 19x38x30 мм имеет вспомогательные ячейки размером в плане 19x19 мм, основные ячейки 38x38 мм, общая толщина 30 мм.
Таблица 4 - Рекомендуемые типовые размеры решетчатых пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов
Тип ячеек и типоразмеры настила |
Толщина, Н, мм |
Размер ячеек, АхВ, мм |
Толщины ребер, , мм |
Размеры, мм |
Открытая площадь, % |
Общая площадь, |
Квадратные ячейки
38x38x13, 38x38x26, 38x38x30, 38x38x38, 50х50х50, 51х51х51 |
13, 26, 30, 38 |
38х38 |
5,8 ... 7,0х5,0 |
997х2026 ... 1530х3969 |
60 - 78 |
2,0199 - 6,0725 |
50 |
50х50 |
8,0х5,0 |
1226х3055 ... 1226х3666 |
78 |
4,4945 - 3,7454 |
|
51 |
51x51 |
8,0х5,0 |
1219х3658 |
72 |
4,459 |
|
19x38x30, 19x38x38 |
30, 38 |
19x19* |
5,8х5,0 |
1000х1990 ... 1000х2980 |
48 |
1,99 ... 2,98 |
Квадратные мини-ячейки
|
30 - 38 |
8х8 ... 20х20 |
6,5х5,0 ... 7,0х5,0 |
1000х3000 ... 1000х4083 |
32 ... 81 |
3,00 - 6,251 |
Прямоугольные ячейки
|
25 - 120 |
25,4х97,6 ... 186,5х298,5 |
6,5х5,0 ... 8,5х6,0 |
921х3055 ... 1500х4190 |
38 - 87 |
2,8136 - 6,285 |
5.4.2.3 Предельные отклонения от проектных размеров решетчатых пешеходных настилов по длине, ширине и толщине настила не должны превышать следующих значений:
- по длине 2 мм;
- по ширине 1 мм;
- по толщине 2 мм.
Разность длин диагоналей настила не должна превышать 2 мм.
Отклонение от прямолинейности кромок настила не должно превышать 1 мм на 1 м его длины.
5.4.3 Сплошные пешеходные настилы из полимерных композитов
5.4.3.1 Конструкция сплошных настилов в поперечном разрезе может быть представлена различными сечениями, в том числе в виде сэндвич-конструкции.
5.4.3.2 Основные геометрические характеристики рекомендуемых сплошных пешеходных настилов из полимерных композитов приведены в таблице 5. Допустимые отклонения от данных размеров в таблице 6.
5.4.3.3 Разность длин диагоналей секций сплошных пешеходных настилов не должна превышать 2 мм. Отклонение от прямолинейности кромок секций сплошных пешеходных настилов не должно превышать 1 мм на 1 м его длины.
Таблица 5 - Типоразмеры поперечного сечения сплошных пешеходных настилов из полимерных композитов
Тип сечения |
Номинальные размеры, мм |
||
В |
Н |
t |
|
|
Н |
||
B = 380 = 15 = 46,5 |
40 |
5 / 5 |
|
B = 300 = 30 = 45 |
40 |
5 / 5 |
|
B = 500 = 22,5 = 45,75 |
40 |
3,5 / 6 |
|
B = 500 = 30 = 57,5 |
40 |
3,5 / 6 |
Таблица 6 - Допуски геометрических размеров поперечного сечения сплошных пешеходных настилов из полимерных композитов
Тип сечения |
Предельные отклонения, мм |
|
В |
Н |
|
0,35 |
0,30 |
6 Рекомендации по проектированию пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов
6.1 Положения по проектированию тротуаров (служебных проходов) в части назначения их геометрических размеров распространяются на пешеходные настилы из полимерных композитов.
6.2 Проектирование настилов из полимерных композитов на мостовых сооружениях и в тоннелях осуществляется в соответствии с действующими государственными актами, нормативными документами в данной области, в том числе СП 35.13330, СП 122.13330, ГОСТ 24451, СТО НОСТРОЙ 2.29.112 [1], а также с учетом положений настоящих Рекомендаций.
6.3 Воздействие коррозионно-активных веществ может существенно сказаться на проектном периоде эксплуатации мостовых сооружений и тоннелей в сторону уменьшения срока их службы. Для его продления, при соответствующем обосновании, следует применять пешеходные настилы из ПКМ.
6.4 Ширина служебных проходов и тротуаров на мостовых сооружениях назначается в соответствии с требованиями СП.35.13330.
6.5 Ширина служебных проходов и тротуаров автодорожных тоннелей назначается в соответствии с требованиями ГОСТ 24451.
6.6 Рекомендуемый прогиб секций пешеходных настилов от нормативных временных и постоянных нагрузок в течение всего периода эксплуатации секций настилов не должен превышать 1/400 длины пролета настила.
6.7 Допускается пешеходным настилам задавать строительный подъем, компенсирующий вертикальные деформации пролетного строения от постоянной нагрузки, превышающей величину 1/1000 длины пролета.
6.8 Узлы объединения конструктивных элементов пешеходных настилов из полимерных композитов
6.8.1 Сборные секции сплошных пешеходных настилов рекомендуется объединять между собой шпоночными соединениями "выступ-паз", расположенными на смежных боковых продольных плоскостях секций настилов.
6.8.2 Допускается объединение смежных секций сплошных пешеходных настилов с использованием болтовых соединений и накладок.
6.8.3 Соединение пешеходного настила с несущими конструкциями мостовых сооружений и тоннелей рекомендуется выполнять с помощью болтов, в том числе, с применением оцинкованной или нержавеющей стали, в зависимости от степени агрессивного воздействия окружающей среды.
6.8.4 Болто-фрикционные соединения следует проектировать с использованием шайб, обеспечивающих распределение давления от напрягаемого крепежного элемента по поверхности соединяемых элементов. Допускается болтовые соединения дублировать хомутами.
6.8.5 Диаметр невысокопрочных болтов не должен быть менее 6 мм. Диаметр отверстий под такие болты следует назначать с условием обеспечения плотного прилегания болта к поверхности отверстия в стыкуемых элементах по всему периметру отверстия.
6.8.6 Следует избегать касания резьбой болта поверхности отверстия. С этой целью допускается устанавливать втулку в отверстие, при этом внешний диаметр втулки должен быть равным диаметру отверстия. Длина втулки в соединениях на невысокопрочных болтах назначается не более толщины пакета соединения.
6.9 Основные положения по расчету пешеходных настилов из полимерных композитов
6.9.1 При отсутствии в действующий сводах правил положений о правилах расчета конструкций из полимерных композиционных материалов расчет пешеходных настилов допускается выполнять на действие постоянных нагрузок и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок по предельным состояниям в соответствии с требованиями СП 35.13330, а также ГОСТ Р 54928, ГОСТ 27751, или иными обоснованными методическими положениями, когда такие положения адекватно учитывают работу рассматриваемого композитного конструктивного элемента с обязательным наличием технического свидетельства, согласно Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1636 [2], при обязательной разработке и согласовании специальных технических условий (СТУ), согласно требованиям Приказа Минрегиона РФ N 36 от 1 апреля 2008 г. [3]. При этом коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1.
В частности, расчет пешеходных настилов выполняется на воздействие пешеходной нагрузки, равной g = 4,0 кПа, в соответствии с СП 35.13330.
6.9.2 Расчеты выполняются по предельным состояниям в соответствии с учетом требований межгосударственных и национальных стандартов и сводов правил, учитывающих специфику изменения свойств полимерных композитных материалов согласно ГОСТ Р 54928 (приложение А).
6.9.3 При определении усилий и моментов в сечениях настильных профилей следует руководствоваться основными положениями раздела СП 35.13330 в части расчетов ортотропной плиты проезжей части мостов по прочности и устойчивости при значении коэффициента, учитывающего ограниченное развитие пластических деформаций в сечении, равном 1.
6.9.4 Расчет сборного настильного профиля, как ортотропной плиты, должен учитывать совместную работу верхней полки настила и подкрепляющих ее ребер. При этом сборный настильный профиль, так же, как и ортотропную плиту, допускается условно разделять на отдельные системы - продольные и поперечные ребра с примыкающими к ним соответствующими участками полок настила.
6.9.5 Расчет по устойчивости полок и стенок элементов настильного профиля, подкрепленных ребрами жесткости, согласно СП 35.13330 (подраздел 8.46) рекомендуется выполнять с использованием основных положений теории призматических складчатых оболочек, укрепленных поперечными диафрагмами.
6.9.6 Общая устойчивость полки сплошного настильного профиля, должна быть обеспечена в соответствии с СП 35.13330 (приложение Ш).
6.9.7 Местная устойчивость полок настильного профиля между продольными ребрами также должна быть обеспечена согласно СП 35.13330 (приложение Ш, пункт Ш10).
6.9.8 Несущая способность соединения композитных элементов пешеходного настила на не высокопрочных болтах, определяется как наименьшее значение из двух вариантов расчета с последующим экспериментальным подтверждением принятых расчетных характеристик композита:
- на смятие полимерного композитного материала (для стеклокомпозитого профиля 270 МПа вдоль оси вытяжки профиля и 170 МПа поперек вытяжки профиля);
- на сдвиг полимерного композита между болтовыми отверстиями (для стеклокомпозитого профиля 25 МПа).
6.9.9 Расчет конструкций пешеходных настилов из полимерных композитов, с учетом положений ГОСТ Р 54928, представлен в Приложении И.
7 Контроль качества пешеходных настилов из полимерных композитов по приемо-сдаточным испытаниям
7.1 Пешеходные настилы из полимерных композитов принимают партиями.
Партией считают определенное количество изделий (секций настилов) одного типа, изготовленных по одному технологическому документу (проекту, соответствующему техническому заданию потребителя) и технологическому процессу, из одинаковых сырьевых материалов и сопровождаемых одним документом о качестве. Размер партии устанавливают в нормативной или технической документации на конкретный тип секций настилов и/или по согласованию между заказчиком и производителем.
7.2 Каждая партия пешеходных настилов из полимерных композитов должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), в котором указывают:
- наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак, юридический адрес;
- юридический адрес;
- наименования и условное обозначение продукции;
- номер партии, количество секций настилов в партии и дату изготовления;
- результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии качества изделия требованиям стандарта на пешеходные настилы;
- номер стандарта на пешеходные настилы;
- гарантийный срок хранения.
При экспортно-импортных поставках содержание документа о качестве устанавливают в договоре на поставку.
7.3 Для проверки качества - соответствия секций настилов требованиям, установленным в настоящих Рекомендациях, проводят приемо-сдаточные, периодические, типовые и квалификационные испытания.
7.4 Приемо-сдаточные испытания проводят с целью контроля соответствия характеристик продукции требованиям настоящего стандарта. Приемо-сдаточным испытаниям должна быть подвергнута каждая партия пешеходных настилов из полимерных композитов.
7.5 Периодические испытания проводят с целью: периодического подтверждения качества продукции и стабильности технологического процесса в установленный период, с целью подтверждения возможности продолжения изготовления продукции по действующей конструкторской и технологической документации и продолжения приемки продукции.
Периодические испытания проводят не реже одного раза в 6 месяцев на выборке, отобранной от партии, прошедшей приемо-сдаточные испытания. Изменение периодичности испытаний по любому из технических требований проводится по совместному согласованию изготовителя и заказчика и оговаривается в контракте (договоре) на поставку.
7.6 Типовые испытания проводят по всем показателям, приведенным в таблице 7, при изменении технологического процесса, а также при замене исходных материалов и переносе производства на другое предприятие.
7.7 Приемке продукции, выпуск которой предприятием-изготовителем начат впервые, должны предшествовать квалификационные испытания, проводимые по ГОСТ Р 15.201.
Квалификационные испытания носят статус периодических испытаний при приемке продукции вплоть до получения результатов очередных периодических испытаний.
7.8 Объем выборки и категорию испытаний устанавливают в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7 - Категории испытаний пешеходных настилов из полимерных композитов
Наименование показателя |
Номер структурного элемента, таблицы |
Количество образцов, не менее |
Категория испытания |
Секции пешеходных настилов | |||
1 Внешний вид |
100% от партии |
Приемо-сдаточные, периодические |
|
2 Линейные размеры, мм |
|||
3 Маркировка |
|||
4 Нагрузка и прогиб |
по ГОСТ 8829 |
Периодические |
|
5 Предел огнестойкости |
6 шт. |
||
Полимерный композитный материал секций настилов | |||
6 Предел прочности при растяжении |
6 шт. |
Приемо-сдаточные, периодические |
|
7 Модуль упругости при растяжении |
Периодические |
||
8 Предельная относительная деформация |
|||
9 Плотность |
|||
10 Морозостойкость |
по приложению Б |
||
11 Влагостойкость |
по приложению В |
||
12 Термостойкость |
по приложению Г |
||
13 Стойкость к климатическому старению |
по приложению Д |
||
14 Стойкость к циклическому нагружению |
15 шт. |
Периодические |
|
15 Ползучесть при растяжении |
6 шт. |
||
16 Водопоглощение |
|||
17 Коэффициент теплопроводности |
|||
18 Коэффициент линейного теплового расширения и температура стеклования |
|||
19 Группа горючести |
|||
20 Группа воспламеняемости |
|||
21 Группа дымообразующей способности |
7.9 При неудовлетворительных результатах приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному показателю, проводят повторные испытания по этому показателю на образцах, отобранных от удвоенного количества изделий той же партии. Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю партию.
При получении неудовлетворительных результатов повторных приемо-сдаточных испытаний производство секций настилов не допускается, вплоть до выявления и устранения причин несоответствия показателей требованиям настоящего стандарта и получения удовлетворительных результатов новых испытаний.
7.10 Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляют протоколом. Результаты приемо-сдаточных испытаний должен быть включены в комплект сопроводительной документации.
7.11 При получении неудовлетворительных результатов при периодических испытаниях по одному из показателей, их необходимо перевести в разряд приемо-сдаточных, до получения положительных результатов по данному показателю на пяти произвольно взятых изделиях подряд.
В случае повторного получения неудовлетворительного результата партию бракуют, производство приостанавливают, проводят анализ причин, приведших к неудовлетворительным результатам, и намечают план мероприятий по их устранению. После выполнения мероприятий по устранению дефектов изготавливают опытную партию изделий, на которой проводят в полном объеме испытания по тем показателям, по которым получен отрицательный результат. В случае получения удовлетворительных результатов испытаний опытной партии, производство изделий возобновляют. При получении неудовлетворительных результатов поиск причин брака продолжают до получения результатов испытаний, удовлетворяющих требованиям настоящего стандарта.
7.12 Результаты периодических испытаний оформляются протоколом и предъявляют потребителю по его требованию.
7.13 При получении неудовлетворительных результатов типовых испытаний хотя бы по одному из показателей, изменения в соответствующую утвержденную документацию не вносят и принимают решение о дальнейшем проведении работ и об использовании единиц продукции, изготовленных с учетом предлагавшихся изменений.
7.14 Результаты типовых испытаний оформляют актом.
8 Методы контроля и испытаний
8.1 Подготовка образцов
8.1.1 Контроль характеристик секций настилов проводят на отдельно взятом изделии.
8.1.2 Контроль физико-механических характеристик полимерного композита секций настилов производят на образцах, вырезанных из специально произведенных образцов-свидетелей, которые необходимо изготавливать одновременно с изготовлением секций настилов, в тех же условиях, из одних и тех же исходных материалов, по той же технологии. Если позволяют размеры, допускается вырезать образцы из технологических допусков секций пешеходных настилов из полимерных композитов.
8.2 Линейные размеры секций настилов проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 26433.1 с учетом данных таблицы 8.
Таблица 8 - Допустимые отклонения от проектных размеров секции настилов
8.3 Предел огнестойкости секций настилов определяют по ГОСТ 30247.0.
8.4 Внешний вид (дефекты) секций пешеходных настилов из полимерных композитов на соответствие требованиям настоящих рекомендаций определяют визуально, без применения увеличительных приборов. Измерение дефектов внешнего вида производят штангенциркулем по ГОСТ 166 или линейкой по ГОСТ 427, а также индикаторным глубиномером по ГОСТ 7661.
Дефекты поверхности, различимые невооруженным глазом с расстояния (0,5 - 0,7) м, при естественном освещении не менее 300 лк не допускаются.
9 Требования при транспортировании, хранении и монтаже
9.1 Пешеходные настилы из полимерных композитных материалов транспортируют любым видом транспорта (автомобильным, железнодорожным, водным, авиационным или специальным транспортом), принятым в проекте производства работ. Настилы должны находиться в закрепленном состоянии, препятствующим их перемещению, в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта.
9.2 Транспортировку следует осуществлять с максимальным использованием вместимости транспортного средства, с учетом размещения перевозимых грузов транспортными средствами, в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта.
9.3 Партию пешеходных настилов из ПКМ сопровождают документом о качестве, который должен содержать сведения, указанные в п. 7.2.
9.4 При разгрузке пешеходных настилов с автомобильного, железнодорожного, водного или другого транспорта следует избегать их механического повреждения. Сбрасывание настилов с транспортных средств не допускается.
9.5 Запрещается волочение пешеходных настилов по грунту до места складирования и монтажа.
9.6 Хранить пешеходный настил рекомендуется в крытых складских помещениях при температуре от минус 45°С до плюс 60°С. В помещениях не допускается наличие паров ацетона.
9.7 При хранении секции настилов укладывают в штабели на поддонах на ровную поверхность по всей длине и закрепляют обвязочными средствами. Максимальная высота штабеля при хранении - не более 1,5 м.
Площадь склада должна предусматривать размещение пешеходных настилов, проход людей и проезд транспортных и грузоподъемных средств. На площадке должен быть предусмотрен отвод атмосферных осадков и грунтовых вод.
9.8 Упаковка настилов должна обеспечивать защиту настилов от загрязнения, деформаций и механических повреждений до момента его монтажа.
9.9 Количество настилов в штабелях и способ крепление устанавливают в технической документации.
9.10 Установка секций настила на балки (косоуры), а также способ крепления секций осуществляется в соответствии с конструкторской документацией и указаниями завода-изготовителя.
10 Рекомендации по ремонту и содержанию пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов
10.1 Общие положения
10.1.1 Общие положения по ремонту и содержанию пешеходных настилов на мостовых сооружениях и в тоннелях отражены в "Методических рекомендациях по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах" [4] и "Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" [5].
10.1.2 Под содержанием пешеходных настилов мостового сооружения и тоннелей понимается осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс профилактических, планово-предупредительных ремонтных работ и работ по надзору и уходу, в результате которого обеспечивается необходимая надежность и поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние сооружения в соответствии с требованиями ГОСТ P 50597.
Конечной целью содержания пешеходных настилов является поддержание технического уровня и эксплуатационного состояния мостовых сооружений и тоннелей.
10.1.3 Уровень содержания пешеходных настилов на мостовых сооружениях и в тоннелях - комплекс показателей, отражающих определенное техническое состояние конструктивных элементов и общий вид сооружений. Требуемый уровень содержания пешеходных настилов устанавливается Заказчиком в договоре с Исполнителем.
10.1.4 Для поддержания надлежащего состояния пешеходных настилов необходим своевременный визуальный осмотр, который должен периодически осуществляться соответствующими службами эксплуатации и контроля. В ходе визуального осмотра необходимо проводить также периодический осмотр мест крепления секций настилов между собой и к несущим элементам.
10.2 Рекомендации по ремонту и содержанию пешеходных настилов из ПКМ на мостовых сооружениях и в тоннелях
10.2.1 Состав работ по содержанию пешеходных настилов представлен в "Классификации работ" [6] и "Методических рекомендациях по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах" [4].
10.2.2 В состав работ по содержанию пешеходных настилов входят работы по уходу, надзору, профилактике и планово-предупредительные работы.
Работы по уходу выполняются постоянно в течение года, подразделяются на весенне-летне-осенние и зимние, и включают в себя:
Работы в весенне-летне-осенний период:
- очистка от грязи, мусора, посторонних предметов;
- очистка от грязи пространства под настилами (при наличии данного пространства).
Работы в зимний период:
- очистка прохожей части настила от снега и льда;
- противогололедная обработка покрытия прохожей части мостовых сооружений, расположенных в населенных пунктах.
При выполнении работ по очистке конструкций от снега льда запрещается применять технологии, подвергающие данные конструкции ударным воздействиям.
10.2.3 Периодичность работ по уходу за пешеходными настилами мостовых сооружений и тоннелей определяется действительными условиями эксплуатации и состоянием элементов конструкций.
Периодичность выполнения работ регламентируется Приказом Минтранса РФ N 157 от 01.11.2007 г. [7].
10.2.4 Противогололедная обработка покрытий пешеходных настилов выполняется в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений" [8].
10.2.5 Работы по сверхнормативному содержанию включаются в себя восстановление конструкций пешеходных настилов и выполняются при возникновении необходимости в них.
10.2.6 Требования к качеству выполнения работ по содержанию пешеходных настилов в зависимости от заданного уровня содержания представлены в "Порядке проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" [9].
10.2.7 Состав работ по ремонту пешеходных настилов представлен в "Классификации работ", утвержденной Приказом Минтранса РФ N 402 от 16.11.2012 г. [6].
10.2.8 В соответствии с "Классификацией работ" [6] при выполнении работ по ремонту мостового сооружения или тоннеля при необходимости возможна полная замена пешеходных настилов.
11 Требования безопасности и охраны окружающей среды
11.1 Готовые конструкции пешеходных настилов из полимерных композитов, при контакте с ними не представляют опасности для человека, и работа с ними не требует специальных мер безопасности.
11.2 При производстве работ по монтажу пешеходных настилов из полимерных композитов должны соблюдаться требования СНиП 12-03 по безопасности труда в строительстве и требования следующих стандартов: ГОСТ 12.3.005, ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.068, ГОСТ 15150.
11.3 При транспортировке, монтаже и эксплуатации пешеходных настилов из полимерных композитов специальные требования к охране окружающей среды не предъявляют.
Утилизация настилов, а также отходы, полученные в процессе производства секций настилов, должны быть захоронены в специально отведенных для этого местах или на полигоне промышленных отходов в соответствии с правилами, утвержденными в соответствующем порядке, или действующими нормативными документами.
Примечание - В Российской Федерации применяют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322 [10].
Библиография
[1] СТО НОСТРОЙ 2.29.112-2013 |
Строительство деревянных и композитных мостов. Часть 2. Сооружение пешеходных мостов из полимерных композитных материалов |
[2] Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1636 |
О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве |
[3] Приказ Минрегиона РФ от 01.04.2008 N 36 |
О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства |
[4] |
Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, М., 1999 г. |
[5] |
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, М., 2004 г. |
[6] Приказ Минтранса РФ N 402 от 16 ноября 2012 г. |
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог |
[7] Приказ Минтранса РФ N 157 от 01 ноября 2007 г. |
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчетах" |
Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ОДМ 218.5.000-2008"
[9] Приказ Минтранса РФ N 163 от 08 июня 2012 г. |
Об утверждении порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения |
[10] СанПиН 2.1.7.1322-03 |
Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления |
[11] СТО 00204961-009-2011 |
Стеклокомпозит конструкционный СКК-500. Технические условия |
[12] CUR 2003-6 |
Vezelversterkte kunststoffen in civiele draagconstructies. Achtergrondrapport bij CUR-Aanbeveling 96 |
[13] Распоряжение Минтранса России от 10.12.2002 г. N ОС-1109-р |
Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса |
[14] МДС 81-35.2004 |
Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, М., 2004 г. |
[15] |
Методические рекомендации по определению стоимости работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения, М., 2014 г. |
[16] Письмо Минэкономразвития РФ N 21790-АКД03 от 05.10.2011 г. |
Временно определенные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года |
[17] |
"Применение в мостостроении мегаполиса Москва композиционных материалов", журнал "Композитный мир", N 3 2007 г. |
ОКС 93.080 |
ОКП 22 9641 |
| |
Ключевые слова: полимерные композиты, полимерные композиционные материалы, пешеходные настилы из полимерных композитов, требования к материалам и нагрузкам |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.059-2015 "Рекомендации по применению на мостах, путепроводах и тоннелях пешеходных настилов (тротуаров) из композиционных материалов" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 4 апреля 2017 г. N 588-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был